C давних времен священномученик Антипа Пергамский считался покровителем стоматологов и их пациентов.
Боль номер один
Ты, завладев моей скулой,
Пронзаешь десны мне иглой,
Сверлишь сверлом, пилишь пилой
Без остановки.
Мечусь истерзанный и злой,
Как в мышеловке.
Такую клиническую картину описал в знаменитой «Оде к зубной боли» шотландский поэт Роберт Бернс. Леденящие душу метафоры отнюдь не удивляют, ведь в старину говорили: самая страшная боль – зубная (за ней, кстати, шла головная боль, а на третьем месте стояла… ревность).
Боль – это своеобразный защитный механизм, призванный предупреждать нас о грядущей опасности. Зубная боль – не исключение: она сигнализирует о серьезных проблемах, и чем боль сильнее, тем быстрее нужно бежать за помощью к стоматологу. Но что делать, если терпеть уже невмоготу, а до врача в ближайшее время никак не добраться? Такие ситуации порой случаются в дороге, в походе, на даче, в зарубежной поездке… Как экстренная мера верующих спасает старая добрая молитва – в данном случае священномученику Антипе, епископу Пергамскому, небесному покровителю стоматологов и их пациентов. Этот святой испокон веков помогает тем, кто страдает от болезней зубов и десен.
Святой епископ из Пергама
Наверное, кто-то удивится, узнав, что святые мученики были такими же людьми, как и каждый из нас, только свою земную жизнь они прожили по-особенному. Их пример в нашей памяти – это и утешение, и поддержка, и помощь, особенно в таких ситуациях, с которыми самостоятельно нам справиться не дано. Молитва перед иконой священномученика Антипы, как и перед образом любого другого святого, будет тем эффективнее, чем больше мы будем знать о его земной жизни.
Священномученник Антипа, один из учеников святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова, возглавлял епископскую кафедру в малазийском городе Пергаме. По многочисленным сведениям, Антипа Пергамский жил при императоре Нероне, по другим предположениям – в годы правления императора Домициана. Это было соответственно в середине и конце I века нашей эры, в тяжелые для христиан времена, когда злодеяния римских императоров приводили в ужас даже их сограждан-язычников. Именно в период царствования Нерона были казнены апостолы Петр и Павел, а по приказу Домициана после жестоких пыток сослан на остров Патмос святой Иоанн Богослов.
Древний Пергам, основанный эллинами в XII веке до Р.Х., располагался на территории нынешней Турции; его руины сохранились на северо-западе современного города Бергама, в 26 километрах от Эгейского моря. Во времена святого Антипы этот город был третьим по величине после таких столпов античного мира как Рим и Александрия. Пергам славился дворцовой и храмовой архитектурой, музеем скульптуры, научными школами, библиотекой, крупнейшим комплексом театрального искусства. В библиотеке Пергама – признанного центра медицинской науки – хранилось множество рукописей по врачеванию. Лечебницу, возведенную за стенами города, украшала многообещающая надпись: «Во имя богов, смерти вход запрещен».
Епископ Пергамский, обладавший недюжинной верой и любовью к Господу, основал христианскую общину в городе с преимущественно языческим населением. Пламенные проповеди и личный пример святого Антипы привлекали в общину множество новых последователей Христа, несмотря на усилившиеся гонения. Постепенно праведнику удалось добиться того, что жители Пергама перестали приносить жертвы идолам. Священномученика обвинили в чародействе и потребовали прекратить проповедовать христианство. Святой Антипа кротко, но твердо ответил, что не станет служить богам-бесам, которые не выносят присутствия смертного человека, и призвал градоначальника и весь народ уверовать в Иисуса Христа.
Разъяренные жрецы доставили Антипу в храм Артемиды и бросили его внутрь раскаленного медного вола, где обычно приносили жертвы богине. Объятый пламенем священномученик громко молился, а потом спокойно отошел к Господу, как будто уснул. Ночью христиане с почестями предали земле святые мощи Антипы, и от них истекло миро, исцелявшее все болезни. С тех пор верующие неизменно получают утешение от священномученика Антипы Пергамского.
Общество православных стоматологов
Святой Антипа весьма почитаем в христианском мире. В V веке над его гробницей в Пергаме был возведен храм, а в IX веке во имя священномученика построили храм в Константинополе. Чудотворные мощи небесного покровителя дантистов ныне хранятся на греческом острове Патмос, в монастыре святого апостола Иоанна Богослова.
И на Руси с давних времен с большим почитанием относились к священномученику Антипе. Сам Иван Грозный в числе родовых святынь хранил окованный серебром зуб святого «Онтипия Великого». Согласно сказаниям, первый государь всея Руси венчался с одной из своих жен в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе, который уже без малого 500 лет стоит недалеко от Московского Кремля.
В далеком XVI веке на месте современного Колымажного переулка построили деревянную церковь для царских конюхов, которую водители «высочайших» экипажей, телег и прочих колымаг вскоре заменили на каменную. Немалую лепту в то строительство, вероятно, внесли и знатные дворяне Скуратовы, чья усадьба соседствовала с церковью с восточной стороны.
История храма на Колымажном дворе связана со многими славными именами Российской державы. Царь Алексей Михайлович нередко заходил на богомолье «к Антипию», а однажды даже положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» – по обычаю к иконе святого Антипы приносили подвески с изображением зуба или пробитые насквозь мелкие монеты, которые перед этим некоторое время держали на больных зубах. В разное время прихожанами Антипьевской церкви были владельцы дворянских усадеб близлежащего Москворечья: Лопухины, Апраксины, Оболенские, а в начале XX века в приходе храма жил известный художник Валентин Серов.
В храме два придела. Основной освящен во имя священномученика Антипы, малый – во имя святого Григория Декаполита. В XVIII веке появились новые приделы – святого Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины и Рождества Иоанна Предтечи. Огромное по тем временам здание Музея изящных искусств императора Александра III, ныне Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, выросшее поблизости в 1912 году, еще больше подчеркнуло красоту и изящество небольшой по размерам церкви.
В 1929 году храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был закрыт, но в отличие от многих других островков Православия в Москве и России не был разрушен. Сначала здание использовали в качестве жилья для слушателей курсов Ассоциации художников революции, затем – как подсобное помещение ГМИИ им. А.С. Пушкина. Лишь спустя 76 лет, 25 февраля 2005 года, состоялось долгожданное возвращение Антипьевского храма Русской Православной Церкви.
В 2006 году приход храма священномученика Антипы на Колымажном дворе и Стоматологическая Ассоциация России (СТАР) заключили соглашение о сотрудничестве, а в 2007 году по инициативе Ассоциации частных стоматологических клиник г. Москвы и по благословению настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина было основано Общество православных стоматологов столицы.
Молитва священномученику Антипе
О, преславный священномученик Антипа, скорый помощник христианам в болезнях! Верую от всей души и помышления, яко дан тебе от Господа дар болящих исцелять, недужных врачевать и расслабленных укреплять. Ради этого к тебе, как благодатному врачу болезней, я немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюсь: твоим предстательством у Царя Небесного испроси мне, болящему, исцеление от удручающей меня зубной болезни. Если недостоин я тебя, благостнейшего отца и приснаго заступника моего, просить, но ты, как подражатель человеколюбия Божия, сотвори меня достойным твоего заступления через мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй мне здравие и спасение, и во всем благое поспешение, да такое тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюсь со всеми святыми славить всесвятое имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Ирина Лазарева,
фото автора