Трудно предположить, что в окрестностях Лондона можно встретить православный монастырь. Но это так. Иоанно-Предтеченская обитель была основана в Эссексе известным афонским старцем русского происхождения – отцом Софронием.
Москва-Лондон… Эти два города обозначили начало и конец жизненного пути человека, который вошел в мир под именем Сергей Семенович Сахаров, а покинул его афонским старцем Софронием. Будущий монах родился в 1896 году в образованной купеческой семье и все свое детство провел с няней Екатериной, которая была глубоко верующим человеком. Именно няня, по воспоминаниям отца Софрония, научила его детское сердце молиться.
Юношеские искания Бога и «абсолютной любви» прервала Первая Мировая война. Господь уберег – выжил. Уберег и потом - когда под конвоем уводили на Лубянку. Пережив два ареста ЧК, в 1921 году Сергей Сахаров, к тому времени выпускник Академии художеств, решает уехать из России. Как оказалось, навсегда…
Сначала Италия, затем Берлин и Париж. Молодой художник участвует в престижных выставках, ему прочат блестящее будущее, но душа хочет чего-то иного. В 1924 году происходит событие, которое меняет всю жизнь Сергея. В праздник Пасхи, стоя на молитве, он увидел то, что святые отцы называют Нетварным Фаворским Светом. Пережив глубочайшее потрясение от видения, молодой человек твердо решает посвятить свою жизнь Богу. Уже в следующем году он приезжает на Афон, в русский Пантелеймонов монастырь, где спустя несколько месяцев принимает монашеский постриг с именем Софроний.
Но даже здесь, на Святой Горе, он не вполне уверен, что нашел свой путь спасения. Лишь весной 1930 года происходит судьбоносная встреча со старцем Силуаном. Опытный духовник смог дать ответы на «отчаянные» духовные вопросы, волновавшие молодого монаха. Восемь лет, проведенные «у ног» старца Силуана, отец Софроний вспоминал как самые счастливые в своей жизни. Именно ему старец Силуан оставляет “дневник души” - свои бесценные записи, которые он вел в течение многих лет пребывания на Святой Горе.
После смерти своего духовника отец Софроний уходит в затвор и поселяется в самом убогом и труднодоступном на всем Афоне скиту. Жить здесь настолько тяжело, что даже пустая консервная банка кажется сокровищем – в неё можно набрать воды. Но душа монаха радуется – здесь ничто не может отвлечь ее от глубокой и смиренной молитвы.
В 1941 году отец Софроний был рукоположен в иеромонахи. С тех пор начинается его новое служение – духовническое. К отшельнику, знающему несколько иностранных языков, идут за советом и отеческой поддержкой монахи самых разных национальностей. Ученик преподобного Силуана Афонского становится духовником сразу нескольких обителей: св. Павла, св.Григория, св. Ксенофонта, а также различных скитов и келий.
В миру тем временем идет самая разрушительная за всю историю человечества война. « В те кошмарные годы, - вспоминал отец Софроний, - я подолгу молился, особенно по ночам. Часами рыдал я в моих молитвах «о мире всего мира», больше же всего за Россию, за русский народ, которому грозила наибольшая опасность, едва ли не полного уничтожения».
Вызванные войной потрясения коснулись даже Афона. В 1947 году по политическим соображениям со Святой Горы были высланы ни в чем не повинные монахи русского происхождения. В их числе и отец Софроний…
Так он снова оказывается в Париже, где начинает служить в скромной Успенской церкви при русском кладбище Сен Женевьев де Буа. Одновременно работает над рукописью «Старец Силуан». Первый тираж этого труда выходит в свет в 1948 году, второй – в 1952. Книга вызвала огромный интерес и почти сразу же стала библиографической редкостью.
Постепенно вокруг афонского монаха собирается круг единомышленников. Это были люди разных возрастов и разных профессий, но их всех объединяло одно - стремление к иноческой жизни. В 1956 году отцу Софронию удается зарегистрировать монашескую общину, однако дальше дело не идёт – французские законы запрещают строить монастырь.
В 1958 году вместе со своими духовными чадами отец Софроний переезжает в Англию, где в семидесяти километрах от Лондона покупает небольшое имение. Его мечта сбылась - он создает монастырь, который живет по заповедям отца Силуана.
Здесь ничто не отвлекает монаха от его главной задачи – внутреннего делания. Этот сокровенный, скрытый от посторонних глаз труд требует огромной концентрации и полной самоотдачи. Наставляя братию, отец Софроний часто и подолгу ведет с монахами душеспасительные беседы. У хорошо образованного старца был особый дар духовного рассуждения и духовного водительства.…
Долгое время богослужения в монастыре совершались в домовой церкви во имя Иоанна Предтечи. Строить традиционный русский храм с куполами и колокольней местные власти не позволили. Лишь в начале 1980-х годов отец Софроний получает разрешение возвести отдельно стоящее здание без каких-либо архитектурных излишеств.
Предложенный проект более всего напоминал складское помещение с обычной двускатной крышей. Однако расписывать здание никто не запрещал. Когда работа над фресками была закончена, и местные власти пришли посмотреть на результат, то были настолько впечатлены увиденным, что отметили храм особой наградой «За лучший дизайн 1989 года в графстве Эссекс».
К тому времени монастырь стал одним из самых почитаемых православных мест в Великобритании. За духовным советом к старцу приезжали тысячи людей из разных стран мира. И отец Софроний, помня наказ Силуана Афонского принимать всех, кто идет за словом Божиим, никому не отказывал. Благодаря глубоким проповедям святогорского старца многие люди, искавшие истины, становились православными.
В монастыре, где подвизались монахи самых разных национальностей - шведы, румыны, французы, датчане, русские, - отец Софроний ввел устав афонских скитов. Он отличается тем, что утреня и вечерня заменяются в будние дни Иисусовой молитвой, которая содержит в себе краткое Евангелие. Во время службы Иисусова молитва читалась на разных языках. Таким образом, старец хотел подчеркнуть вселенское значение Православия. Вслед за преподобным Силуаном Афонским он утверждал, что истинная вера не имеет национальных границ.
В течение пятнадцати лет отец Софроний был настоятелем, а с 1974–го года и старцем монастыря. Он тихо отошел к Господу в 1993 году и был похоронен на монастырском кладбище. После себя монах-святогорец оставил большое духовное наследие – письма, беседы, размышления. Но главное – он сумел убедить каждого, с кем хоть раз побеседовал, что «жизнь без Христа безвкусна, грустна и беспросветна».
…Вспомним эти слова у могилы старца и попросим его скорых молитв о себе и своих близких.