Пятое Евангелие – так часто называют Святую Землю, где все ярко и неопровержимо свидетельствует нам о Христе.
Вифлеем
(в переводе «хлебный дом»)
Ветхозаветный пророк Михей предсказал рождение Спасителя за 700 лет до этого величайшего события. Указал и место – Вифлеем, славившийся в те времена плодородными почвами и богатыми урожаями хлеба. Именно сюда пришла Богоматерь с Обручником Иосифом накануне Рождества Христова. Сюда же привела волхвов вспыхнувшая на небе яркая звезда. В ту же ночь Ангел принес радостную весть о пришедшем Мессии простым вифлеемским пастухам.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лук. 2, 8-11).
Елеон (Масличная гора)
Отсюда на 40-й день после Воскресения Господь в присутствии своих учеников вознесся на небо. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв, руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в Храме, прославляя и благословляя Бога (Лк.24, 50-53).
До наших дней сохранился след от ноги Иисуса Христа, отпечатавшийся на камне. В IV веке благочестивой римлянкой Пименией над «Стопочкой» был возведен храм Вознесения.
На склоне Елеонской горы в храме Успения Богородицы находится и гробница Божией Матери. Здесь на древнем еврейском кладбище были погребены родители Пресвятой Девы Марии – праведные Иоаким и Анна, а также святой Иосиф Обручник. Здесь же пожелала быть погребенной и Она Сама. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мертвых.
Гефсимания
(в переводе «масличный пресс»)
В библейские времена у ручья Кедрон был разбит обширный сад, куда пришел Спаситель с апостолами в ночь перед взятием под стражу. Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там (Мф. 26, 36). Удалившись, Спаситель вознес Богу молитву о чаше. А ученики заснули. У пещеры, где предположительно они спали, сейчас можно увидеть надпись: «Бодрствуйте и моли, чтобы не впасть в искушение».
В Гефсиманском саду
…И в этот час, гласит преданье,
Когда, сомнением томим,
Изнемогал он от страданья.
Все преклонилось перед ним.
Затихла ночь и благоговенье,
И слышал он: «Моих ветвей
Колючий терн – венцом мученья
Возложат на главе твоей;
Но терн короною зеленой
Чело святое обовьет –
В мир под страдальческой короной.
Как царь царей, Господь войдет!»
И кипарис, над ним шумящий,
Кому шептал во тьме ночной:
«Благослови Господь скорбящий, -
Велик и славен подвиг твой!
Я вознесу над всей вселенной
Мой тяжкий крест, и на кресте
Весь мир узрит тебя, смиренный,
В неизреченной красоте!»
Но снова он в тоске склонялся,
Но снова он скорбел душой –
И ветер ласковой струей
Его чела в тиши касался:
«О, подними свой грустный взор!
В час скорби, в темный час страданья
Прохлады свежее дыханье
Я принесу с долин и гор,
И нежной лаской аромата
Твои мученья облегчу,
И от востока до заката
Твои глаголы возвещу!»
Горненский монастырь, район Эйн Карем
(в переводе «источник в винограднике»)
Две тысячи лет назад село Эйн Карем утопало в зелени – повсюду росли виноградники. Вот сюда и пришла Пресвятая Дева, чтобы поделиться Благой вестью со своей родственницей праведной Елисаветой.
Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк.1, 40-41).
По преданию, во время этой встречи забил источник, который и сегодня струится у подножия горы. О евангельских событиях свидетельствует и столб от дома праведных Захарии и Елисаветы, который чудесным образом сохранился до наших дней. Его можно увидеть перед входом в храм. Здесь же находится и камень, у которого проповедовал Иоанн Креститель.
Назарет. Храм Архангела Гавриила
(в переводе «ветвь»).
Для христиан это третий по значимости город после Иерусалима и Вифлеема. Здесь от престарелых родителей Иоакима и Анны родилась Богородица.
Над колодцем, из которого Божья Матерь черпала воду, сегодня возвышается храм во имя Архангела Гавриила. Именно здесь пред юной Девой Марией явился Божий посланник и принес благую весть о том, что она станет Матерью Спасителя.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 28-33).
По широкой лестнице можно спуститься к колодцу и благоговейно прикоснуться к его устью.
Галилейское море: Капернаум
(в переводе «село утешения»), Табгха (в переводе «семь источников»)
Капернаум – любимое место Христа на земле. Здесь жили Его ученики – Петр и Андрей. Здесь он призвал к апостольскому служению сборщика налогов Матфея. Здесь Он совершил множество чудес: воскресил дочь Иаира, исцелил тещу Петра, кровоточивую женщину, двоих слепых, слугу римского сотника, изгнал нечистого духа из немого.
Христос считал Капернаум Своим городом. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф. 9, 1).
В самом Капернауме и его окрестностях Спаситель произнес множество проповедей, но несмотря на все Его вразумления и обличения, жители города не раскаялись и не уверовали. Тогда было сказано: И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11, 23).
Это пророчество сбылось в точности: войны и время стерли город с лица земли. Лишь на том месте, где Христос исцелил расслабленного, спущенного через крышу дома, сейчас стоит храм Двенадцати апостолов.
…В трех километрах от Капернаума лежит небольшая долина Табгха, где Господь произнес Нагорную проповедь любви и мира, совершил чудо преумножения хлебов и рыб.
Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов (Лк. 9, 13-17).
В Табгхе Иисус Христос в третий раз после своего Воскресения явился ученикам и даровал богатый улов рыбы.
Фавор
(в переводе «гора света)
Сюда Христос позвал на молитву трех своих учеников – Петра, Иоанна и Иакова. И там на горе произошло великое чудо. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия (Лк. 9, 29-30).
А затем спустилось на гору облако, и послышался голос Господа, который возвестил ученикам, что Иисус – возлюбленный сын Божий и они во всем должны слушаться Его.
Каждый раз в праздник Преображения на горе Фавор в предутреннее время можно наблюдать чудесное схождение облака.
Река Иордан
(в переводе «спускающийся»)
Истоки реки почти на полтора километра выше места ее впадения в Мертвое море – отсюда и название. На Иордане проповедовал и крестил иудеев Иоанн Предтеча, призывая их к покаянию и духовному перерождению. Сюда же смиренно пришел и Спаситель с просьбой о крещении.
Это событие произошло в Вифаваре, недалеко от Мертвого моря. И, крестившись, Иисус тот час вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3, 16-17).
В тот момент Иордан остановился, затем река повернула назад. И по сей день в праздник Крещения спокойные воды Иордана вдруг начинают бурлить, появляется водоворот, и на несколько минут течение обращается вспять.
Храм Гроба Господня
Это совершенно особое, единственное место во Вселенной, где сосредоточена вся история Земли и Неба. Сложнейшее по своему устройству сооружение состоит из трех основных частей: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.
Кувуклия над пещерой Гроба Господня – само сердце величайшего из храмов. В приделе Ангела находится невысокий аналой из мрамора, в который встроена часть камня, заграждавшего вход в пещеру Гроба Господня. Именно о нем сказано: И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем (Мф. 28, 2).
Во втором приделе стоит лавица – каменное ложе, на котором покоилось тело Христа. Это «единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения».
Сионская горница
Здесь состоялась последняя трапеза Христа с учениками – Тайная вечеря, где было установлено таинство Евхаристии.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).
Сионская горница – место рождения христианской Церкви. Здесь в пятидесятый день после Пасхи на апостолов сошел Дух Святой, отсюда они отправились во все концы света проповедовать о Христе.
Как было раньше?
• Первые паломничества на Святую Землю стали совершаться при императоре Константине Великом (306–337). IV веком датируются и первые письменные источники с упоминанием о чуде схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня.
• Одним из первых русских паломников был Игумен Даниил, живший в начале ХII века. Его книга «Хождения» с описанием Святых мест стала важнейшим литературным памятником древней Руси.
• После схождения Благодатного огня Даниилу было позволено унести горящее кадило на родную землю. Эта традиция дошла и до наших дней.
• Первые богомольцы из России добирались по Черному морю или шли вдоль его берегов до Константинополя. Здесь русский министр-резидент получал для них султанский фирман (охранную грамоту), с которой паломники могли беспрепятственно следовать по Малой Азии, Сирии, Ливану, Палестине и Египту. Странствия по Ближнему Востоку затягивались на 2–3 года.