Августовская икона Божией Матери

История с географией

Августовская икона Божией Матери

В этот день, 1 (14) сентября 1914 года произошло чудесное явление Божией матери русским войскам в Августо́вских лесах (от города Августо́ва Сувалкской губернии Российской империи, расположенного ныне в Подляском воеводстве Польши). Впоследствии это явлен

14 сентября по н.ст. Церковь чтит Августо́вскую икону Божией матери.

Точнее сказать, в этот день, 1 (14) сентября 1914 года произошло чудесное явление Божией матери русским войскам в Августо́вских лесах (от города Августо́ва Сувалкской губернии Российской империи, расположенного ныне в Подляском воеводстве Польши). Впоследствии это явление со слов многочисленных очевидцев было отображено на иконах, получивших наименование Августовских. Какой-то одной, т.с. оригинальной, Августовской иконы не существует.

Российская империя вступила в войну, которая сейчас нам известна как Первая мировая, 1 августа 1914 года. Войну России объявила Германия. Она же первой начала боевые действия. Но не против России, а против союзной России Франции, рассчитывая избежать войны на два фронта. План немецкого генштаба состоял в том, чтобы как можно быстрее, пока огромная, инертная, как считало германское командование, Россия соберет и перебросит армию на западные границы, разгромить Францию и затем обрушить всю мощь на восток.

Таким образом, Франция в первые же недели войны оказалась на краю катастрофы — уже 25 августа немцы, нанеся поражение англо-французским частям в Приграничном сражении, начали наступление на Париж. Правительство Республики приготовилось к эвакуации в Бордо. И тогда император Николай II откликнулся на мольбы союзников и ударил по Германии не совсем готовыми силами. Вильгельму ничего не оставалось, как срочно снять с западного фронта два корпуса и конную дивизию и отправить их в Восточную Пруссию на встречу наступающим полкам Русской императорской армии. Париж был спасен. 7 сентября вошло в историю как «Чудо на Марне».

 «Русский агитационный плакат времен Первой мировой войны»

Однако спасение Франции дорого обошлось России. В результате отсутствия стратегического планирования, не налаженной разведки, неудовлетворительного взаимодействия между соединениями два корпуса 2-й армии под командованием генерала А. В. Самсонова оказались в окружении. Уже значительно продвинувшимся вглубь Пруссии русским войскам пришлось спешно отступать. Враг вступил на территорию России. Генерал Самсонов покончил жизнь самоубийством.

Благодаря героическому сопротивлению русских солдат и офицеров враг был остановлен на реке Неман. И вскоре отброшен назад. Военный маховик Императорской армии раскручивался с каждым днем, и инициатива переходила в руки русских. Однако дни начала сентября 1914 года были печальны: потерявшие многих товарищей, подавленные гибелью командующего, тысячи воинов брели в неизвестность, готовые в любой момент оказаться под обстрелом или в окружении.

И как никогда вовремя Божия Матерь явила свое милосердие и укрепила дух православного воинства.

Первое свидетельство об этом невероятном событии опубликовала газета «Биржевые ведомости». Небольшая заметка так бесхитростно и называлась — «Чудо».

Приведем её целиком:

«Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написал он 18 сентября, почти накануне битвы под Августовом. Приводим из него выдержку буквально: «...После нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло...»

Заметка вышла в свет 25 сентября, когда Августовская наступательная операция уже во всю шла. Император Николай II в это время находился на фронте. Вернувшись после победы в Царское село он, судя по всему, прочитал статью, вызвал обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера и поручил ему инициировать расследование этого чуда. Владимир Карлович в свою очередь поручил исследовать явление отцу Георгию Шавельскому, протопресвитеру армии и флота.

Прошло чуть больше месяца, как появилось ещё одно, на этот раз уже не анонимное, свидетельство. Да не от кого-нибудь, а от известного на всю Россию отца Иоанна Стратановича, полкового священника Лейб-Гварди Кирасирского Её Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка, «боевого» протоиерея, прославившегося героизмом в русско-японскую войну 1904-1905 гг, кавалера ордена Св. Анны 3-й степени с мечами.

 «Протиерей Иоанн Стратанович»

Отец Иоанн написал следующее: «1 сентября 1914 года, в 11 часов ночи, обоз второго разряда Бригады лейб-гвардии Кирасир Его и Её Императорских Величеств, находившихся близ города Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулемётами и пушками находится вблизи, на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звёзд и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причём Божия Матерь рукой указывала на запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера, поручика Зернец... С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около получаса, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось и обоз благополучно совершал дальнейшее следование»

Город Мариамполь (ныне Мариямполе в Литве) находится в 80 км. от Августова, так что отчет отца Иоанна не противоречит заметке Биржевых новостей. К слову этот литовский город назван в честь Божией Матери (Мариамполь — «город Марии»), так что явление Богородицы именно в его окрестностях также вряд ли случайно.

Буквально сразу же после первой публикации в Биржевых ведомостях слух о случившемся чуде начал распространяться по России. Безусловно он подкреплялся рассказами живых свидетелей, оказавшихся в госпиталях, командировках, лагерях военнопленных. Как выяснилось позже, Божию Матерь видели не только кирасиры, но и донские казаки. И до сих пор на Дону живо предание о тех событиях.

Как мы уже знаем, явлением Богородицы в Августовских лесах заинтересовался Государь. Неудивительно, что первые изображения Царицы Небесной в Прусском небе вышли из типографии Марфо-Мариинской обители, т.е. по благословению вел. кн. Елизаветы Федоровны Романовой. Будущая преподобномученица явно была одной из первых осведомлена о случившемся под Августовом по семейным каналам.

«Царь Николай II благославляет солдат перед боем»

 «Открытка с изображением Августовского чуда издания Марфо-Мариинской обители 1914 г

Святейший Синод вскоре оказался завален прошениями из всех епархий о благословении икон, созданных по описаниям чудесного явления. Однако члены Синода не спешили, и окончательное решение о признании Августовского чуда таковым было утверждено только 31 марта 1916 года: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам...»

К этому времени Россия была уже наводнена различными брошюрами, открытками и самодельными иконками, и иконография «Августовской Божией Матери», благословленная свт. Макарием (Невским), митрополитом Московским, вполне сложилась.

Страшные события 1917-го и последующих годов не дали развернуться народному почитанию новой иконы. Гражданская война затмила Первую мировую количеством жертв и разрушений, Вторая Отечественная была объявлена «империалистической», постепенно стерта из памяти, а затем окончательно похоронена под тяжестью Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Православная Церковь была подвергнута разгрому и оказалась под пятой богоборческого режима на многие десятилетия.

И вот только после падения большевизма, 28 февраля 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Оно совершается 14 сентября — в день церковного новолетия.

 

 «Стихотворение Н. Никифорова в газете «Петербургский листок» от 14 (27) сентября 1914г»

 

Игорь Рыжов, магистр истории,

ст. специалист паломнической службы

Паломнического Центра Московского Патриархата.

 

Иллюстрации :

http://foma.ru

http://pravicon.com/

https://www.booksite.ru/

http://russianestonia.eu/

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Константинополь

Константинополь

Визáнтий. Град Константина. Новый Рим. Око Вселенной. Седмихолмие. Царьград русских летописей. Всё это — старинные названия современного Стамбула, одного из крупнейших городов современной Европы. Сейчас этот турецкий город даже не является столичным, но к

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне

Амурская Похвала и мира Заступница

Амурская Похвала и мира Заступница

Память Албазинской иконы Божией Матери