24 ноября Церковь вспоминает святого Стефана Дечанского, короля Сербии, одного из самых почитаемых святых этой православной балканской страны.
Святой Стефан Дечанский, король Сербии
Стефан Урош III, прозванный впоследствии Дечанским, родился в 1276 г. в семье короля Стефана Уроша II Милутина. Он был внуком свв. Уроша I и Елены Анжуйской, правнуком св. Стефана Первовенчанного.
Стефан Дечанский вошел в историю как король-страстотерпец, король-страдалец.
“В царех благочестно пожив и страдания путь прошед, веледушне, и страдальцем равночестен венечник явился еси…”, поется в кондаке святому королю.
Ещё в юности ему пришлось по воле отца отправиться в качестве заложника к Ногаю, правителю т.н. Дунайского улуса, отколовшегося в то время от Золотой Орды, подчинившему своей власти южнорусские княжества, Литву, Польшу, Болгарию. Стефан провёл в ставке всесильного беклярбека семь долгих лет вплоть до гибели Ногая. В это время на Руси продолжается усобица между сыновьями Александра Невского, и Стефан мог быть свидетелем того, как Ногай по приглашению князя Андрея Александровича отправляет на далекий северо-восток полчища Тудана, запечатленные в русских летописях как Дюденева рать.
Но вот хан Тохта побеждает Ногая, упраздняет Дунайский улус, и Стефан возвращается домой. 23-летний принц женится на дочери Болгарского царя и назначается отцом наместником в Зету (современная Черногория).
В это время король Милутин женится на Симониде, дочери византийского императора Андроника II Палеолога. Под влиянием свекрови, императрицы Ирины, на роль наследника сербского престола в обход Стефана начали претендовать братья Симониды, византийские принцы. Стефан, не потерпев вопиющей несправедливости, восстал против отца, но он не собирался причинять никакого вреда родителю. По первому зову родителя он приехал на переговоры, просил прощения, пытался объяснить своё положение. Но несмотря ни на что Стефан был схвачен, отвезён в Скопье (столица современной Республики Македония), там ослеплён и под стражей вместе с женой Феодорой и новорожденным сыном Душаном отправлен в Константинополь к тестю короля, который заточил Стефана в Монастырь Пантократора.
По дороге на Босфор, в местности Овче-Полье, горячо молившемуся страдальцу является святитель Николай и говорит: “Не теряй духа; вот очи твои на моей длани” и показал ему глаза. Явление Чудотворца утешило Стефана, придало сил и облегчило боль.
Святитель Николай показывает свтому Стефану его глаза. Миниатюра из Лицевого жития свт. Николая Чудотворца. Москва, XVI в.
Стефан со всем смирением принял свою участь и стал вести иноческий образ жизни, во всём подражая насельникам монастыря, а в чём-то и превосходя их. Игумен докладывал императору об аскетических подвигах сербского принца, его терпении и мудрости. Андроник II стал приглашать Стефана к себе во дворец для бесед. Житие святого содержит рассказ об изгнании оппонента свт. Григория Паламы Варлаама Калабрийского из Константинополя по совету Стефана Дечанского. Несмотря на очевидный анахронизм (Варлаам на тот момент даже не прибыл в Империю, а изгнан он будет через 10 лет после смерти Стефана) эта история, вероятно, отражает реальное уважение, которое оказывал император пленному сыну короля Милутина.
По прошествии нескольких лет во время продолжительного богослужения Стефан задремал, и ему снова явился свт. Николай Чудотворец и со словами “обещание мое пришел я исполнить” осенил крестным знамением его глаза. Стефан проснулся и понял, что ему вернулось зрение. Однако из опасения перед вторичным ослеплением он не стал никому рассказывать о чуде и проходил с повязкой на глазах ещё два года, пока не примирился с отцом и вернулся в Сербию.
Святитель Николай возвращает святому Стефану зрение
В благодарность святителю Николаю Стефан богато одаривает базилику в Бари, где почивают мощи святого угодника. Среди прочего он преподносит в дар храму икону, которая находится там до сих пор, причем на самом почетном месте – в крипте над ракой мирликийского чудотворца. Это большой образ святителя с предстоящими Стефаном Дечанским, его женой Феодорой и сыном Душаном. Эта икона сыграла важнейшую роль в формировании живописного изображения свт. Николая на западе; католическая церковь приняла её ее как “истинное изображение”, “vera effigies”.
Икона свт. Николая с предстоящим святым Стефаном. Базилика св. Николая, Бари, Италия
Вернувшись на родину и став королем по смерти Милутина, Стефан вёл успешные воины с внутренними и внешними врагами. В его правление произошло дальнейшее усиление Сербии, которая стала самой могущественной державой на Балканах. Зенита величия страна достигнет при сыне Стефана Душане, который объявит Сербию царством, а себя “царём сербов и греков”.
В предисловии к Евангелию 1329 года о короле Стефане сказано: “Господь избрал и прославил его для отчизны, как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, расселяя врагов своих”.
Однако мученическая жизнь Стефана Дечанского должна была увенчаться и мученической кончиной.
Болгарский царь Михаил III Шишман расторг брак с сестрой Стефана Анной Недой (св. Еленой Дечанской) и начал подготовку к военным действиям. В разворачивающейся Гражданской войне в Византии сербы поддержали законного императора Андроника II. Его противник и внук Андроник III направил войска на соединение с болгарами, чтобы совместными силами уничтожить Сербию. Однако Стефан упредил эту встречу и разгромил болгар в битве при Велбужде (современный Кюстендил в Болгарии). При этом Стефан, как истинный христианин, оказал милость к павшим, не позволив грабить и разорять землю единоверцев. Несмотря на гибель в бою царя Михаила, Стефан отказался от требований своей алчной знати не останавливаться и покорить всю Болгарию. За что и поплатился. Недовольные князья во главе с королевичем Душаном составили заговор, в результате которого Стефан был свергнут с престола и вскоре убит в Звечанской крепости.
Существует предание о проклятии (или, если угодно, пророчестве) Стефана Дечанского. Перед лицом своих убийц он предсказал скорое падение державы отцеубийцы Душана. Заговорщики, наверняка, рассмеялись словам мученика. Ведь ничто не предвещало беды, Сербия праздновала триумф и почивала на лаврах. Но уже вскоре после смерти Душана Сербское царство распалось, а ещё через несколько лет было разгромлено и покорено турками.
Король Стефан был убит 11 ноября по старому стилю, в день святого Мартина Турского или Мратиндан по-сербски. Почитание короля-мученика началось вскоре после смерти, на его гробе произошли чудесные исцеления, а обретённые мощи источали благоухание. Вскоре память Стефана Дечанского в Сербии затмила память святителя Мартина, и ныне каждый серб скажет, что Мратиндан это день святого Стефана, один из самых больших церковных праздников на Балканах.
Так почему же святой король Стефан Урош III зовётся Дечанским?
Собор монастыря Высокие Дечаны, Сербия
Дело в том, что он в подражание своим святым предкам создал “задужбину”[i] – монастырь Высокие Дечаны, относящийся к числу самых знаменитых монастырей Сербской Православной Церкви и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Косово и Метохии. Дечанская Лавра расположена как раз в исторической области Метохия, в 20 км. к югу от древней кафедры сербских патриархов – города Печ, недалеко от границы с Албанией и Черногорией, у восточного склона горного массива со зловещим названием Проклетие.
Снаружи Собор Христа Пантократора (Вознесения Господня) украшает множество скульптур, внутри стены покрывают около тысячи фресок XIV века, которые по числу персонажей и сцен, а также по общей площади живописи превосходят все, что было создано до этого сербскими мастерами, а перед солеей почивают честные мощи святого короля Стефана и его сестры, святой Елены Дечанской.
Сегодня посещение обители, которая несколько веков оставалась одним из главных паломнических направлений Сербии, затруднено ввиду того, что с 2008 г. она находится на территории самопровозглашенного сепаратистского образования – т.н. “Республики Косово”. Братия монастыря живет в практически осадном положении во враждебном албанском окружении. Безопасность монастыря обеспечивают международные силы KFOR.
Стефан Дечанский и его обитель имеют интересные связи с Россией.
Первое житие святого написал игумен Высоких Дечан Григорий Цамблак, племянник митрополита Московского, святителя Киприана, и сам впоследствии митрополит Киевский и Литовский. Кровь Стефана Дечанского текла в жилах последних русских Рюриковичах: великом князе Василии III, его сыне, царе Иване IV Грозном, и внуке, царе Федоре. Дело в том, что супруга великого князя Ивана III София Палеолог была внучкой византийской императрицы Елены Драгаш, которая в свою очередь была внучкой Феодоры, дочери святого Стефана. Существует легенда, что Иван Грозный венчался на царство короной Душана Сильного, специально доставленной для этого события из оккупированной турками Сербии.
Отдельно хочется сказать о русском присутствии в Высоких Дечанах.
В середине XIX в. в Россию для сбора пожертвований приехали два дечанских иеромонаха. Они привезли для поклонения одну из святынь своей обители, напрестольный крест с частицей Животворящего Креста. По всей России начался сбор средств для страждущей под турецким гнётом монашеской братии. И вот в 1862 г. в Архангельске для Высоких Дечан были отлиты четыре колокола. Фрегаты с чудесными “куликовскими” именами “Димитрий Донской” и “Ослябя” доставили их в черногорский порт Бар.
В конце XIX в. монастырь вследствие постоянных нападений албанцев пришёл в запустение, и сербские архиереи, не найдя возможности возродить духовную жизнь в Дечанах своими силами, начали переговоры с духовным отцом всех русских монахов на Афоне того периода, подвизавшемся в келии свт. Иоанна Златоуста схимонахом Кириллом (Абрамовым). Старец, заручившись поддержкой министра иностранных дел Сербии и российского консула в Призрене, предложил направить в Метохию нескольких братьев во главе с иеромонахом Арсением. После улаживания всех формальностей в 1903 г. 28 русских монахов прибыли монастырь. В короткий срок они наладили как хозяйственную, так и молитвенную жизнь обители: возобновили ежедневное богослужение, устроили больницу и открыли школу с пансионом для сельских детей. Был построен братский корпус, до сих пор именуемый русским. Близ монастыря стали селиться православные сербы, а албанцы перестали разорять обитель.
В 1905 г. император Николай II по ходатайству обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева повелел ежегодно выделять Дечанскому монастырю по 10 тысяч рублей и разрешил сбор пожертвований в России, для чего в Одессе было открыто подворье обители.
В 1910 г. монастырь был возвращен сербам, хотя несколько русских братьев там остались. Семена, посеянные русскими подвижниками, дали богатые всходы. Перед началом Второй мировой войны братия насчитывала уже 200 монахов, в том числе 35 в священном сане. Действовала монашеская школа, в которой обучалось 120 человек. Долгое время её возглавлял эмигрировавший после революции епископ Сумской, викарий Харьковской епархии Митрофан (в схиме Макарий) (Абрамов).
Русские и во второй раз в XX столетии спасли монастырь святого краля Стефана.
После смерти первоиерарха РПЦЗ, митрополита Антония (Храповицкого), в Дечаны пришел его многолетний келейник, постриженик Киево-Печерской Лавры, архимандрит Феодосий (Мельник). Именно благодаря ему монастырь выжил в годы Второй мировой. Не выдержав угроз албанских бандитов, сотрудничавших с фашистами, большая часть братии покинула обитель. На защите святынь осталось 18 монахов, включая двух русских: архимандрита Феодосия и престарелого монаха Герасима. Такими малыми силами они как могли отбивались от арнаутов. Но итальянские власти (Косово и Метохия были переданы в состав марионеточного Королевства Албания, правителем которого был король Италии) собирались отдать монастырь местным албанским властям. Для вынесения окончательного решения в Дечаны прибыл вице-король Франческо Джакомони. Быстро пробежав по запустевшему монастырю итальянец уже было утвердился в своём решении. Но тут он услышал русскую речь – это шептались между собой русские монахи. Джакомони заинтересовался откуда здесь русские, разговорился с отцом Феодосием и тот силой слова смог убедить вице-короля сохранить обитель. Джакомони оставил Дечаны под охраной карабинеров.
Митрополит Антоний (Храповицкий) с келейником, архимандритом Феодосием (Мельником)
По иронии судьбы итальянцы охраняют обитель святого Стефана от албанцев и в наши дни. “20 итальянцев погибло, защищая Дечаны от албанцев, а 12 солдат приняли православную веру, — говорит архимандрит Савва (Янич), — у нас тут не бывает ничего случайного, на все Божья воля”[ii].
Танк итальянских войск KFOR, охраняющий монастырь Высокие Дечаны
По молитвам святых Стефана и Елены Дечанских Всемилостивый Господь да дарует мир и единство православной Сербии, сохранит Дечанскую обитель и все святыни Косова и Метохии, чтобы и русские богомольцы смогли приезжать и поклоняться в эти святые места!
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.
Иллюстрации:
http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/