Пресвятая Богородица в третий день после погребения была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на небо
Вход в храм Успения Пресвятой Богородицы
Лестница, ведущая в гробницу Божией Матери
Гробница Богородицы
Вход в кувуклию. Справа православный престол
Чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери
Крестный ход в Иерусалиме с плащаницей Пресвятой Девы |
Райская ветвь О кончине Пресвятой Богородицы в Священном Писании не говорится ничего. Однако из церковного предания мы узнаем, что после смерти Сына Богородица часто уединялась для усердной молитвы на Елеонской горе, откуда вознесся Иисус Христос. Однажды, когда Пречистая Дева просила, чтобы Бог забрал Ее к Себе, явился Ей Архангел Гавриил и возвестил, что по прошествии трех дней Она отойдет ко Господу. И вручил Богородице райскую ветвь от финиковой пальмы, которую должны были нести перед одром во время погребения. Пречистая очень обрадовалась скорой встрече с Сыном, но перед кончиной Она хотела увидеть святых апостолов, которые разошлись по всему миру с евангельской проповедью. Вернувшись домой, Божия Матерь услышала шум, похожий на раскаты грома – это Ангелы принесли на облаках апостолов, поставив их перед дверями Сионской горницы, где обитала Богородица с Иоанном Богословом. Богоматерь рассказала о приближающейся кончине и завещала похоронить Свое тело в Гефсиманском саду, где находилась гробница Ее праведных родителей, Иоакима и Анны, а также Ее Обручника – святого Иосифа. И вот настал день отшествия в мир иной. В горнице горело множество светильников, апостолы возносили славословие Богу, Пресвятая Дева лежала на украшенном одре. Внезапно в горнице заблистал несказанный Божественный свет, кровля открылась, и Сам Христос со всеми небесными силами и святыми приблизился к Своей Матери.
Воскресение Марии По Промыслу Божию апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы, он пришел в Гефсиманию лишь на третий день. Фома сильно сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой и не видел Божественной славы. Сжалившись над ним, апостолы решили открыть гроб, чтобы Фома мог поклониться Усопшей и немного утешиться. Но когда они отвалили камень, пришли в ужас – тела там не было, остались лишь погребальные пелены. Со слезами они взмолились Господу, чтобы открыл, куда исчезло тело. Вечером за трапезой апостолы услышали ангельское пение. Подняв глаза, они увидели на воздухе Деву Марию в окружении Ангелов, которая сказала: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни». С этого времени, – как пишет святитель Дмитрий Ростовский, – Апостолы как сами уверовали, так и святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на небо.
Гробница На месте погребения Божией Матери святая царица Елена в 326 году построила церковь, которая просуществовала до XI века. Впоследствии ее разрушили. Но в 1161 году дочь Балдуина II, королева Мелисенда, восстановила храм и украсила его стены фресками. В этом храме Мелисенда и была погребена. Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон. Сейчас она находится в собственности Иерусалимского греко-православного Патриархата, права на ее использование имеет также Армянская Церковь, другие христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения. Чтобы попасть в церковь Успения, нужно спуститься под землю. Широкая каменная лестница в 48 ступеней ведет в помещение, где находится мраморная кувуклия с гробом Богородицы. В кувуклию можно войти с двух сторон – запада и севера. За гробом расположена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Слева от нее – православный жертвенник. В храме имеется девять престолов, из них шесть православных. Главный – внутри кувуклии, непосредственно над ложем Богородицы. Если спускаться по лестнице без спешки, то на 23 ступени справа можно увидеть придел святых Иоакима и Анны, где погребена королева Мелисенда. Сами же Иоаким и Анна погребены рядом, у каждого свой престол: в честь святого Иоакима – у восточной стены придела, в честь святой Анны – у северной стены. При сходе с лестницы справа у стены расположен престол во имя святого первомученика Стефана. Внутри храма, в северной части есть престол во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
В посте и молитве Праздник Успения Божией Матери первоначально зародился в Палестине. В Византии его начали отмечать при императоре Маврикии (+602). Успенский пост, который начинается 14 августа и заканчивается 28 августа, предваряет этот праздник. По преданию, пост был установлен в память о последних днях земной жизни Богородицы, которые Она провела в посте и молитве, готовясь к кончине. По традиции, сложившейся в Иерусалиме, перед праздником Успения православные несут Плащаницу Божией Матери крестным ходом по тому же пути, по которому апостолы некогда несли тело Пречистой. Плащаница хранится на Гефсиманском подворье (Малой Гефсимании), напротив входа в храм Гроба Господня. Крестный ход отправляется за три дня до праздника. Перед этим, 25 августа, в Малой Гефсимании совершается ночная Литургия. Такая традиция сложилась в воспоминание того, что Архангел Гавриил явился Богородице за три дня до Успения. Торжественное шествие возглавляет игумен Гефсиманского подворья Иерусалимского Патриархата, он несет Плащаницу на своих плечах. Перед ним идут монахини и священники с зажженными свечами. С первыми лучами солнца процессия подходит к Гефсиманской усыпальнице. Здесь, за кувуклией, Плащаница хранится до отдания праздника Успения.
Тропарь Успения Божией Матери В рождестве девство сохранила еси, Во успении мира не оставила еси, Богородице, Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Подготовила Галина Дигтяренко |