Земля святых - так называли территорию современной Великобритании во времена единой Церкви. Около 500 угодников Божиих в древнем Уэльсе, Ирландии и Шотландии прославились проповедью Святого Евангелия и великими монашескими подвигами.
Впервые Благую весть о Спасителе принес на британские острова апостол от 70-ти Аристовул – ближайший сподвижник и ученик апостола Павла. Выполняя волю своего учителя, св. Аристовул отправился в далекие земли, населенные кельтами, где обратил в истинную веру немало язычников и подготовил почву для дальнейшей христианизации Британии.
Христиане и сами регулярно прибывали на острова из других стран по торговым делам. Торговые морские связи между западной Британией и восточным Средиземноморьем существовали задолго до рождения Спасителя. Эти связи сохранились и в раннехристианские времена, когда Египет, Палестина, Кипр и Малая Азия активно торговала с юго-западной частью Британии. Археологические раскопки доказывают, что из южных стран сюда доставляли виноградное вино для причастия.
Однако расцвет монашества и утверждение христианской Церкви в Британии пришлись лишь на V-VI века. В это время здесь подвизались такие великие подвижники как святой Патрик, святитель Давид, святой Ниниан, святой Колумба и другие миссионеры, дошедшие с проповедью о Христе до Северной Атлантики и Скандинавии.
Св. Патрик – один из наиболее почитаемых святых Великобритании. Его называют апостолом Ирландии. Будущий подвижник родился около 383 года в богатой галло-римской семье, уже много лет исповедавшей христианство. В шестнадцатилетнем возрасте юношу похитили пираты и продали в Ирландию богатому землевладельцу. Здесь ему пришлось жить в горах, сторожа хозяйские стада. Одиночество и лишения обратили сердце юноши к Богу. Дни и ночи он коленопреклоненно молился Господу – в снегу, под дождем, на пронизывающем ветру. Однажды ночью он услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину.
После побега из плена Патрика не оставляла мысль о просвещении ирландских язычников. Но для этого требовалось получить церковное образование – и юноша отправляется в Галлию, где были лучшие по тем временам монашеские просветительские центры. Лишь после 15 лет жизни в монастыре под духовным началом св.Германа Патрик возвращается в Ирландию.
В те времена Ирландия состояла более чем из ста обособленных королевств, и не было другого пути, кроме как каждое королевство обращать в христианство отдельно. Это был тяжелейший и кропотливый труд.
Вместо того, чтобы громогласно обличать языческих жрецов – друидов и изгонять их из родных мест, св. Патрик мягко, но твердо обращал их ко Христу. Проповедь святителя было строго церковной и вместе с тем «национально самобытной». Он хорошо знал обычаи кельтов и опирался на лучшее, что было в них. Вслед за обращенными в христианство жрецами, королями и популярными в народе бардами – хранителями устных преданий, отрекались от язычества и простые люди.
По всей Ирландии св. Патрик строил церкви и монастыри. Епископские кафедры, как правило, находились не в городах, а в основанных святителем обителях. Именно они станут впоследствии крупнейшими монашескими центрами Европы.
Когда святителю было восемьдесят лет, он написал знаменитую «Исповедь», в которой можно найти сходства с апостольскими посланиями, увидеть подвиг христианских «первопроходцев» как бы изнутри и почувствовать внутреннее единство святых разных эпох.
В VI веке достойным преемником равноапостольного святого Патрика стал святитель Давид – покровитель Уэльса. Он родился в благочестивой королевской семье и с детства желал целиком посвятить себя Господу. Ещё будучи совсем молодым св.Давид принял монашество и стал вести аскетичную жизнь, подражая великим египетским старцам.
Святитель основал в Уэльсе более 10 монастырей, самым известный из которых - Меневийский. Братия жила здесь по строгому монастырскому уставу в постоянном труде и молитве. К столу подавалась только самая простая пища – хлеб, зелень и вода. Вино полностью исключалось. Главное жизненное правило монахов заключалось всего в трех словах: добровольная нищета и нестяжательство. Всё имущество в обители было общее. Любые разговоры, кроме самых необходимых, строго запрещались, чтобы не мешать монахам творить постоянную внутреннюю молитву.
Сам святой Давид взял для себя за правило (как особый вид аскезы) каждый день, даже зимой, прочитывать всю Псалтырь, стоя в реке. Монашеские подвиги и творимые святым чудеса сделали его известным далеко за пределами Британии. В 545 году на церковном соборе в Брефи святой Давид был избран архиепископом.
В конце своей жизни святитель оставил своим соотечественникам в качестве духовного завещания такую заповедь: «Будьте радостными, братья и сёстры! Храните святую веру и творите малое добро».
Примерно в те же годы в Шотландии подвизался великий современник святителя Давида – святой Колумба, родившийся около 520 года на севере Ирландии. Он также происходил из королевского рода и был одним из самых образованных людей своего времени, известным поэтом. Горячая, энергичная натура удивительным образом сочеталась в нем с духовной сосредоточенностью и христианским смирением. Будучи игуменом он не гнушался омывать ноги приходящим в монастырь странникам.
В Ирландии св. Колумба основал 37 монастырей, но после одного трагического события вынужден был покинуть родину. По преданию, он отказался выполнять приказ короля Диармайда, велевшего сжечь церковь, где укрывались враги «его величества». Но храм всё же сожгли, тогда возмущенный Колумба поднял против короля людей своего клана. Завязалась кровавая битва, в которой погибло около 3 000 человек.
В этой трагедии собор епископов обвинил именно Колумбу. В глубочайшем раскаянии подвижник решил отправиться в языческую Шотландию и не возвращаться на родину, пока не обратит к Христу столько же людей, сколько погибло в той битве.
В 563 году он вместе с двенадцатью монахами высадился на остров Иона и основал здесь первый в Шотландии монастырь. В течение 15 лет святой Колумба ходил с проповедью Евангелия по горам и долинам этой суровой страны. Ему удалось обратить в христианство короля пиктов Бруда и огромное число его поданных.
Делу просвещения язычников способствовало не только редкое красноречие поэта-проповедника, но и творимые им чудеса. Однажды св.Колумба проповедовал в окрестностях реки Несс, соединяющей знаменитое озеро Лох-Несс с морем. Чтобы переправиться на другой берег, св. Колумба послал одного из монахов вплавь за лодкой. И когда тот был на середине реки, из глубины показалось страшное чудовище и устремилось за монахом. Увидев это, святитель осенил чудовище крестным знамением и приказал ему именем Христа не трогать своего ученика. Монстр тут же скрылся под водой. Наблюдавшие это язычники были поражены случившимся и вскоре приняли Святое Крещение. Интересно, что это было первое, письменно зафиксированное упоминание о лох-несском чудовище.
Обладая даром предвидения, святой Колумба знал, что в будущие века его соотечественники отойдут от истинной веры и лишь в конце времён на его родной земле вновь утвердится Православие. Святитель скончался перед алтарём своей церкви 9 июня 597 года, собираясь служить полночную службу.
Монастырь, основанный св. Колумбой на пустынном острове Иона, в течение двух столетий был крупнейшим православным центром в Британии. Но уже в начале IХ века британские острова стали подвергаться регулярным набегам викингов, которые безжалостно разрушали христианские храмы и убивали монахов. В следующем столетии датско-норвежское завоевание практически полностью уничтожило монашескую жизнь в стране.
Это дало возможность Римской католической церкви упрочить в Британии свои позиции. В ХII веке в Ирландии, Уэльсе и Шотландии стали появляться августинские и бенедектинские монастыри. Православная традиция надолго прервалась…
Лишь после событий 1917 года, когда в Англию хлынула волна беженцев из России, повсеместно стали устраиваться домовые православные церкви. В 1962 году известный проповедник и богослов, митрополит Антоний (Блум) создал и возглавил Сурожскую епархию Московского патриархата, которая в настоящее время насчитывает 48 приходов и общин. Всего же в стране насчитывается 250 тысяч православных. И это число год от года возрастает. Как утверждают социологи, на сегодняшний день Православие – самая быстрорастущая религия в Великобритании.
СПРАВКА
Государственной религией Великобритании является англиканство, 10% населения страны относят себя к католичеству. Православная Церковь благословляет посещение храмов этих конфессий, чтобы поклониться святыням неразделенной Церкви, но не благословляет участие в богослужениях и церковных таинствах.