Не много найдется в Москве мест, старожилы которых продолжают хранить память о своей малой родине, в которой отразилась история всего нашего города. Кадаши – одно из них.
Сюда, в храм Воскресения Христова, люди приходят помолиться и причаститься, как приходили их предки более пятисот лет назад. Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1493 году. Князь Иван Юрьевич Патрикеев (московский воевода) писал о ней в грамоте своим сыновьям, именуя ее «церковью Воскресения, что на Грязех». Тогда храм располагался близко к болотистому берегу, и во время весенних разливов Москвы-реки здесь было довольно грязно.
Начиная с 1625 года о храме появляются регулярные записи в Патриарших окладных книгах. Располагаясь напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, Воскресенская церковь в это время была уже центром Замоскворечья. Как считают ученые, она служила главной доминантой, определяющей основную градостроительную ось Москвы, которая проходила от колокольни Ивана Великого через церковь Вознесения в Кадашах к церкви Вознесения в Коломенском.
На камени сем
В 1657 году Воскресенский храм был отстроен в камне, однако здание просуществовало недолго – через тридцать лет стали возводить новое двухэтажное строение с пятью куполами. Работы велись на средства жителей Кадашевской слободы – купцов Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Начатый при святейшем Патриархе Иоакиме, храм был завершен при Патриархе Адриане. 13 января 1695 года он «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную литургию». В том же году построили шестиярусную колокольню, которая получила в народе название «свеча». Строителем выдающегося памятника «московского барокко» считается Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре после смерти Святейшего.
В Кадашевской церкви четыре престола. Главный – в честь Воскресения Христова – находится в верхнем, летнем храме. Три других – Успения Божией Матери, Тихвинской иконы, Святителя Николая Чудотворца – расположены в нижнем храме, отапливаемом двумя изразцовыми печами.
Царские изографы расписывали стены
О богатом внутреннем убранстве заботились прихожане и благотворители. Одним из лучших произведений резного искусства XVII века считался шестиярусный иконостас высотой 12 и шириной 11 метров, расположенный в верхней церкви. Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконы разделялись 52 деревянными колонками. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, при этом нерезные части покрашены в голубой цвет.
Росписью стен и написанием икон занимались царские изографы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты. Иконы святых апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника были написаны в память купцов Кодрата и Лонгина Добрыниных.
В XVIII веке храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В 1812 году значительная часть ценностей была расхищена французами, которые устроили в нижней церкви конюшню. Пострадала и старинная роспись XVII века. Уходя, солдаты Наполеона подожгли храм с западной стороны, сгорела колокольня, однако огонь дальше не пошел, у окна правого клироса потух.
Стены были расписаны заново в 1848 году при настоятеле отце Иоанне Маргаритове. Тогда же вновь позолотили иконостас. После реставрации в 1849 году храм освятил сам Митрополит Московский и Коломенский Филарет.
Святые на службе
В начале XX века настоятелем Воскресенской церкви был священник Николай Смирнов (1868–1922), которого прозвали в народе «Кадашевским». Православная Москва особо любила жизнерадостного, приветливого, благодушного батюшку. Когда он появлялся в обществе, чистая струя жизни и радости вливалась в окружающих. Отец Николай прославился неутомимой и многообразной пастырской деятельностью. При нем было устроено сестричество, открыты богадельня, детский приют, во время Первой мировой войны – два лазарета. Особую известность он получил как организатор многочисленных паломничеств к российским святыням, в которых участвовали до двух тысяч человек. После революции на долю отца Николая выпало много бед и скорбей. Защищая Кадашевский храм от разорения, он скончался исповедником Христовой веры 15 июня 1922 года. Попрощаться с отцом Николаем приезжал Патриарх Тихон.
Впоследствии в Кадашевском храме служили замечательные священники, среди которых было немало прославленных в лике святых: новомученик Илия Громогласов, расстрелянный в 1937-м в Твери; священномученик Александр Андреев – расстрелян в Сиблаге в 1937-м; отец Василий Воскресенский – расстрелян в 1937-м; трагически погибший в Кадашах отец Димитрий Карнеев.
Неоднократно служил в Кадашевском храме и знаменитый московский старец и чудотворец отец Аристоклий. Храм посещали святитель Филарет (Дроздов), священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, святой Патриарх Тихон, святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Вера не ушла
В 1934 году храм был закрыт. В нем размещались различные государственные учреждения, спортивный клуб колбасной фабрики, позднее Всероссийский художественно-научный реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря.
И все же, несмотря на стремление советской власти уничтожить саму память об истории, в зеленых кадашевских дворах и тихих переулках сложилась и зажила своей жизнью крепкая и дружная община. Кадашевцы вспоминают о себе: «Как и все москвичи, мы жили бедно и тесно. Но в памяти коренных жителей остались не столько трудности того давнего быта, сколько ощущение доброты, сплоченности, доверия, которое существовало между соседями. Здесь не запирали дверей. Здесь любили детей, подкармливали их в трудные времена и прощали им шалости. Здесь вместе отмечали праздники, расставляя во дворе столы, и делились горем и радостью. И вера не ушла из Кадашей даже в годы государственного атеизма».
Связующей нитью между приходом, существовавшим до закрытия храма в 1934 году, и приходом сегодняшним была одна из старейших прихожанок Воскресенского храма Зоя Васильевна Сибрякова (1914–2010). Прожив почти столетие, она застала три эпохи российской истории: дореволюционную, советскую и нынешнюю. Зоя Васильевна рассказывала прихожанам о Святейшем Патриархе Тихоне, отце Николае Смирнове, священномученике Александре Андрееве, отце Димитрии Карнееве и других людях, которых она видела и которым суждено было прославиться в лике святых угодников Божиих.
Из воспоминаний Зои Васильевны Сибряковой, прихожанки храма:
«Патриарх Тихон к нам приезжал в гости, к моей маме! Была особая служба после смерти отца Николая Смирнова. Мама это знала, готовилась. И у нас после службы был обед. Комната была 17 метров, тесновато, но как-то раньше мирились с этим. Был накрыт стол. И патриарх Тихон у нас обедал. Я хорошо это помню. Он такой добрый, с бородой. Жаль, что не было возможности делать фотографии, такой не было моды».
«Еще помню отца Аристоклия, который служил раньше в храме Иоанна Воина. Как мне рассказывала мама, когда мне было девять месяцев, я была больна золотухой, и у меня очень болело ухо. Врачи даже отказались меня лечить, и мама пошла со мной к отцу Аристоклию в церковь. И, вот, обедня кончилась, стоит она там и плачет. Он подходит к маме и говорит: “Будет-будет твоя девочка жива”, дал такой пузыречек с маслом и говорит: “Мажьте ей за ухом, и у нее все пройдет”. Он жил на Афонском подворье, а в Кадашах часто служил. Теперь он причислен к лику святых. Его очень почитают. Мне мама как-то сказала: “Ты когда идешь на Даниловское кладбище, обязательно заходи к отцу Аристоклию поклониться, он тебя спас”».
XXI век – Кадаши в опасности
Храм Воскресения Христова в Кадашах – памятник архитектуры федерального значения – расположен в заповедной зоне Московского Кремля. На территории храма предполагается незаконное строительство элитного офисно-жилого комплекса «Пять столиц». Ряд исторических зданий под это строительство уже снесен, предпринимаются усилия, чтобы продолжить «зачистку» площадки под новое строительство, несмотря на то что по охранному законодательству снос исторических зданий исключен. Любое строительство в зоне памятника чрезвычайно опасно для него. Храм в Кадашах стоит на насыпи, сделанной на болоте. У храма частично утрачены фундаменты, и в настоящее время он находится в очень хрупком равновесии. Строительство подземных гаражей вызовет колебание почв, а значит, и разрушение самого храмового здания.
Прихожане и настоятель протоиерей Александр Салтыков несколько лет добиваются отмены строительства коммерческого комплекса, однако ничего, кроме успокоительных заявлений, пока не имеют.
С давних пор храм в Кадашах славился своим колокольным звоном. Главный колокол весом 6,5 тонны был отлит в 1750 году известным мастером Константином Михайловичем Слизовым. Этот же мастер спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. После закрытия Воскресенского храма колокола исчезли. Но в 1990-х годах стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре.
В блокнот паломнику:
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Адрес: 115035, Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7
Тел/факс: 8 (495) 953-13-19
Тел.: 8 (495) 953-22-91
Эл. почта: voskreskadashi@mail.ru
http://www.kadashi.ru/.
Галина Дигтяренко