«Я взяла державу и скипетр в Свои руки»

Архив статей

«Я взяла державу и скипетр в Свои руки»

15 марта 1917 года, в день отречения Николая II от престола, в селе Коломенское была обретена икона Божией Матери "Державна"

15 марта 1917 года Николай II подписал манифест об отречении от престола. В этот же день в селе Коломенском явилась людям икона Божией Матери «Державная». Богородица взяла власть в Свои руки.

 

«Кругом измена, трусость и обман»

Чудовищное предательство и клятвопреступление верхушки русского общества и генералитета совершалось в условиях тяжелейшей войны, в канун масштабного наступления русской армии. В результате государственного переворота Император Николай II был отстранен от власти. Царя вынудили подписать отречение от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича (в 1918 году большевики его расстреляли). В день отречения Николай II записал в своем дневнике: «Кругом измена, трусость и обман».

Вскоре всю Россию облетело известие – в день отречения в царской вотчине, селе Коломенском, произошло чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Этому предшествовали следующие события. Еще 26 февраля благочестивая крестьянка Евдокия Андрианова, проживавшая в слободе Перерва под Москвой, услышала во сне таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Сон произвел на Евдокию сильнейшее впечатление. Как женщина глубоко верующая, она начала усиленно молиться о получении более точных указаний от Бога, и ей приснилась высокая белая церковь, в которой величественно восседала на троне Пресвятая Богородица.

15 марта Евдокия отправилась в Коломенское, где сразу узнала Вознесенскую церковь. Настоятелю храма, священнику Николаю Лихачеву, она рассказала о своих сновидениях. Отец Николай не сразу поверил, однако, видя скромность благочестивой женщины, отправился с ней в церковь и осмотрел все иконы – ту, которая являлась Евдокии, не нашли. По совету сторожа и одного прихожанина икону стали искать в других местах. Наконец, в подвале, среди старых досок и рухляди обнаружили большой почерневший от пыли образ, на котором ничего невозможно было разобрать. Когда его промыли, открылось изображение Богородицы. Царица Небесная в красной порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках восседала на троне. На коленях у Нее был благословляющий Богомладенец. Лик Божией Матери был строг и властен, а скорбные очи наполнены слезами.

 

Из Вознесенского монастыря

Весть об иконе разлетелась как молния. В своем донесении Святейшему правительствующему Синоду о явленном образе Митрополит Московский Тихон (Белавин) писал: «…икона не древняя, приблизительно конца XVIII века…, по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания… принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери… вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». По сохранившимся документам удалось установить, что икону привезли на хранение в Коломенское в 1812 году, когда из Кремля эвакуировали Вознесенский монастырь. К сожалению, со временем о ней забыли.

Существуют свидетельства, что после обретения в 1917 году Державная икона чудесным образом очистилась, однако понадобилась ее реставрация, что было сделано в мастерских Московского Алексеевского монастыря. Вскоре почти в каждом храме появился список с этого образа. Были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие Патриарх Тихон (Белавин). Интересно, что на Патриарший престол он был избран именно в 1917 году. С этим избранием в истории Русской Церкви закончился Синодальный период, продолжавшийся 217 лет.

 

Надежда и утешение

После явления Державной иконы к ней потянулись богомольцы со всей России. Святыню стали возить по окрестным селениям, храмам, московским фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. По свидетельствам очевидцев, по молитвам перед этим образом были явлены многочисленные чудеса исцелений как телесных, так и душевных недугов.

Евдокия Андрианова стала собирать деньги на ризу для иконы. Набрав необходимую сумму, она поехала в Дивеевский монастырь просить благословения на возложение ризы. И здесь Богородица вновь явилась ей. Божия Матерь сказала, чтобы Евдокия вернула деньги и что ризу возлагать сейчас не надо, потому что скоро их будут снимать со всех икон, а после испытаний, которые ждут Россию, риза сама придет к Ней. «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой “Державной” посылаю Свою особую благодать и силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем», – сказала Пресвятая Владычица.

После Октябрьской революции новая власть обрушила на Православную Церковь невиданные с первых веков христианства гонения. Особая ярость богоборцев была направлена на почитателей Державной иконы, молившихся перед ней по всей стране. Ее списки изымались из храмов, за хранение арестовывали и могли приговорить к смертной казни. Составителей службы, канона и акафиста расстреляли. Однако, несмотря на репрессии, православные люди продолжали бережно хранить списки этого образа.

В начале 1920-х годов власти изъяли «Державную» из коломенского храма. О ее местонахождении более 50 лет ничего не было известно. Считалось, что образ безвозвратно утерян. Но это оказалось не так. Сегодня мы точно знаем, что после закрытия Вознесенского храма подлинник вместе с другими иконами хранился в соседней церкви великомученика Георгия Победоносца – филиале Государственного Исторического музея. 12 августа 1929 года «Державную» передали в основное хранилище музея на Красной площади.

 

Второе обретение

В преддверии 1000-летия Крещения Руси один из сотрудников Исторического музея обнаружил в каталогах запись, свидетельствующую о том, что в запасниках музея хранится икона из Коломенского. Благодаря сохранившимся фотографиям, сделанным во время реставрации образа, было установлено, что это подлинная Державная икона, считавшаяся утраченной. О находке стало известно митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву), председателю Издательского совета Московской Патриархии. Его стараниями 31 декабря 1988 года «Державную» временно передали из музея в Издательский совет. Здесь святыня два года пребывала в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Потом опять вернулась в музей.

С распадом СССР начался процесс передачи имущества, ранее изъятого у Церкви. Настоятель Казанского храма в Коломенском протоиерей Святослав Юримский обратился тогда к Патриарху Алексию II с просьбой ходатайствовать перед руководством Исторического музея о передаче святыни в Казанский храм. 23 июля 1990 года Министерство культуры подписало акт о возвращении Державной иконы Церкви. Через четыре дня чудотворный образ был торжественно доставлен в Коломенское. Икона стала главной святыней Казанского храма.

В том же году у бассейна «Москва» стали собираться верующие и читать акафист Державной иконе Божией Матери о возрождении Храма Христа Спасителя. Они обходили крестным ходом бассейн, затем шли до Красной площади к Казанскому собору. И чудо свершилось – 5 декабря 1990 года был установлен закладной камень на месте будущего строительства Храма Христа Спасителя. Через четыре года бассейн закрыли и сразу начали строительные работы.

Первоначально был возведен деревянный храм-часовня в честь Державной иконы Божией Матери, в котором возносились молитвы о нашем Отечестве и его многострадальном народе. Именно по молитвам к Пресвятой Богородице Храм Христа Спасителя был восстановлен в кратчайшие сроки. Уже 19 августа 1996 года, в праздник Преображения Господня, Святейший Патриарх Алексий II совершил чин Великого освящения нижней Спасо-Преображенской церкви. Ровно через четыре года состоялось Великое освящение Храма Христа Спасителя. На следующий день Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший в новом храме, прославил в лике святых царскую семью.

 

Тропарь Божией Матери перед Ее иконой «Державная», глас 4

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, / и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя ублажают, / Богородице Дево, / усердно молим Тя, Владычице: / да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державней, / и светозарный луч славы чудес Твоих / да нисходит от нея на всех, / с верою Тебе молящихся // и вопиющих Богу: аллилуиа.

 

В блокнот паломнику:

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Адрес: г. Москва, проспект Андропова, д. 39, стр. 9
Тел.: (499) 615-23-90

Как добраться: м. «Коломенская», первый вагон из центра, выход к кинотеатру «Орбита», далее пешком до музея-заповедника.

Богослужения совершаются ежедневно: в будни в 8:00 и 17:00. В воскресные и праздничные дни в 7:00, 9:40 и 17:00.

В пятницу служится Акафист Державной иконе Божией Матери. Начало в 17:00.

 Лариса Беляева, фото автора

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

То, что я даю другим

То, что я даю другим

Практически все прихожане храма преподобного Андрея Рублева в Раменках участвуют в делах милосердия, считая это нормой жизни.

С Веневской колокольни

С Веневской колокольни

Здесь гостю покажут самую высокую звонницу, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.

Кипр - остров апостолов

Кипр - остров апостолов

У Кипра удачное географическое положение. Он находится на морских путях, рядом со Святой Землей, что самым непосредственным образом сказалось на его истории и культуре.

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Умереть со Христом, чтобы воскреснуть с Ним

Во имя отца и сына и Святого Духа. Христос Воскресе! Братья и сестры, мы с вами празднуем праздников праздник Православной Церкви - Пасху Христову. Праздник продлится целых 40 дней - до Вознесения Господня. И теперь можно оглянуться назад и осмыслить...

Христос на Кресте

Христос на Кресте

Идет Великий пост, когда мы вспоминаем крестные страдания Господа нашего Иисуса Христа. Но до конца ли мы понимаем, зачем Господь взошел на Крест и принял эти страдания?

Прекрасен труд поста

Прекрасен труд поста

Вступая в сорокодневный пост, некоторые со страхом ждут длительной борьбы с соблазнами, настраивают себя на тяжелый и безрадостный период в жизни. Но покаянное настроение не имеет ничего общего с унынием.