Благодаря Святому Крещению Болгария получила новый импульс к развитию. В первую очередь это отразилось на ее культуре.
По всей стране стали возводиться православные храмы. Болгарские мастера успешно осваивали церковную живопись и технику стенной росписи. Они взяли за образец византийскую школу иконописи, где создавались настоящие шедевры церковного искусства, несущие в себе высшие христианские ценности. Вслед за византийскими иконописцами художники Болгарии унаследовали представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» в образы христианского вероучения, запечатлеть жизнь Духа, показать иной - Горний мир.
Среди лучшего наследия болгарского церковного искусства - росписи Боянской церкви, фрески Ивановских скальных церквей и Рыльского монастыря, а также стенопись Александро-Невского собора.
Боянская церковь расположена на окраине Софии в селе Бояна. Своей мировой славой храм обязан фрескам, датированным 1259 годом. Их относят к самым значительным памятникам средневекового искусства Восточной Европы. Наибольшую ценность представляют фрески со сценами из жизни Иисуса Христа и изображением восьмидесяти девяти библейских праздников, на которых запечатлены двести сорок персонажей.
Образы святых Иоанна Рильского, Петки Тырновской, а также портреты правителей Второго Болгарского царства Калояна и его жены Десиславы поражают своей реалистичностью. Создается впечатление, что на тебя смотрит живой человек. Интересно, что уникальную портретную технику, в которой выполнены бояновские фрески, увидеть можно только здесь - в других храмовых росписях она не встречается.
Ивановские скальные церкви высечены прямо в скалах на высоте тридцать два метра на берегу реки «Русенский Лом» и представляют собой группу монолитных церквей, часовен и монастырей. В период расцвета в монастырский комплекс входило около сорока часовен и храмов, в монастырях проживало более трехсот монахов.
До наших дней сохранились пять церквей, где уцелели фрагменты редчайших фресок XIII-XIV веков - они выполнены уникальными по своему составу красками. Над этими росписями трудились наиболее талантливые художники Тырновской школы.
Одним из самых богато украшенных храмов является «Господев дол». Здесь можно часами рассматривать фрески на евангельские сюжеты. Особого внимания заслуживают «Омовение ног», «Отречение Петра», «Поцелуй Иуды». Эти работы по силе выражения художественного замысла стоят в одном ряду с лучшими образцами средневекового церковного искусства.
Рыльский монастырь – крупнейшая обитель Болгарской Церкви, основанная в 30-е годы X века преподобным Иоанном Рильским. Всех, кто посещает это место, поражает богатая роспись монастырских церквей, причем не только изнутри, но и снаружи. Неизменно большое впечатление производят сцены, изображающие загробные мытарства человеческой души. Есть о чем задуматься…
В главном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы можно увидеть знаменитые фрески Страшного Суда, Блаженства праведников в раю, Лоно Авраама, Исаака и Иакова. В росписи Рождественского храма приняли участие выдающиеся иконописцы XIX века, яркие представители Болгарского национального возрождения Димитр и Захарий Зографы.
Собор Александра Невского в Софии также славится своими высокохудожественными фресками. Среди авторов не только болгарские иконописцы, но и маститые русские художники – В. Васнецов, М.Судковский, С.Иванов, А.Киселев. С сорокаметровой высоты центрального купола на нас смотрит написанный Петром Мясоедовым «Бог Саваоф», а замечательную работу «Свадьба в Кане Галилейской» выполнил Василий Болотнов.
Эти храмовые росписи, созданные выдающимися мастерами, глубоко воздействует на духовное состояние человека. Они создают эффект присутствия изображенных на них лиц и помогают ощутить храм как образ Небесного Царства.
…Церковная живопись Болгарии в своем развитии никогда не стояла на месте. Даже в годы османского владычества, когда все христианское было под запретом, болгарские иконописцы продолжали создавать настоящие шедевры, в которых воплощали горячую любовь к православной вере и порабощенной родине. Вобрав в себя лучшие традиции сначала византийской, а затем и русской иконописной школы, храмовая роспись Болгарии сохранила свою яркую самобытность. Она всегда узнаваема благодаря особой красочности и по-детски чистому восприятию евангельского слова.