Крепкая вера народная спасла город от моровой язвы, а император Петр I получил здесь исцеление от тяжелого недуга.
Старинный русский город Шуя расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы. Древнее поселение на месте этого города основали, по всей вероятности, угро-финские племена чудь и меря. Впервые город упоминается в летописях 1393–1394 годов как значительный населенный пункт Нижегородского княжества.
Согласно преданию, Шуя некогда была столицей Белой России, само слово «шуя» на сарматском языке значит «столица». Название может происходить и от финского слова «суо» – болото, озеро, болотистая местность. По другой версии, оно происходит от древнеславянского «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу» реки).
Город «славных мыльных заводов»
Мыловарение было самой древней промышленной отраслью Шуи – впервые об этом упомянуто в писцовой книге Афанасия Векова в 1629 году. Изображение мыла попало даже в герб города, появившийся в 1781 году. Вот что пишут о нем источники того времени: «Въ верхней части щита гербъ Владимiрскiй. Въ нижней – въ красномъ поле, брусъ мыла, означающiй славные находящiеся въ городе мыльные заводы». Секреты изготовления мыла наследовались еще от Византии, но русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были неплохие условия: большие запасы сала, внушительные лесные массивы. Особенно широкое распространение промышленное производство мыла получило при Петре I.
Во времена Екатерины II шуйское мыло было известно уже по всей стране. На Борисоглебскую ярмарку за ним съезжались с разных концов Руси. Упоминается оно и в русской песне: «И я встану младешенька, ранним-рано ранешенько. Я умоюсь младешенька, шуйским мылом белешенько».
Мощь и вера
Практически из любой точки города вы можете увидеть стройные очертания колокольни Воскресенского собора. Эта звонница – вторая по высоте в России после колокольни Петропавловской крепости. Начинал ее строительство итальянский архитектор Г. Маричелли, но из-за обрушения конструкции на 3-м ярусе достраивать сооружение пришлось владимирскому крестьянину М. Савватьеву. На звоннице было установлено 11 колоколов, отлитых мастером-умельцем Ксенофонтом Веревкиным (он же отливал колокола для храма Христа Спасителя). Самый крупный колокол, весом 1270 пудов, был изготовлен в честь спасения царя Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года под Харьковом. Отливали его в Москве. А подняли этого гиганта на шуйскую колокольню в день рождения Российского императора Николая II – 18 мая 1891 года. При-чем сделали это вручную.
Репрессии
С 1918 года по России покатилась мощная волна репрессий. По всей стране закрывались храмы, изымались церковные ценности, архивы, библиотеки. Трагической датой для Шуи стало 15 марта 1922 года.
В этот день в Воскресенский храм прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей, но собравшиеся горожане закрыли путь к храму. Вызвали конных красноармейцев, началась беспорядочная стрельба. В ходе столкновения вооруженных отрядов и горожан первым погиб Николай Малков, следом пали Анастасия Шилова, Аксентий Калашников, Сергей Мефодьев. Тела убитых положили на паперть и никого к ним не подпускали. Вскоре «за подстрекательство народа к бунту и сопротивление законной власти» были арестованы, а 10 мая 1922 года расстреляны настоятель Воскресенского собора протоирей отец Павел (Светозаров), палехский священник отец Иоанн (Рождественский) и Петр Языков.
В августе 2000 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви все, погибшие в Шуе во время событий 1920–1930 годов, были прославлены в лике святых. Днем памяти этих новомучеников Церковь установила 10 мая по новому стилю. А через семь лет в Шуе перед колокольней на Зеленой площади был поставлен памятник российским священнослужителям и верующим, пострадавшим от советской власти.
Икона с характером
Моровая язва свирепствовала в Шуе с 1 сентября по 12 октября 1654 года. Умирали целыми семьями, народ отчаялся. Тогда прихожане Воскресенской церкви попросили иконописца Герасима Тихонова Иконникова написать Смоленскую икону «со всяким благоговением и поспешностию». Мастер с радостью взялся за предложенный труд, молясь Пресвятой Владычице об успешном совершении дела. Икона писалась неделю, в продолжение которой совершались ежедневные богослужения, прихожане бодрствовали, постились и молились.
Во время работы над образом случилось чудесное событие. На следующий день, после того как Герасим нанес на доску «прорись», положение Младенца на руках у Богоматери изменилось. Мастер исправил изображение, но и на третий день обнаружил то же изменение. Более он не решился исправлять свою работу, видя в совершающихся изменениях не случайность, а чудесное действие Промысла Божия.
Через неделю весь причет церковный, облачившись в ризы, со свечами и кадилами, в сопровождении народа пришел к дому Герасима Иконникова, принял написанный образ и крестным ходом отнес его в Воскресенский храм. Когда икону поставили на предназначенное для нее место, весь храм озарился необычайно ярким светом. Верующие исполнились великой духовной радости и ликования. Народ стал приносить пожертвования на украшение святого образа, возложивши надежду на Бога и Пречистую Его Матерь.
Усердными молитвами
Немедленного прекращения страданий за первым чудом не последовало. Болезнь принялась свирепствовать с еще большей силой, так что «был страх великий, ужас и печаль». С еще более усердным молением народ обратился к Богу и Богоматери и стал целыми семьями приходить в храм на каждое богослужение. Вскоре смертность прекратилась, все, лежавшие к тому времени на одре болезни, получили внезапное исцеление, на которое не могли и надеяться.
Сам же Герасим Иконников, написавший чудотворный образ, оказался в числе умерших вместе со своей семьей, родителями и братьями. Все пять членов этой семьи приняли пострижение в великую монашескую схиму, исповедались, причастились Святых Тайн и скончались. В такой христианской кончине иконописца со всем его домом народ увидел знак великой милости и благоволения Богородицы к нему.
Потери от эпидемии составили почти половину городского населения: из 1170 умерли 560 человек, из 211 посадских дворов 90 вымерли полностью.
Чудеса
Новое чудо от Шуйской иконы – исцеление одержимого отрока Иакова – случилось в понедельник Светлой Седмицы 1666 года. Всего же к 1800 году было зафиксировано 109 чудес. Большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз. Наибольшее число исцелений произошло во время празднования в честь Смоленской иконы 28 июля 1666 года – 16 случаев, и на следующий день, 29 июля – 18 случаев.
В 1666 году шуйские священники отправили царю Алексею Михайловичу послание о чудесах, творимых иконой. На следующий год вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, повелевавшая (согласно указу царя Алексея Михайловича и решению Освященного Собора) архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности чудес. Все случаи были записаны в особые книги, которые отправили в Москву.
В 1722 году по пути в Персидский поход в Шуе побывал Петр I. Он остановился в городе, чтобы приложиться к чудотворной иконе. Избавившись от недуга, царь захотел увезти образ в Санкт-Петербург. Но горожане, узнав об этом, упали на колени перед царем и умолили оставить икону Небесной Покровительницы и Заступницы в Воскресенском храме.
Исчезновение
В 1922 году чудотворную икону из храма изъяли. В мае 1935 года Шую посетил инспектор по делам музеев. Он сделал запрос в Комитет по охране памятников при Президиуме ВЦИК, в котором написал, что в Шуе обнаружены весьма ценные памятники искусства и старины, заслуживающие внимания, и среди них чудотворная Шуйская Смоленская икона. Комитет по охране памятников направил запрос инспектора в Третьяковскую галерею. Дирекция ГТГ 4 сентября 1935 года ответила предложением взять чудотворный образ на государственную охрану. Однако в октябре 1937 года собор был закрыт, вероятно, тогда же исчезла и икона, никаких сведений о ее нахождении в каком-либо музейном собрании на данный момент нет. Благочестивые жители Шуи говорят: «Она к нам пока не вернулась, оттого что мы ее не достойны». В настоящее время в Воскресенском соборе находится почитаемый список, украшенный богатым окладом с многочисленными подношениями от излечившихся.
В блокнот паломнику:
Как добраться: Шуя находится в 30 км от города Иванова. Из Москвы с автовокзала (м. «Щелковская») автобусом до Шуи – 6 часов.
Автобусом из Москвы до Иванова, от Иванова до Шуи. Сообщение Иваново-Шуя налажено отлично, транспорт ходит каждые полчаса.
С Казанского вокзала на любом поезде, проходящем город Ковров (около 4 часов), далее от Коврова до Шуи электропоездом (1,5 часа).
Ольга Швейцер,
фото автора