Перед этой иконой, написанной по благословению преподобного Амвросия Оптинского, молятся Царице Небесной об умножении плодов земных и небесных.
Молитва за каждый «колосок»
Образ, на котором Божия Матерь изображена над созревшей хлебной нивой, исполнен глубокого духовного смысла. Мы видим на узкой полоске земли поле, часть которого уже сжата в снопы, а часть еще колосится среди цветов и травы. Богородица, восседающая на легком облаке и молящаяся за русскую землю, распростерла над ней Свои руки. Ее взгляд, обращенный прямо на нас, и милостивый, и строгий одновременно.
Поле, которое благословляет Богородица, – это поле духовной жизни, приближающее нас к Господу
Поле, которое благословляет Богородица, – это поле духов ной жизни, приближающее нас к Господу. Каждый колосок на этом поле – образ каждого из нас, созревающего в свою меру совершенства. Пресвятая Богородица молится о спасении каждого члена Церкви и привлечении в ее стены тех, до кого еще не дошло слово Божие.
На иконе Царица Небесная, «яко солнце светозарное», восходит над нивою созревающей. Внизу стоят и лежат снопы, «полного зерна в колосе». Значит, жатва зреет, и Божия Матерь восходит «над созревающей нивою, предшествуя приходу Господина с жателями».
В Евангелии от Марка сказано: «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4, 29). Так образно в иконографии представлено Царствие Божие и второе пришествие Господа на землю со славою, когда во время Страшного суда произойдет отделение зерен от плевел, то есть праведных от грешных.
Замысел
История создания этого образа связана с последними годами жизни иеросхимонаха Амвросия. Находясь подолгу в Шамординской обители, тяжелобольной старец был обеспокоен судьбой основанного им монастыря и горячо молился Богоматери о Ее покровительстве и заступничестве. Тогда и возник замысел иконы.
На вопрос своего духовника отца Феодора, на кого он оставляет свой монастырь, старец Амвросий без колебания ответил: «Обитель оставляю Царице Небесной». За год до своей кончины старец Амвросий указал и дату празднования этой иконы – 15 (28) октября. Именно в этот день 1891 года по Промыслу Божиему тело старца было предано земле.
Но кем была написана «Спорительница хлебов»? Этот вопрос остается без ответа. Известно лишь, что образ Божией Матери написан с иконы «Всех святых», которая находилась в Болховском Богородично-Всехсвятском женском монастыре, а хлебные снопы изображены по желанию и благословению старца Амвросия. Он и дал этой иконе необычное название.
Незадолго до своей болезни старец составил особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».
По милости Царицы Небесной
Почти сразу новый образ Божией Матери «Спорительница хлебов» стал почитаться верующими. Первое чудо от святого образа засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей России год выдался крайне неурожайный, а в Калужской губернии, где находилась икона, хлеб обильно уродился.
Слово «Спорительница» означает помощница, потому что происходит от старинного глагола «спорить» с ударением на последнем слоге, что означает способствовать, помогать. Этим необычным названием святой старец хотел показать, что Пресвятая Богородица помогает людям не только в обретении душевного спасения, но и в их земных трудах
Следующий удивительный случай был связан со списком иконы, написанным уже после кончины старца Амвросия послушником Оптиной Пустыни, неким Иваном Феодоровичем Ч-м из дворян. Икона была доставлена в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. «Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею, – читаем мы в жизнеописании оптинского старца, – после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону».
Признание
В последний год своей жизни преподобный во множестве заказывал фотоснимки иконы «Спорительница хлебов», которые раздавал и рассылал своим духовным чадам.
Необычная иконография этого образа Божией Матери, а также неоднозначное отношение духовных властей к личности старца Амвросия стали причиной, по которой Святейший Синод запретил официальное почитание «Спорительницы хлебов». В 1892 году подлинную икону увезли из Шамординской обители, и точная судьба ее неизвестна.
Время опровергло такое решение Синода. Весть о чудотворной «Спорительнице хлебов» быстро облетела всю Россию, с образа делались как живописные копии, так и литографии. Любовь и доверие к старцу, безграничная вера в заступничество Богоматери сделали эту икону истинно народной и горячо любимой верующими.
В ноябре 1993 года Святейший Патриарх Алексий II принял решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Этот день – 28 октября по новому стилю.
По завету старца
Возрождение Шамординской обители началось в мае 1990 года, а в 1999 году в скиту на монастырских угодьях был устроен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». В следующем году был освящен храм в честь этой иконы и на территории подсобного хозяйства Оптиной Пустыни.
В это же время Промыслом Божиим в келье старца Амвросия появился живописный список с ранних икон Божией Матери «Спорительница хлебов». Эту икону передал в Оптину пустынь Александр Курочкин из Ростована-Дону, у которого купленный по случаю образ находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы, скрытую под слоем краски:
«Радуйся Благодатная Господь
С Тобою Подаждь и намъ
недостоинымъ Росу Благодати
Твоея и Яви Милосердiе Твое».
Празднованiе 15го Октября».
Еще ниже:
«Образъ. Сеи. Старца Оптиной Пустыни. Iеросхимонаха. Амвросiя»
Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница Хлеба» сделано тем же почерком, что и надпись.
Варвара Каширина, Галина Черкасова
Фотографии с сайта Казанской Амвросиевской женской пустыни Шамордино