Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить, что же произошло в ту страстную седмицу, которую мы с вами переживали накануне Воскресения Христова, и в сам праздник Пасхи Господней.
Постепенно, начиная с Лазаревой субботы, мы погружались в сострадание Господу и Богу нашему Иисусу Христу, который шёл на мучение сознательно, и души наши плакали вместе с Ним. Но этот плач принципиально отличается от плача апостолов, жён-мироносиц, учеников Христовых, которые находились в то время рядом со Христом. Наш плач - это плач грусти, печали, но печали по Богу. Мы с вами даже в самые тяжёлые моменты вечера Великого четвертка или пятницы знали, что Христос воскрес. А апостолы, жёны-мироносицы, ученики, даже Матерь Божия не знали этого. Поэтому их печаль была совершенно иной.
Чтобы понять, что переживали апостолы, надо разобраться, что такое вера. Через неделю после Пасхи Святая Церковь празднует память апостола Фомы. Когда Христос явился ученикам в воскресение, в первый день Пасхи, и открылся, что Он воскрес, апостола Фомы по промыслу Божию не было рядом. И когда ему ученики сообщили, что Христос воскрес, каждый знает, что он ответил: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20:25). Когда Христос в восьмой день по Пасхе иудейской явился ученикам, которые собирались и молились тайно в страха перед иудеями, Он сделал так, что Фома в этот раз уже был вместе с учениками и подошёл к Нему. Взяв его руку, Спаситель приложил её к своим ранам и сказал: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26-27 ). И тогда апостол Фома исповедует свою веру Господу: «Господь мой и Бог мой!». С тех пор апостола Фому называют Фомой неверующим.
Почему апостол Фома так сказал? Чтобы понять это, надо вспомнить учеников Христовых. В Евангелии упоминается, что Господь помимо 12 апостолов избрал ещё 70 учеников и всех их послал в разные места, дав им власть над нечистыми духами и власть исцелять больных. Они все видели чудеса Христовы, сами чудеса творили. Как они могли быть неверующими? А ведь они все разбежались в ту ночь с четверга на пятницу, все предали Христа, кроме жён-мироносиц. Как это возможно, что им мешало веровать? Дело в том, что вера апостольская была ещё верой детской. Да, они веровали, что рядом с ними великий учитель, и даже начинали прозревать, что это не просто учитель, а Бог пришел на землю, Мессия. Но Мессия должен принести мир прежде всего евреям, затем воскресить всех евреев, затем их умножить так, что это будет самый великий народ, затем они станут царствовать над всем миром, у них будут несметные богатства и смерти у них не будет. Все остальные народы будут им рабами, а они будут радоваться и веселиться. Так веровали апостолы, как все иудеи. Но это вера простецов, а если по-другому, то это вера нашего с вами эгоизма.
Чтобы понять апостолов, нужно углубиться в свое сердце и посмотреть, как мы веруем. Чем наша вера отличается от веры апостольской, что нам мешает веровать во Христа? Вера - это дар, который дает Господь человеку. Дары Он дает одинаково всем людям, поэтому всех будет судить одинаково. Не надо надеяться, что если Господь мне дал веры поменьше и воля у меня послабее, то Он меня будет меньше судить. А того, у кого побольше сил и веры, Господь судить будет больше. Ничего подобного. Всех Господь будет судить одинаково, потому что всем даровал всего поровну. В этом и ужас Страшного Суда, что все будет по-честному и никому не удастся оправдаться. "Я потому так грешу, что у меня папа пил и у меня плохая наследственность", - говорит человек. Нет, ты потому так грешишь, что живешь для себя, для своего эгоизма.
Что разрушает веру? Веру разрушает самость - когда человек считает себя центром вселенной и всех меряет своей меркой. Я осуждаю людей, потому что считаю, что сам могу быть над ними судьей, т.е. я лучше знаю, как поступить. Ещё самомнение - когда я имею мнение, что чего-то достиг в жизни. Вере мешает и самолюбие - я люблю только себя, мне даже дети мои мешают. Сколько у нас мужиков, а сейчас и женщин, которые не хотят детей, они им мешают жить. И гордыня и самость человеческая разрушают веру.
Апостолы тоже эту самость имели. Помните, когда Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек, апостолы подумали: это точно Мессия, он теперь весь Израиль накормит. И фарисеям понравилось это чудо, и всем иудеям. Человеку же что нужно - поесть, поспать и чтобы деньги в кармане были. И вот апостолы решили: поскольку такие чудеса может творить только Мессия, надо поднять его на щит, как раньше поднимали на щиты победителей, понести его в Иерусалим и сделать царем. И Господь, видя, что даже апостолы, любимейшие ученики, ничего не понимают, отправил их на корабле в море, а сам отправился на гору и сам спрятался от всех. А когда они отплыли, Господь послал шторм, который начал топить корабль, а Сам пришел к ним по водам. И тогда они поняли, что здесь есть какая-то другая правда, что цель жизни человеческая не скотская - наесться, напиться и веселиться. Ученики стали прозревать, Господь их вразумил одной хорошей бурей.
Апостолы были как дети, до последнего момента они веровали, что Христос - это Мессия, будущий царь израильский, который сядет на престол и весь израильский народ спасёт. А как спасёт? Даст всем много денег, пособие по безработице и народ израильский будет благоденствовать. Уже Христос идёт на крест, уже смерть в воздухе висит, а ученики за пять дней до его смерти спорят о том, кто больший из них и кто воссядет по правую и по левую сторону от Него на царском престоле. Вот о чём мечтали апостолы. И всё это надо было разрушить. И Господь разрушил страшно - своей любовью. А любовь без самопожертвования не бывает.
Любовь сопровождает веру. Вера - это уверенность в невидимом как в видимом. Человек по вере может пойти на смерть, когда знает, что миром управляет доброта и справедливость. Если ты просто так любишь мужа, жену, детей, родителей, близких, незнакомых, то можешь оторвать от себя кусок самого дорогого. У нас, к примеру, сейчас, чтобы прийти в гости к кому-нибудь, надо заранее позвонить, предупредить, что ты придешь, а человек будет думать, может ли он тебя принять. Никогда такого раньше не было, люди в гости ходили в любое время просто так. И каждый гостей ждал, потому что они люди и их любят только за то, что они есть на земле, независимо от того, хорошие они или плохие. Так вот Христос показал эту свою любовь. Он просто так за тех, кто недостойны были даже пыль своими руками отереть с его ног, шагнул на смерть. И так испугал учеников, что они в ужасе были три дня.
О чём они думали эти три дня - вечер четверга, пятницу и субботу? Они ничего не понимали, ведь всё, во что они верили, разрушилось. Они были почти уверены, что Он - Бог, и вдруг Его распяли и убили. Но разве можно Бога убить? Бог только пальчиком пошевелит, и легионы ангелов явятся, чтобы всех перебить. А если Он не Бог, то зачем они отдали всю свою жизнь для служения Ему? А как же Он творил чудеса, если Он не Бог? А если Он пророк, то почему Его убили? Почему убивают лучших, а худшие остаются жить, ведь это высшая несправедливость? А где вообще тогда Бог на земле, если миром управляет злоба и ненависть? А она ведь управляет миром, если посмотреть, то злоба царствует в мире. Три дня таких ужасных мыслей, отчаяния, полной безысходности. Только жёны-мироносицы не рассуждали, потому что жили не умом, а сердцем, они были просто преданы своему Богу, поэтому хотели побыть рядом с гробом. пока тело еще не разложилось в гробу. А может быть сердцем своим, женской интуицией прозревали, что Он должен воскреснуть, не может зло победить добро.
А что происходило, когда Христос воскрес? Давайте возьмём все Евангелия и перечитаем те места, где говорится о воскесении Христовом. Если попытаться восстановить порядок событий в ночь воскресения Христова, то ничего не получается. Один евангелист говорит одно, другой другое. Величайшие святые годами пытались понять, что происходило в пасхальную ночь. Сначала все ученики просто растерялись, ведь все рухнуло, полное отчаяние. За эту неделю они из приближённых царя, почти царских сановников превратились в рабов, они понимали, что теперь иудеи их просто убьют. И теперь они должны были из этих рабов превратиться в ближайших учеников Бога.
Ведь это же происходило очень долго. Сначала Господь явился Матери Божией, ну понятно, она же мама, кому Ему являться первому. Она сердцем сопротивлялась, не принимала Его смерть, поэтому она первая и смогла принять Его воскресение. Затем Он явился Марии Магдалине. Они с Матерью Божией упали Ему в ноги, и Он разрешил им к своему, уже другому, телу прикоснуться. Затем они побежали к апостолам сообщить о том, что они видели Христа. Пётр и Иоанн первые побежали ко гробу. Петру было не просто бежать, он же предал Христа. Гроб был пустой и они первыми увидели лежащие пелены и уверовали, что Он воскрес. Почему уверовали? Это нам объясняет Туринская плащаница. Плащаница, в которую было завернуто тело Христа, лежала аккуратно сложенная и целая. Развернуть её и вытащить тело из плащаницы, намащенной специальными смолами, окаменевшей уже к тому времени, было невозможно. И хотя они уверовали, но впещеру зайти смог только апостол Пётр, Иоанн побоялся зайти. Через некоторое время Мария Магдалина засомневалась: а, может, ей только показалось, что она видела воскресшего Христа, это было какое-то видение. Тогда Христос ей ещё раз является и говорит: не прикасайся ко мне за своё неверие. Она бежит к другой группе жён-мироносиц-галилейских, которые следовали за Христом, и сообщает им, что Христос воскрес. И постепенно до учеников начинает доходить величие этого события.
А событие-то было какое! До Христа все знали, что у человечества будущего нет, потому что каждый человек после смерти идёт в ад. В это веровали все - и римляне, и греки, и иудеи. И вот теперь рай открывается для человечества. Человек, оказывается, может быть подобным Богу, и Бог может вместиться в человека. Каждый человек - это сосуд для Бога и Божественной благодати. Каждый человек может стать больше ангелов. И всё это они узнали в одно мгновение, в одну ночь. Но для того чтобы это осознать, нужна была одна вещь, о которой апостол Павел так говорит: " Я каждый день сораспинаюсь Христу, каждый день умираю со Христом". Чтобы понять тайну воскресения Христова, надо умереть для этого мира, а это значит умереть для своего эгоизма, своего Я.
Христос еще 40 дней после своего воскресения был на земле, Он встречал апостолов, разговаривал с ними, открывал им тайны, научил их Божественной литургии, мы даже представить себе не можем, чему ещё Он учил учеников своих после воскресения. И дал им такую силу, что потом эти двенадцать неграмотных мальчишек покорили весь мир без единого выстрела своей любовью. Вот что Господь им дал за эти 40 дней. Но для того чтобы это произошло, надо было умереть для этого мира. А как это сделать? Апостол Павел всю свою жизнь после этого шил палатки и жил только своим трудом. Хотя, поверьте, у него были богатые спонсоры. Но он говорил, что питаться нужно только от собственных трудов. Жил своим трудом, значит, был занят своими делами, как мы с вами. Как он умер для мира, когда он в этом мире жил? Умереть для мира - это значит внутри себя перевернуть центр жизни. Мы живём для своего эго, стремимся, чтобы нам было приятно, уютно, комфортно, удобно. И всю жизнь свою строим, чтобы достичь этого, и людей используем, чтобы нам было приятно и комфортно. А Господь говорит: нет, клеточка в организме не может работать на себя, она создана работать на другие миллионы клеточек. И вот когда ты будешь жить так, чтобы думать не о себе, а о других, хотя будешь так же шить палатки, есть, пить, то есть жить в этом мире, но целью своей жизни будешь выставлять совсем другое - Бога и человека, который рядом с тобой, вот тогда ты умрешь для этого мира. Вот тогда ты встретишь Христово воскресение. Вот тогда ты поймешь величие того чуда, которое произошло.
Мы ведь по большому счету надеемся, что даже рай нам удастся использовать для себя. И Бога мы пытаемся эксплуатировать. Мы ведь о чём молимся: Господи, дай мне хорошую зарплату, здоровье, чтобы мои дети не болели и т.д.. Но даже здоровья для детей мы просим не для того, чтобы они вошли в Царство Небесное, а чтобы нас не мучили. У нас только одна молитва: "Господи, дай". И рай мы себе так же представляем: я хочу в рай, чтобы быть счастливым. А христианин так рай себе не представляет, ему рай по большому счету и не нужен, христианину нужно быть с Богом. А вот когда человек будет с Богом, у него в душе такой рай будет и такая благодать, что он окажется в Царстве Небесном. Это католики и протестанты так рассуждают: рай - это огромный сад, в котором бананы растут, и в нём ничего не надо делать. Но нам разве такой рай нужен? Рай - это возрастающее богообщение, возрастающая жизнь в истине. Представьте себе, что космический корабль попал в поле тяготения солнца и начинает на это солнце падать, всё больше приближаясь к нему. Чем ближе к солнцу, тем больше света, чем больше размеры солнца, тем больше тепла. И представьте, что это падение бесконечно. Вот такое будет общение человека с Богом в раю. Чем чище будет человек, тем ближе он будет к Богу, чем ближе к Богу, тем больше тепла и благодати, и радости, и богообщения, и понимания Бога, и купания в Божественной истине.
Макарий Египетский описывает, что такое рай. Он говорит, что Царство Небесное, которое уже здесь на земле для некоторых открывается, подобно пещере, в которой спрятаны несметные сокровища. Человек находит эту пещеру, входит в неё, видит эти сокровища. Потом видит ещё две двери, он толкает эти двери, а там ещё две пещеры, полные таких же сокровищ, он толкает те двери, а там ещё пещеры. И чем больше он открывает эти двери, тем больше пещер с сокровищами. Вот что такое Царство Небесное. Но для того, чтобы его достичь, надо сломить свой эгоизм. Апостолы умерли со Христом, поэтому воскресли с Ним уже при жизни и им после этого уже ничего не было страшно.
А чего бояться? Твой учитель воскрес и Он - Бог. Ты можешь с Ним разговаривать просто так. Ты можешь в любую минуту Его позвать и Он откликнется. Он может тебя в любую минуту защитить от любой беды. Ты становишься бессмертным и всемогущим. Но это бессмертие и всемогущество требует ответственности. Если вдруг тебя поведут на казнь или ты заболеешь, то сразу возникает вопрос: а как же Господь, Он же рядом, я молюсь Ему, почему же Он мне не помог? Христианин должен на этот вопрос отвечать так: значит, Господь чего-то от меня хочет, значит, Он попустил мне это испытание. Но я же знаю, что Христос воскрес и он реально с каждым человеком. Значит, Господь эту скорбь или болезнь посылает, чтобы сделать меня лучше, очистить моё сердце, воспитать меня. С одной стороны, и не страшно, потому что Господь рядом, с другой стороны, надо и потерпеть. Надо учиться так рассуждать и думать. И уже не соседа и не государственную власть обвинять в том, что у тебя денег нет в кармане, а самому раскинуть мозгами, почему так происходит. При этом вера сохранится и останется, и эта вера спасёт в любой жизненной ситуации.
Что для человека неверующего война? Это время, когда зло торжествует, справедливости в принципе нет, потому что там убивают самую высшую ценность в мире - человека. Убивают каждый день твоих близких, друзей, знакомых, вокруг голод, нищета, страдают дети. И если ты не веруешь в Бога, если ты не знаешь тайну, что Бог сильнее всякой несправедливости и что не дьявол управляет миром, а Бог, то ты в отчаяние впадёшь. А если ты верующий человек, то ты смотришь на любую беду с высоты орлиного полёта. И даже сидя в окопах, говоришь: Господи, ты попустил эту войну нам не просто так, ты что-то от нас хочешь, по-другому, видимо, нас не спасти, ты выбираешь минимальное из зол, и это минимальное оказывается большим горем, но по-другому, видимо, будет ещё хуже. Твоё терпение уже дошло до предела. А раз ты рядом, Господи, я потерплю, ничего страшного, мне главное - правильные выводы сделать. И даже если я умру, то умру не для себя и не ради себя, а за другого человека, возьму на себя горе другого, грудью его закрою. А за это, Господи, ты мне, как мученикам апостолам, тем, кто душу положил за други своя, даруешь Царство Небесное. И уже тьма исчезает, рассеивается, и дьявол бежит от верующего человека. Вот что такое вера, братья и сестры.
Вот почему апостол Фома сказал: "Господь мой и Бог мой!" Вот почему апостол Марк, который ещё совсем мальчишка был, после воскресения Христова, не задумываясь, пошёл проповедовать христианство и умер в Александрии за Христа. И не просто умер, а он жаждал умереть за Христа, он жаждал посмеяться над дьяволом. Мы с вами пока ещё не апостолы. Апостолы в ту ночь умерли со Христом и воскресли с Ним. Мы ещё пока не умерли со Христом и не воскресли, поэтому Господь оставляет нам ещё время. Но надо успеть в этой жизни достичь самого главного - умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним. Кто-то уже при жизни это сделает, может быть, среди нас есть и такие, а кто-то в момент смерти услышит от ангелов и тех родных, которые будут встречать нас во время перехода в жизнь вечную: Христос Воскресе! Аминь.
Протоиерей Евгений Бобылев
Храм Покрова Божией Матери г.Алма-Аты 2016г.
Проповедь взята с сайта Казахстанской епархии mitropolia.kz