Казанские иконы Богоматери с клеймами Повести митрополита Ермогена.
О явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани в 1579 году, ставшей «скорой помощницей» христианам в новообращенной Казанской стране, известно из Повести «самовидца» обретения этой святыни – первого митрополита Казанского Ермогена, впоследствии Патриарха-мученика. Повесть была завершена в 1594 году к освящению каменного собора Девичьего монастыря в Казани, основанного на месте явления чудотворного образа. Это творение митрополита Ермогена, дошедшее до нас в авторской рукописи (ныне хранится в Государственном историческом музее), распространилось в России во множестве списков и явилось главным литературным источником иконографии сюжетов, связанных с историей Казанского образа.
Из истории Явленного образа
Согласно тексту Повести, 23 июня 1579 года Казань пострадала от страшного пожара. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Богоматери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне десятилетней девице Матроне, дочери стрельца, повелевая поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули образ в указанном месте из земных недр. Девица неоднократно рассказывала об этом матери, но та не верила ей. В один из дней, в полдень, икона явилась Матроне страшным огненным образом, «лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От этого видения девица упала на землю и лежала, как мертвая, несколько часов, а потом громко возопила к матери. Тогда мать тотчас пошла с девицей к воеводам, но те ни во что вменили их рассказ. Мать повела дочь к архиепископу, но он не внял их речам. Поведав людям о чудной иконе, мать, взяв заступ, сама стала копать в указанном месте. Но ни она, ни другие ничего не находили. Когда же начала копать девица, на пепелище дома, на глубине чуть более двух локтей она обрела небольшую икону Богородицы, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды). Икона сияла, как только что написанная. Со страхом и трепетом Матрона взяла ее и поставила рядом.
Вскоре к обретенному образу стали стекаться люди, послали весть к архиепископу, он велел звонить в колокол и с крестным ходом пришел на место явления. Увидев икону, он дивился ее необычному виду и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Богу и Богородице. Священник церкви святителя Николая Гостиного, располагавшейся в центре Казани у Гостиного двора, будущий митрополит Казанский и Астраханский Ермоген, по благословению архиепископа благоговейно взял икону. С крестным ходом ее понесли в ближайшую церковь Николы Тульского, где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход медленно направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший три года. Когда образ внесли в собор, исцелился слепец Никита.
С обретенной иконы вскоре сделали список, описание явления, чудес и отправили в Москву царю Иоанну Грозному. Он повелел поставить на месте явления иконы церковь, кельи и ограду и устроить девичий монастырь для сорока сестер, дав средства из царской казны. Икону торжественно перенесли из Благовещенского собора в монастырскую деревянную церковь. Девицу Матрону постригли в монастыре с именем Мавра.
От иконы продолжали совершаться чудотворения. В Повести митрополита Ермогена приведено описание еще четырнадцати чудес исцелений. Все они вместе с событиями обретения образа стали изображаться в клеймах Казанских икон.
Явленная чудотворная икона в драгоценном окладе, стоявшая в новом каменном Казанском соборе Девичьего монастыря, была окружена двумя рамами с клеймами. На сохранившейся фотографии конца XIX века видны эти рамы: внутренняя и внешняя, имевшая овальные и круглые клейма чудес (иллюстрация 1). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела ручки для выноса иконы во время крестных ходов.
Сохранилась рама первой трети XVII века, повторяющая состав клейм внутренней рамы Явленного образа, с изображениями праздников и обретения образа Богородицы. Ныне она хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.
Иконы XVII–XIX веков
С воцарением династии Романовых Казанская икона стала почитаться особо. В 1649 году царь Алексей Михайлович установил общерусское празднование Казанскому образу, множество списков с него распространилось по всей территории русского государства. Иконы Богородицы Казанской «с чудесы» в XVII столетии были широко распространены. Самая ранняя рама с 20 клеймами, в которую вставлялась Казанская икона, была исполнена во второй четверти XVII века строгановскими мастерами (Сольвычегодский историко-художественный музей) (иллюстрация 2). Клейма «читаются» слева направо в соответствии с текстом Повести. В первом клейме совмещено несколько явлений иконы Матроне, которая изображена трижды. От иконы исходят яркие «пресветлые» лучи (иллюстрация 3). Другие клейма помимо событий явления и обретения иконы подробно изображают чудеса – четырнадцать из шестнадцати, описанных в Повести.
К 1727 году относится большая икона с 12-ю крупными клеймами (позднее в ее средник была врезана более поздняя Казанская икона) (иллюстрация 4). Большинство клейм посвящено здесь истории Явленного образа и лишь последнее «собирательным» чудесам от него – в надписи к этому клейму говорится, что от иконы подаются различные исцеления: слепым прозрение, глухим слышание, хромым хождение. Среди главных событий – обретение образа, под ним мы видим ткань – это рукав одежды, в котором была найдена икона (иллюстрация 5). В следующем клейме образ Богородицы, в соответствии с текстом Повести, поставлен рядом на «древце», имеющем вид древка для выносных икон (иллюстрация 6). В предпоследнем клейме изображено пострижение Матроны в Девичьем монастыре (иллюстрация 7).
Принесение иконы в церковь Николы Тульского и исцеление от слепоты Иосифа. Клеймо иконы «Богоматерь Казанская, с 8 клеймами повести митрополита Ермогена и изображениями Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Первая треть XVIII века. Калуга. Частное собрание
В центре склоненная фигура девицы, над ней – обретенная ею икона, под которой висит яркая красная пелена с Голгофским Крестом.
Уникально рельефное воспроизведение клейм на полях позолоченного чеканного оклада Казанской иконы-пядницы (Музей имени Андрея Рублева) (иллюстрация 9). Оклад исполнен в Москве в 1863 году в мастерской М.Д. Шеина. Сюжеты рельефов: 1. Явление иконы девице в огненных лучах, 2. Мать и девица у архиепископа, 3. Девица обретает икону, 4. Исцеление слепого, 5. Исцеление человека от болезни ног, 6. Исцеление слепого младенца(иллюстрация 10), 7. Исцеление бесноватого.
Явленная Казанская икона Богородицы была похищена из Казанского девичьего монастыря в 1904 году, это святотатство потрясло всю Россию.
Казанские иконы с клеймами зримо сохранили в памяти поколений события обретения святыни и ее чудеса и поныне дороги для всех, кто с верой и упованием притекает к «Заступнице усердной».
Н.Н. Чугреева, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева