В ПАЛОМНИЧЕСТВЕ ГЛАВНОЕ – УВИДЕТЬ ЖИВОГО БОГА!

Званный гость

В ПАЛОМНИЧЕСТВЕ ГЛАВНОЕ – УВИДЕТЬ ЖИВОГО БОГА!

Епископ Городецкий и Ветлужский Парамон побеседовал с “Православным паломником” о святом Александре Невском, старообрядцах и смысле паломничества.

— Ваше Преосвященство, позвольте, в первую очередь, поблагодарить Вас за уделенное время и поздравить с памятью святого благоверного великого князя Александра Невского. Прошел год, как Вы вступили в управление Городецкой епархией. Вам есть с чем сравнить, ведь Вы непосредственно наблюдали, как устроена церковная жизнь от Закарпатья до Сахалина. Как вас приняла нижегородская земля, духовенство и миряне епархии? Какое у вас сложилось впечатление об этом древнем крае с непростой историей?

 

— Молитвенно приветствую дорогих читателей! Действительно 24 августа прошел уже год с того момента, когда Священным Синодом мне было поручено управление Городецкой епархией.

Промыслом Божиим и волей Священноначалия мне удалось послужить на различных послушаниях в разных частях нашей страны. Однако, управление отдельной епархией – это новый опыт для меня. Глубоко понимая возложенную ответственность, я стараюсь устраивать жизнь епархии в соответствии со сформированными на этой древней земле традициями и устоями.

Север Нижегородской области, входящий в каноническую территорию Городецкой епархии, – это удивительный край, обладающий уникальной богатейшей историей, суровой, но очаровательной природой и самобытной культурой. Именно в эти непроходимые Керженские леса уходили старообрядцы от гонений властей в поисках уединения и спасения. Думаю, многие читатели знакомы с произведениями П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», где автору ярко и полно удалось описать жизнь и быт Заволжских староверов середины XIX века, проживающих именно на землях нынешней Городецкой епархии. Несомненно, что характер и нравы местного населения формировались под влиянием всех этих внешних и внутренних факторов.

Духовенство и сотрудники Епархиального управления приняли меня, как и любого нового начальника (смеется): немного с осторожностью, немного с подозрением. Однако, могу сказать, что за год совместной деятельности налажены добрые, плодотворные рабочие отношения, которые позволяют реализовывать епархиальные проекты, решать все поставленные священноначалием задачи.

Хочу искренне поблагодарить моего предшественника, владыку Августина, за то, что смог сформировать такую дружную команду и наладить добрые отношения с духовенством, сотрудниками Епархиального управления и мирянами.

Августин (Анисимов), первый правящий епископ Городецкий и Ветлужский. Управлял епархией с 2012 по 2023 г. До архиерейской хиротонии три года служил наместником возрожденного Городецкого Феодоровского мужского монастыря в сане игумена. Внес значимый вклад в строительство храмов обители и возобновление в ней монашеской жизни.  24 августа 2023 г. решением Священного Синода почислен на покой.

 

Епископ Парамон на раздаче угощения после престольного праздника Городецкого Феодоровского монастыря

 

— История Городца тесно связана с благоверным великим князем Александром Невским. Здесь он принял монашеский постриг и отсюда призвал его Господь в вечность. Вряд ли будет преувеличением сказать, что и Вас сопровождает на жизненном пути имя святого князя. Ведь и в Донском монастыре, наместником которого Вы были, и в викариатствах Москвы, которыми Вы управляли, есть замечательные храмы, посвященные Александру Невскому. Чувствуете ли вы особую связь с благоверным Александром, его помощь в Вашем служении?

 

— Благодарю Вас за этот вопрос! Действительно святой благоверный великий князь Александр Невский сопутствует мне всю мою жизнь.

Один из первых храмов, в строительстве которого мне удалось поучаствовать, был во имя святого князя на острове Сахалине. Много трудов было вложено в создание храма святого князя в городе Зеленоград, рядом с которым установлен величественный памятник Александру Невскому. Также мне удалось потрудиться над строительством храма во имя святого на Звенигородском шоссе в Москве.

 

 

Епископ Парамон освящает памятник св. блгв. вел. кн. Александру Невскому перед храмом в Зеленограде

 

И вот теперь Господь направил меня на служение в ту землю, где святой благоверный Александр Невский принял монашеский постриг и преставился к вечной жизни.

Такая удивительная связь не может быть случайностью. В своих молитвах я часто обращаюсь к святому князю и всегда получаю от него ответ и поддержку.

 

Парамон (Голубка), епископ Городецкий и Ветлужский. Родился в 1977 г. в Закарпатской области УССР. В 1997 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 2001 г. окончил Московскую духовную академию. Нес различные послушания на Сахалине и в Москве. В 2012 г. назначен наместником Донского ставропигиального мужского монастыря. В 2015 г. рукоположен во епископа Бронницкого, викария патриарха Московского и всея Руси. Управлял Северным и Северо-Западным викариатствами Москвы. В 2019 г. назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 2020 г. стал председателем Финансово-Хозяйственного управления Московского патриархата. В 2023 г. назначен правящим архиереем Городецкой епархии и священноархимандритом Феодоровского монастыря.

 

Епископ Парамон в музее им. Александра Невского города Городец

 

— Благоверного князя Александра Невского можно назвать святым покровителем Городца, особенно, подрастающего поколения. Ведь его именем названы православная гимназия и Центр православной культуры, святому Александру регулярно посвящаются различные молодежные инициативы и проекты. На ваш взгляд, современные молодые люди, дети, которых разделяет с великим князем Александром почти восемь веков, понимают его личность, его дух, ту роль, которую он сыграл в истории нашего Отечества? Получается ли у священников и преподавателей на примере Александра Невского воспитать настоящих патриотов России?

 

— Личность святого благоверного великого князя Александра Невского лежит в основе всех проектов и программ Городецкой епархии. Феномен этой личности в истории мировой истории и нашего Отечества ещё не до конца осмыслен, но в Городецкой епархии удалось систематизировать подход к изучению судьбы князя Александра и его наследия. Он сформулирован в семи основных служениях великого князя: воина, князя, дипломата, семьянина, христианина, святого, монаха. Эти отрасли человеческой жизни универсальны для любого поколения, а значит удивительным образом подходят для воспитания детей, юношества и молодёжи в наше время. Используя этот понятийный аппарат в качестве инструментария, священники Городецкой епархии успешно находят отклик среди молодой аудитории. Это ярко проявляется в реализуемых проектах, получивших распространение и продолжение далеко за границами епархии и региона.

 

Епископ Парамон благословляет воспитанников Заволжской православной гимназии имени св. блгв. вел. кн. Александра Невского

 

— Духовным центром Городецкой епархии является Феодоровский монастырь. Ровно 15 лет назад, в день перенесения мощей святого Александра Невского 2009-го года, Святейший патриарх Кирилл освятил возрожденный Феодоровский собор. А в этом году состоялось еще одно, поистине историческое событие – первое за семь с лишним столетий возвращение в Городец чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Расскажите, как удалось организовать принесение святыни? Как встретили святой образ городчане и паломники?

 

— Вы знаете, у меня самого до сих пор нет ответа на вопрос: почему Божия Матерь избрала именно это время для того, чтобы впервые посетить то место, где в XII веке Она явила Себя в чудотворном образе, позже названном “Феодоровским”. Тут действительно проявилась милость Пресвятой Богородицы.

Сейчас мы проживаем в очень непростое время для нашего Отечества. Без помощи и заступничества Владычицы мира нам никак не обойтись. Прибытие Ее чудотворного образа именно сейчас, оказало неоценимую духовную поддержку всем городчанам, и, что очень важно, родным и близким тех воинов, которые сейчас защищают нашу Родину.

Организация этого события, эпохального для истории Городецкой земли и всего Нижегородского края, требовала кропотливых трудов и усердия огромного числа неравнодушных людей. Благословением Святейшего Патриарха Кирилла это начинание смогло получить такое грандиозное воплощение. И, конечно же, в числе устроителей необходимо упомянуть священноначалие Костромской и Нижегородской митрополии, руководство Костромской и Нижегородской областей.

Томительное ожидание прибытия святого образа рождало и подкрепляло среди городчан и паломников неподдельный интерес к самой чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, её истории, явленным чудесам. Так или иначе, это удивительное событие принесения чудотворного образа собрало многолюдный крестный ход духовенства и мирян. Поток людей, желающих приложиться к иконе и помолиться Пресвятой Богородице перед Ее древним образом не прекращался как в день прибытия, так и на протяжении тех дней, пока святыня пребывала в Городецкой епархии.

Необходимо подчеркнуть, что принесение иконы стало поистине драгоценным подарком братьям и прихожанам Городецкого монастыря в день его 870-летия.

 

– Нет ли планов сделать перенесение Феодоровской иконы из Костромы в Городец регулярным мероприятием? Например, в форме многодневного крестного хода, в т.ч. по воде?

 

 

Городец, город в Нижегородской области, районный центр. Впервые упомянут в 1171 г. Находится в 250 км. от Костромы ниже по течению Волги. В 1263 г. на пути из Орды в Городце принял монашеский постриг и скончался святой великий князь Александр Невский. В XIII-XV вв. столица удельного княжества. В XVIII-XIX вв. значимый торговый и ремесленный город Средней Волги, славился самобытной росписью по дереву и печатными пряниками оригинального рецепта. Один из главных центров старообрядцев. Духовным сердцем города является древний Феодоровский мужской монастырь, основанный на месте явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, перенесенной позднее в Кострому.

 

Народная мудрость гласит: “Человек предполагает, а Господь располагает!” Всякое событие, явление подобного масштаба и исторического характера пишется в первую очередь десницей Божией, но никак не человеческим самохотением.

Вновь подчеркну, что святой образ Пресвятой Богородицы, обретенный в XII веке на Городецкой земле, не возвращался домой более семи веков, несмотря на, вроде бы, небольшое расстояние до Костромской области.

Поэтому, если народ наш будет иметь благое дерзновение, если некогда утраченная святыня вновь будет желанной на Городецкой земле и сила покаянного духа и благоговения умолит Спасителя и Подателя всех благ, то только тогда мы можем размышлять о подобном чуде – повторном принесении Феодоровского образа в Городец.

Городецкая епархия в свою очередь будет предпринимать все возможные усилия для того, чтобы святой образ как можно чаще посещал Городецкую землю.

 

Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери в Городце 11 июня 2024 г.

 

– Нижегородская земля славна своими святынями. Десятки тысяч паломников посещают вашу митрополию ежегодно. Конечно, безусловным лидером среди богомольцев остается Дивеево. Но и сам Нижний Новгород, и Арзамас, и Оранский монастырь, и Флорищева пустынь, и Макариев Желтоводский монастырь все больше вызывают интерес у паломников со всей России. Чувствуете ли Вы лично или Ваши сотрудники, отвечающие за прием гостей, в последние годы увеличение потока паломников в Городецкой епархии? Как Вы оцениваете развитие паломнической инфраструктуры в Городце?

 

Я всего год на Городецкой и Ветлужской кафедре, однако с уверенностью могу сказать, что паломнический и туристический потенциал древнего Городца, да и всей северной части Нижегородской области огромен.

В Городецком Феодоровском мужском монастыре уже сейчас созданы необходимые условия для принятия многочисленных туристов, путешествующих по реке Волге: действует уютная паломническая гостиница, трапезная, где можно вкусно покушать. Посетители, действительно, могут погрузиться в эпоху Александра Невского и прикоснуться с его жизнью. В монастыре действует тематическая экспозиция, посвященная святому князю, которую могут посетить все желающие.

Хочу поделиться с читателями большой радостью: в настоящее время начинается огромная работа по восстановлению исторического облика Городецкого монастыря, что, несомненно, позволит сделать его одним из центров православного паломничества Нижегородской области. Если будет воля Божия, то будет восстановлена колокольня высотой около 70 метров, а также храм святого Александра Невского, основанный на месте кельи, где перед смертью принял монашеский постриг великий князь.

 

Городецкий Феодоровский монастырь. Фото начала XX века. Колокольня была разрушена в 1934 году.

 

Федоровский монастырь был закрыт в 1927 г. В 1934 г. все монастырские строения переданы НКВД для размещения трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей. Последний настоятель, игумен Израиль, в 1937 г. был расстрелян. Большинство строений монастыря, включая Феодоровский собор, церковь св. Александра Невского и колокольню, было разрушено. В сохранившихся зданиях разместились различные организации, например, почта, школа, больница. В храм вмч. Пантелеимона въехал клуб судоремонтного завода.

 

— Владыка, как вы уже заметили, северная часть Нижегородской области исторически является одним из центров старообрядчества. Именно по территории Городецкой епархии течет река Керженец, знаменитая своими скитами староверов. Насколько я знаю, даже большинство городецких пряничников до революции были старообрядцами. Остается ли заметным общественным явлением в епархии старообрядческая церковь? Как у вас складываются отношения с приверженцами «старой веры»?

 

Да, действительно, как я уже говорил, именно сюда в глухие Керженские леса уходили старообрядцы от гонений. Несомненно, особенности их жизни и быта, глубоко отпечатались в характере и традициях местного населения и ощущаются и в настоящее время.

Во многих населенных пунктах, входящих в каноническую территорию Городецкой епархии, наряду с храмами Русской Православной Церкви действуют старообрядческие приходы. Честно сказать, особого взаимодействия со старообрядцами не происходит. Думаю, что за много лет взаимного существования на одной и той же территории священство и миряне выработали некие “красные линии”, за которые никто из них не переходит. Это позволяет мирно жить и молиться Богу.

Разногласия, разделяющие наш народ, будь то атеистическое наследие безбожной власти прошедшего века или старообрядческий раскол, врачуется в первую очередь любовью. Духовенство епархии изучает культуры, нравы и особенности жизни староверов и старается наладить теплый, дружеский диалог со священством и мирянами, ведь наша страна и наш народ объединены единой историей и требуют разумного и степенного созидания общего будущего.

Необходимо еще отметить, что в селе Семино Городецкой епархии действует единоверческий приход в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». 20 июня 2024 года состоялось Великое освящение храма и Божественная литургия древнерусским чином. Это удивительное по красоте и наполнению богослужение привлекло священнослужителей из разных епархий Русской Православной Церкви: Московской, Лысковской, Кузнецкой, Коломенской. Для меня это был первый полноценный опыт такого служения. Я, действительно, смог приобщиться к богослужебному обряду, по которому молились наши предки: начиная от протяжного знаменного пения и до длительного устава всех частей службы, от которого, если честно, мы уже немного отвыкли (улыбается).

 

Единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении дониконовских богослужебных чинов и бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Единоверие было учреждено в 1800 г. указом императора Павла I по представлению митрополита Московского Платона (Левшина) для тех приверженцев старого обряда, которые соглашались войти в подчинение Святейшему Синоду и поминать его (впоследствии — Патриарха) во время богослужений, однако не желали оставить древние чины.

 

Епископ Парамон в единоверческом храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” в селе Семино Городецкой епархии

 

— Владыка, поделитесь с нашими читателями своим опытом паломничества. Расскажите, в каких святых местах Вам удалось побывать в качестве паломника? Какие из них особенно Вам запечатлелись в Вашем сердце?

 

— Господь сподобил меня посетить и помолиться во множестве святых мест. Какие-то из них, действительно, оставили глубокий след в душе и повлияли на всю мою жизнь.

Вспоминаю первое посещения Дивеевского монастыря в 1997 году и встречу с батюшкой Серафимом. Как будто сейчас переживаю всю ту духовную радость, которая рождалась тогда в душе. Невозможно забыть посещение Валаама, Оптиной пустыни, где мне удалось прикоснуться к древней монашеской традиции.

Удивительное величие Киево-Печерской и Почаевской лавр поражает воображение и остается навсегда в сердце. Древние храмы и монастыри Золотого кольца России, позволяющие прикоснуться к великой духовной истории нашей страны.

Конечно, нельзя не сказать и паломничестве на Святую Землю и гору Синай. Ту непередаваемую близость ко Господу, которую испытываешь, находясь на том месте, где Он Сам ходил, проповедовал, творил великие чудеса, распялся и воскрес, невозможно точно передать словами.

Хочется вспомнить и об особом для меня месте, где мне посчастливилось потрудиться – это Донской ставропигиальный монастырь. Это уникальное место с великой историей, тесно связанной с историей Русского государства. Здесь покоятся святые мощи Патриарха Всероссийского Тихона, который оказал огромное влияние на меня и мою жизнь. Думаю, что посещение Донского монастыря оставит значительный след в душе каждого паломника.

Совершая паломничества, ты соприкасаешься с тем, что возвышает и преображает тебя, позволяет познакомиться с историей Церкви и Отечества, дает пищу для души на долгое время. Несомненно, паломничество должно быть неразрывно связано с молитвой и участием в богослужениях. Только так можно принести настоящую пользу своей душе, хоть на небольшое время вырваться из обыденности мирской жизни и постараться приблизиться ко Господу.

 

Епископ Парамон совершает молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

 

— В наше время стремительно размывается граница между туризмом и паломничеством. С одной стороны, множество туристов стремится побывать в храмах и монастырях, поставить свечу перед чтимой иконой или набрать воды в освященном источнике. С другой, паломники все больше требуют комфорта во всех составляющих своего путешествия. Владыка, как Вы считаете, где проходит принципиальный рубеж между паломничеством и туризмом? В какой момент один вид путешествия переходит в другой? И как Вы посоветуете нашим читателям настроиться на поездку, чтобы она не прошла впустую, но помогла хотя бы на полступени вырасти в духовной жизни.

 

— Господь – это центр жизни истинно верующего православного человека. Тем более в вопросе о таком удивительном и таинственном явлении как паломничество, так как это в своей смысловой основе это Путь навстречу Христу.

У святителя Григория Нисского есть такая мысль, что человек может отправиться к великой святыне, но ничего не привнести в свое сердце. Действительно, к большому сожалению, часто паломничество превращается в церковный туризм, когда люди мыслят не о встрече со Христом, но сильно беспокоятся о цвете и длине богомольной юбки или ближайшем кафе/гостинице возле святыни, к которой планируете путь.

 

Святитель Григорий Нисский — христианский богослов и учитель Церкви, епископ города Ниссы (историческая область Каппадокия, совр. центральная Турция) в 70-х гг. IV века. Вместе со своим братом, святителем Василием Великим, боролся против арианской ереси. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, где по его по инициативе был дополнен и приобрел окончательный вид Никейский Символ веры. Оставил после себя множество богословских трудов: догматические, нравственные сочинения, толкования на Священное Писание, письма и проповеди.

В письме к Кинситору святитель Григорий пишет: “Боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога. Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры”.

 

В паломничестве главное – увидеть живого Бога. Нужен такой внутренний настрой человека, чтобы он был способен увидеть Бога внутренними глазами своей души. Паломничество — это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку.

Пусть Господь обязательно дарует Ангела-хранителя в спутники всякому, идущему на встречу со Христом!

 

Беседовал Рыжов И.А.

 

Источники иллюстраций:

 

http://egiv.ru/page/124.html

https://vk.com/album-121520674_301466012

https://szvik.ru/2021/06/35878

http://feodorovskiy-monastyr.ru/bez-rubriki/v-gorodetskij-feodorovskij-muzhskoj-monastyr-vpervye-za-bolee-chem-sem-s-polovinoj-vekov-pribyla-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-feodorovskaya/

https://pastvu.com/p/249615

https://www.flickr.com/photos/lavra_photo/albums/72157678275692337/with/33985925088

 

Ещё в разделе

«С ПРЕПОДОБНЫМ ПРЕПОДОБЕН БУДЕШИ»

«С ПРЕПОДОБНЫМ ПРЕПОДОБЕН БУДЕШИ»

Как духовные академии и семинарии сосуществуют с монастырями