Ангелы у десяти престолов

История с географией

Ангелы у десяти престолов

Подмосковская станция Турист за Икшей хорошо известна дачникам и любителям активного образа жизни – места здесь на редкость живописные. Но мало кто знает, что ранее платформа именовалась Влахернской по названию бывшего здесь монастыря.

 

Подмосковская станция Турист за Икшей хорошо известна дачникам и любителям активного образа жизни – места здесь на редкость живописные. Но мало кто знает, что ранее платформа именовалась Влахернской по названию бывшего здесь монастыря.

 

Родовое имение

Перед святыми вратами обители – большой белый крест. На памятном камне начертано: «Роду Головиных – основателям Спасо-Влахернского монастыря – от благодарных жителей п. Деденево».

Древний род Головиных ведет свое начало от крымского князя Стефана Комры, чьи потомки переехали из Крыма в Москву в 1393 году. Дворяне Головины приобрели Деденевскую пустошь в 1677 году. В начале XVIII столетия в имении построили деревянную Спасскую церковь, в которой были собраны родовые святыни – богато украшенные крупным жемчугом и драгоценными камнями образа в дорогих окладах, ковчеги с частицами святых мощей. Среди фамильных ценностей – иконы, которыми еще в XIV веке Головиных благословляли русские великие князья.

 

Сто лет три поколения семьи Головиных строили храм, чтобы разместить в нем свои фамильные святыни

В 1852 году вдова майора Головина Анна Гавриловна и ее сын Гавриил Павлович решили завещать свое имение и семейные реликвии монастырю и через митрополита Московского Филарета (Дроздова) ходатайствовали об открытии женской обители в честь почитаемой в их роду Влахернской иконы Божией Матери. В том же году общежитие монашествующих девиц было утверждено, и Головина стала его попечительницей, пожертвовав усадьбу, пахотные земли и дровяной лес, несколько построек и мельницу, а также двухэтажный дом в Москве.

Анна Гавриловна скончалась 1856 году, приняв за год до этого монашеский постриг, а затем и схиму. Ее погребли в семейном склепе под Спасским храмом.

Сын Гавриил Павлович продолжал заботиться о храме и содержал его в благолепии. Он обнес владения общины деревянной оградой, построил часовню и пожертвовал восемь десятин земли. После его смерти в 1861 году по просьбе митрополита Филарета общежитие монашествующих девиц было преобразовано в Спасо-Влахернский монастырь.

 

Основательница монастыря Анна Гавриловна Головина (урожденная Гагарина) изображена на картине В.Л. Боровиковского "Сестры Гагарины"
Основательница монастыря Анна Гавриловна Головина (урожденная Гагарина) изображена на картине В.Л. Боровиковского "Сестры Гагарины"

 

Первая настоятельница

После утверждения монастыря его игуменьей была назначена монахиня Серафима, переведенная из Дивеевской обители. Матушка Серафима вела хозяйство умело и деловито. При ней были возведены колокольня, каменная ограда, новые кельи и другие здания. Не забывала заботливая игуменья и о духовном развитии сестер. Она старалась уберечь своих духовных чад от праздности и пустословия. Во время разнообразных послушаний с монахинями обязательно находилась старица, читавшая душеполезные книги. По свидетельству одного священника, в обители царили «тишина, миролюбие, смирение, беспрекословное повиновение старшим, чистота, целомудрие». Он писал: «Здесь есть духовное училище, так что простые неученые делаются духовно образованными, в храме чтение отчетливое, пение сладкозвучное, что возбуждает даже и в приходящих благоговейность к богослужению».

Игуменья Серафима управляла обителью 43 года. За свое особенное умение руководить монастырем она неоднократно получала высокие награды. Матушка скончалась в 1897 году и была похоронена на монастырском кладбище.

 

Здание поселковой библиотеки за вратами обители - бывшая монастырская гостиница
Здание поселковой библиотеки за вратами обители - бывшая монастырская гостиница.

 

Спасский храм

Обитель продолжала процветать. Были построены новые каменные корпуса, где разместились кухня, хлебопекарня и мастерские, а в 1901 году открылась больница. Многие сооружения сохранились до сих пор. Уцелела и двухэтажная гостиница постройки 1878 года. С 1954 года в этом здании находится поселковая библиотека – теперь уже за пределами монастыря.

Много внимания уделялось благоукрашению главного собора обители, который ведет свою историю с XVIII века. Под алтарем деревянного храма был положен ковчег с мощами первомученика Стефана, апостола Андрея Первозванного и святого Иакова, брата Господня. Долго устроители не могли решить, кому посвятить новую церковь. В роду Головиных особо почитались три иконы письма Андрея Рублева – Спас Нерукотворный, Смоленская и Владимирская. Решили бросить жребий, в результате храм освятили в честь образа Спаса Нерукотворного.

 

В Спасском храме
В Спасском храме

 

В 1798 году на месте обветшавшей деревянной церкви возвели кирпичный храм с двумя приделами – в честь Влахернской иконы Божией Матери и во имя преподобного Сергия Радонежского. Иконостасы устроили из фамильных икон Головиных, но сокровищ было столько, что все они не помещались в одном храме, и большая их часть содержалась в ризнице.

Чтобы не хранить семейные святыни «под спудом», Головины решают перестроить храм. В середине XIX века он становится больше и увенчивается пятью золотыми главами. Входы с трех сторон величественного крестообразного здания украшают фронтоны с изображением Пресвятой Троицы в окружении Небесных Сил, а также Божией Матери и Ее явления преподобному Сергию Радонежскому. Обновленный храм весьма велик, но для всех икон опять не хватает места!

 

За цветным витражом находится придел Страстей Господних
За цветным витражом находится придел Страстей Господних
 
Придел всех Небесных Сил Бесплотных
Придел Всех Небесных Сил Бесплотных

 

Сто лет три поколения Головиных возводили храм, чтобы разместить в нем свои фамильные святыни, – так много их было. Но не богатством славился этот дворянский род, а своим благочестием. Известно, что однажды князья Голицыны предложили находившимся в затруднительном материальном положении Головиным имение в 4 тысячи душ за одну икону. Головины ответили отказом и за святыню земное не взяли.

Строительство главного храма Влахернской обители закончилось только в 1852 году. Собор получился десятипрестольным. Примечательно, что возводился он не только на деньги самих дворян, но и на пожертвования простых людей. Записи о пожертвованиях заносились в специальную амбарную книгу, из которой теперь можно узнать, что один из алтарей был полностью устроен на средства московского ямщика.

 

В запустении

В начале ХХ века Спасо-Влахернская обитель считалась одной из самых богатых в Подмосковье. Видимо, поэтому она оказалась в числе первых разоренных после революции святынь. Нелюди с оружием сорвали с икон все драгоценные ризы, посбивали росписи со стен ради золота. С мощевиками поступили самым кощунственным образом: вытряхнули святые мощи в помойку, а ковчеги забрали.

Вскоре монастырь упразднили. Оставшиеся сестры во главе с игуменьей Евпраксией организовали сельскохозяйственную артель. Но высокие результаты их труда – далеко не в пользу коммун – не понравились начальству, и монахинь разогнали, часть из них была сослана в лагеря. Новая власть открыла в Спасском храме общежитие. Безбожники устроили в центральном приделе концертный зал, в боковых – спортивные помещения, на втором этаже – жилые комнаты, а в главном алтаре – туалеты и курилку.

В начале Великой Отечественной войны на колокольне собора стояла зенитная батарея. За всю войну из всех многочисленных монастырских построек от бомбежек пострадали только оскверненный Спасский храм и одно хозяйственное здание.

 

До революции тихий пруд принадлежал монастырю

До революции тихий пруд принадлежал монастырю

 

Подвижники нового времени

В безбожные годы ХХ века разоренный Спасо-Влахернский монастырь лишился чудотворных икон, но благодать, пребывавшая в нем, осталась в людях. Обитель прославилась своими подвижниками и святыми.

Последним настоятелем Спасского храма, служившим в монастыре перед его закрытием, был протоиерей Николай Крылов. Один из ближайших помощников епископа Серафима (Звездинского), он поддерживал его, когда тот находился в ссылке. Помогал и ссыльным монахиням. Многие люди обращались к нему в то тяжелое время с просьбой помолиться об исцелении, и многие по его молитве выздоравливали. В 1936 году обвиненного в несовершенных преступлениях отца Николая отправили в лагерь в Караганду. А в 1942 году его супруга, матушка Александра, получила известие о смерти мужа. В 2000 году протоиерей Николай Крылов был прославлен в лике священномучеников.

 

Сестры в обители очень приветливые

Сестры в обители очень приветливые

 

Подвизалась в Спасо-Влахернском монастыре и инокиня Параскева (Матиешина). С детства устремленная к Богу, она на многих производила впечатление прирожденной монахини. Дважды в жизни Параскева удостаивалась видения святых апостолов Петра и Павла. И хотя в советское время ей выпала многотрудная жизнь, она всегда являла окружающим необыкновенную нравственную силу и духовную мудрость. Матушка Параскева скончалась в 1953 году и была похоронена на кладбище в Дмитрове. В 2001 году мощи преподобноисповедницы Параскевы перенесли в храм Димитрия Солунского Спасо-Влахернского монастыря.

Как-то в обитель прибыла группа паломников. Среди них была жена одного человека, страдавшего алкоголизмом. Осмотрев монастырь, женщина разочаровалась: «Ничего у вас тут нет. Все новое, и мощи-то новые». Однако вскоре муж ее избавился от пагубного пристрастия, и поняла она, что произошло это по молитвам матушки Параскевы. Женщина отправилась в монастырь с благодарностью и у святых мощей молила преподобную: «Уж ты меня, матушка, прости, что я такое помыслила».

На рубеже XIX–XX веков в монастыре подвизались две схимонахини: ослепшая еще в детстве Мария и Серафима, прикованная к постели параличом. Обе они получили от Бога дар прозорливости и почитались как подвижницы. Они были похоронены на Деденевском кладбище, но по предсказанию схимонахини Серафимы их мощи позднее перенесли в родной монастырь. Имеются свидетельства помощи по молитвам у их могилок.

 

Деревянный храм Димитрия Солунского
Деревянный храм Димитрия Солунского
 
 
В храме Димитрия Солунского можно помолиться перед мощами преподобноисповедницы Параскевы, чудотворным образом Спаса и списком Влахернской иконы
В храме Димитрия Солунского можно помолиться перед мощами преподобноисповедницы Параскевы, чудотворным образом Спаса и списком Влахернской иконы Богородицы

 

Чудом спасенные

Обитель простояла в запустении 80 лет. Открыли ее вновь только в 2001 году. Постепенно восстановили Спасский собор. Теперь посетителей встречают светлые росписи, множество икон, уже современных – судьба святынь, принадлежавших Головиным, увы, неизвестна. Но два чудотворных образа все же остались.

Один из списков Влахернской иконы Божией Матери из числа родовых святынь Головиных был, видимо, брошен разорителями как «не представляющий ценности», но был спасен неким верующим музейным работником и передан на хранение в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве. Никто и не надеялся на возвращение святыни. Тем не менее при завершении реставрации Спасского собора в начале 2014 года нынешняя настоятельница обители игуменья Александра привезла и поставила в храме киот для Влахернской иконы. Так и стоял он пустым, ждал свою икону. И дождался! В январе 2015 года музей передал ее монастырю.

 

Чудотворный образ "Спас в терновом венце"
Чудотворный образ "Спас в терновом венце"

 

Второй спасенный образ – барельеф «Спаситель в терновом венце» – во время изъятия церковных ценностей чудесным образом оказался в церкви Вознесения Господня в селе Перемилово под Яхромой. Как говорят сестры Влахернского монастыря, Вознесенская церковь хранила им образ Спаса, а Спаситель хранил церковь: промыслом Божиим в советские годы она не была закрыта. Есть и свидетельство чудесной помощи. Перед самой революцией будущий священномученик епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) служил во Влахернском монастыре перед «Спасителем в терновом венце» молебен, во время которого исцелились две слепые девочки. В народе этот образ ласково называют «Спас Беленький».

В возрождающейся обители продолжается жизнь. Выстроен заново сгоревший еще перед войной деревянный храм Димитрия Солунского, восстановлена монастырская трапезная. В бывшей просфорной оборудована и действует детская воскресная школа. Еще не все уцелевшие здания отремонтированы, ведь сейчас в монастыре меньше десяти насельниц. Но возвышается, как и прежде, величественный собор, и стоят невидимые ангелы у десяти его престолов, наполняя это святое место особой благодатью.

 

Игумения Александра (Балабанова) с маленькой воспитанницей воскресной школы
Игумения Александра (Балабанова) с маленькой воспитанницей воскресной школы

 

Десять приделов Спасского собора:

1. Спаса Нерукотворного Образа

2. Влахернской иконы Божией Матери

3. Преподобного Сергия Радонежского

4. Святителя Николая Чудотворца

5. Иерусалимской иконы Божией Матери

6. Небесных Сил Бесплотных

7. Страстей Господних

8. Святых мучеников Кирика и Иулиты

9. Преподобной Фотинии

10. Священномученика Серафима (Звездинского)

 

Собор Новомучеников и Исповедников Дмитровских. Роспись в приделе священномученика Серафима (Звездинского)

Собор Новомучеников и Исповедников Дмитровских. Роспись в приделе священномученика Серафима (Звездинского).

 

Влахернская икона

Одна из главных святынь монастыря – Влахернская икона Божией Матери. По преданию, первообраз был выполнен в редкой технике воскомастики: по резному деревянному рельефу нанесен слой воска, смешанного с пеплом святых 20 000 никомидийских мучеников, сожженных в начале IV века. Позднее образ скрывали в стене храма во Влахернах – пригороде Константинополя. После падения Византийской империи Влахернскую икону отправили на Афон, где монахи сделали с нее три копии. Позднее все четыре иконы были привезены в Россию.

Сейчас одна из них находится в Успенском соборе Московского Кремля, вторая – в Третьяковской галерее, третья – в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове, а четвертая – в Спасо-Влахернском монастыре.

 

Празднование Влахернской иконе совершается 20 июля, а также в 5-ю субботу Великого поста (субботу акафиста)
Празднование Влахернской иконе совершается 20 июля, а также в 5-ю субботу Великого поста (Субботу Акафиста)

 

Полезная информация

Как добраться: на электричке от Савеловского вокзала до платформы Турист, выход из последнего вагона налево, идти против хода электрички вдоль ул. Вокзальной до магазина «Пятерочка», далее вверх по ул. Почтовой и направо по ул. Советской до монастыря, всего 7 мин.

Богослужения совершаются ежедневно, в будние дни – в храме Димитрия Солунского (литургия в 8.00, вечерня в 17.00), собор Спаса Нерукотворного открыт только в выходные и праздничные дни (всенощное бдение в субботу в 17.00, молебен и литургия в воскресенье с 8.00).

Сайт монастыря: http://vlaherna.ru/

Тел.: 8-903-628-93-97 (игумения Александра)

 

Мария Нефедова,

Фото Олега Серебрянского

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне

Амурская Похвала и мира Заступница

Амурская Похвала и мира Заступница

Память Албазинской иконы Божией Матери