Честным мощам угодниц Божиих, широко почитаемых во всем христианском мире, можно поклониться в храме святого Трофима в городке Эшо провинции Эльзас.
…Святая София жила в Риме в годы правления императора Адриана (117-138) – жестокого гонителя христиан. В браке она родила трех дочерей, которым дала имена по трем христианским добродетелям – вере, надежде, любви. Вскоре после рождения третьей дочери благочестивая женщина осталась вдовой с маленькими детьми на руках. Усердно молясь Богу, мудрая София воспитала своих дочерей боголюбивыми христианками. Они хорошо знали Евангелие, были усердны в молитве и домашних трудах. Повзрослев, дочери Софии превратились в настоящих красавиц, и слух о них распространился по всему Риму.
Начальник области Антиох познакомился с девицами и узнал, что они не скрывают своего христианского вероисповедания. Он доложил о них самому императору Адриану. Тот велел слугам немедленно привести христианок во дворец. София, выслушав императорских гонцов, поняла, что их ожидает тяжелейшее испытание, и встала вместе с дочерями на молитву, прося у Господа сил перенести мучения и не устрашиться смерти. «Пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего», - горячо молилась София.
Когда мать с девицами пришли во дворец, император пожелал побеседовать с ними. «Кто ты?» - спросил он Софию. Та ответила: «Я – христианка, вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться». И стала бесстрашно исповедовать свою веру, рассказывая о Христе Спасителе, претерпевшем за весь род человеческий. Император, пораженный благородством и умом Софии, в тот день не принял никакого решения и отправил христианок к знатной женщине по имени Палладия, велев явиться к нему на суд через три дня.
Наставляя всё это время своих дочерей, София просила их не прельщаться на земные блага, не внимать льстивым речам и не страшиться мучений. «Дочери мои возлюбленные, - говорила им мать, - ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную». Вера, Надежда и Любовь всем сердцем восприняли слова матери и с радостью, во имя Господа, стали готовить себя к подвигу мученичества.
На третий день император снова позвал девиц во дворец и ласково говорил с ними, обещая стать для них добрым отцом, если те поклонятся языческим богам. Сёстры отвечали: «Отец наш – Бог, на небесах живущий … мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми».
Узнав, что старшей из сестер двенадцать, средней десять, а младшей всего девять лет, император был сильно удивлен, что в столь юном возрасте девы так разумно и бесстрашно отвечают ему. Обратившись к Вере, он снова потребовал принести жертву богине Артемиде. Но та отказалась. Сначала девицу раздели донага и подвергли жестоким побоям, затем отрезали грудь. Из ран вместо крови потекло молоко, но императора не остановило это истинное чудо. Веру положили на раскаленную железную решетку и продержали на ней два часа. Всё это время девица призывала на помощь Бога, и ее тело не пострадало. Тогда Адриан приказал бросить Веру в кипящей котёл с маслом – она вышла из него невредимой, громко прославляя Христа. После этого император приговорил мученицу к усечению мечом.
Надежда была свидетельницей этих изощренных пыток, но не утратила своей решимости пострадать за Христа. Она решительно отвергла «совет» императора не повторять судьбу своей старшей сестры. «Разве я не от одной с нею матери родилась? … Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам».
После длительных и мучительных побоев Надежду бросили в огонь, но она, подобно трем вавилонским отрокам, громко прославляла Господа и оставалась невредимой. Затем с мученицы стали железными когтями сдирать плоть. Из ран лилась кровь, но Надежда не чувствовала боли – на её лице сияла улыбка. Не убоялась она и кипящего котла с маслом. Как и старшую сестру Веру, император приговорил Надежду к усечению мечом.
Пришел черёд и девятилетней Любови пострадать за Господа. Отроковицу привязали к колесу и, растянув на нем, били палками. Затем повели в горящую печь. Мученице огонь не нанес вреда, но истязатели вместе с императором Адрианом получили сильные ожоги, когда пламя, вырвавшись из печи, стало вдруг жечь мучителей. Но и это не остановила Адриана. В своей безумной ярости он приказал просверлить руки и ноги Любови железными буровами. Поняв, наконец, бесполезность всех пыток, Адриан повелел отрубить Любови голову.
София с почестью похоронила своих дочерей на высоком холме, зная, что они воссоединились с Господом на небесах. Три дня она горячо молилась на их могиле, после чего мирно отошла к Богу, удостоившись славы небесной за свой материнский беспримерный подвиг. Если её невинные дочери, олицетворявшие три христианские добродетели, приняли телесные страдания, то святая София, видя страшные пытки, которым подвергли ее детей, пострадала за Господа сердцем своим, пропустив через него свою безмерную материнскую боль.
До второй половины VIII века честные мощи святых мучениц находились в Риме. Около 770 года в провинции Эльзас епископ Ремигий основал небольшой женский монастырь в честь святой мученицы Софии с храмом во имя святого Трофима. Спустя семь лет Римский папа Адриан I передал страсбургскому епископу Пелагию часть мощей святых мучениц. Как говорится в одном из монастырских документов, Пелагий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму». С тех пор святая мученица София стала почитаться как покровительница монастыря в Эшо. К честным мощам свв. Веры, Надежды, Любови и их матери Софии стали стекаться многочисленные паломники из Франции и других стран. В скором времени Эшо превратился в многолюдный город, а монастырь обрел благолепие и величие.
В 926 году монастырь был разрушен венграми, однако мощи святых мучениц удалось сохранить от поругания. Через четыре года монастырь и церковь святого Трофима были полностью восстановлены. Верующие снова потянулись к святыне. В ХII веке паломничество в Эшо было настолько многочисленным, что настоятельница монастыря Кунегунда начала строительство большой гостиницы для паломников, «со всех сторон прибывающих».
В 1350 году для святых мощей был изготовлен каменный саркофаг, который установили в главной части алтаря на колоннах. Однако в 1792 году, во время Французской революции, монастырь святой Софии подвергся безжалостному разорению. На его территории был устроен трактир с винным погребом. Куда при этом исчезли святые мощи мучениц, осталось неизвестным.
В 1898 году на месте монастырских развалин начались археологические раскопки и реставрационно-восстановительные работы. В 1938 году епископ Шарль Русси в восстановленную монастырскую церковь привез из Рима несколько частиц мощей святых мучениц, и они во второй раз обрели «дом» в Эшо.
В конце ХХ века под влиянием Русской Православной Церкви возобновилось активное паломничество к мощам св. Софии и её дочерей. Каждый год в конце сентября, когда празднуется память святых мучениц, в Эшо приезжает много православных верующих, в том числе и русских. С каждым годом их число неуклонно растет. Паломники обращаются к угодницам Божиим, прославившим Господа своей жизнью и смертью, с молитвой о ходатайстве, защите и помощи. У мощей святых мучениц верующие укрепляют свою веру, обретают надежду, любовь и премудрость в Боге.