"Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку".
Свт.Лука (Войно-Ясенецкий)
Свято-Троицкий Симферопольский женский монастырь очень молод – он был учрежден в 2003 году, но по своей известности не уступает многим древним обителям, потому что здесь в монастырском соборе с 1996 года покоятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого). К святому врачу, как называют его в народе, приезжают со всех концов страны, и по молитвам к нему получают исцеление от телесных и душевных недугов. В одном из монастырских зданий открыт уникальный музей святителя Луки Крымского.
Святитель Лука был крымчанином по рождению и отдал Крыму последние пятнадцать лет своей жизни – с 1946 по 1961 год. Профессор медицины, великий диагност и врач-хирург, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, – стал архиепископом Симферопольским и Крымским в 70-летнем возрасте. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику. В 2000 году святитель Лука Крымский был причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских.
История монастырского Свято-Троицкого собора восходит к концу XVIII века, когда здесь была построена одноименная приходская церковь. Через сто лет деревянную постройку заменили каменной, и в таком виде храм сохранился до наших дней. В советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове. В 1933 Троицкую церковь собирались перестроить под детский интернат, но священникам и прихожанам удалось отстоять свой храм. Однако за его спасение отдал жизнь протоиерей Николай Мезенцев – он был расстрелян в феврале 1938 года. В 2000 году священномученик Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.
Особо чтимая святыня монастыря – икона Божией Матери «Скорбящая», чудесным образом обновившаяся в 1998 году. Ее подарила Троицкому храму одна из прихожанок – это было тусклое, едва различимое изображение. Икону поместили в алтарь и через две недели обнаружили, что она обновилась: четким и ярким стал лик Божией Матери, проступила надпись «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая».
Петропавловский кафедральный собор г. Симферополя, который сегодня радует глаз своей красотой и величием, первоначально представлял собой деревянную церковь, построенную по просьбе и на средства жителей города в начале XIX века. Со временем храм обветшал и спустя полвека на его месте был построен просторный каменный храм попечением архиепископа Гурия (Карпова).
Правящий архиерей Таврической епархии, владыка Гурий проявил себя мудрым и деятельным пастырем и за свои труды был удостоен многих церковных и государственных наград. В 1867-1892 гг. он неоднократно совершал богослужения в Петропавловском храме.
В богоборческие десятилетия храм святых апостолов Петра и Павла пришел в крайнее запустение и был восстановлен в конце прошлого века. С 2003 года Петропавловскому собору был присвоен статус кафедрального. В следующем году здесь произошло чудо – на стекле, за которым находилась икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Икона выставлена для поклонения верующих.
В 2008 году после прославления в лике святых архиепископа Таврического Гурия (Карпова) в собор были торжественно помещены его честные мощи. Ныне это главная святыня Петропавловского собора, по молитвам к святителю Гурию верующие получают благодатную и скорую помощь.
Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь, который называют «Крымской лаврой», расположен в 2 километрах от города Бахчисарая, в урочище Марьям-Дере (Девы Марии). По местному преданию первый храм был построен здесь после того, как некий пастух обнаружил на скале икону Божией Матери, которая при перенесении куда-либо каждый раз возвращалась на прежнее место. На этом месте со временем и построили храм. Поскольку обретение иконы, получившей название «Бахчисарайская», произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы, то и храм был назван Успенским. Чудотворный список иконы Богородицы «Бахчисарайская» милостью Божией сохранился до сегодняшнего дня и являет свою помощь всем верующим.
Время создания обители точно неизвестно. Предполагается, что первые пещерные кельи, в которых селились пустынножители, появились здесь уже в VIII-X вв. Общежительный монастырь возник значительно позже - в XIV-XV вв. Обитель переживала периоды упадка и расцвета. К концу XIX в. в монастыре имелось пять храмов: в честь Успения Божией Матери, равноапостольных царей Константина и Елены, святого Евангелиста Марка, святителя Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца.
В 1921 г. монастырь был закрыт, позже его помещения разобрали на стройматериалы. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке. Обитель стала возрождаться после ее возвращения Церкви в 1993 году. Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен источник. В настоящее время по численности насельников обитель является самой большой в Крыму.
Форос – этот курортный поселок был основан греками в V веке до н. э. и является древнейшим поселением на Южном берегу Крыма. На Байдарском перевале, на отвесной скале высотой 400 метров, находится храм Воскресения Христова, который называют также Форосской церковью. Храм был возведен в честь чудесного спасения Александра III и его семьи осенью 1888 г. Когда царская семья возвращалась из Ялты в Санкт-Петербург, поезд потерпел крушение. Император, обладавший огромной физической силой, удержал обваливавшийся потолок вагона, и все члены его семьи успели выбраться из искореженного вагона невредимыми.
В октябре 1892 г. новый небольшой, но очень красивый храм был освящен в честь Воскресения Христова. В 30-е годы ХХ века церковь была разграблена, а в послевоенные годы в ней устроили ресторан. Его закрыли после того, как путешествовавший по Крыму в сопровождении Хрущева шах Ирана отказался войти в него, посчитав это кощунством.
В 1990-е годы в Форосской церкви провели масштабные реставрационные работы. Возвращенный Православной Церкви Воскресенский храм по праву стал одним из чудес Крыма: вновь сияют золоченые купола, сквозь цветные витражи льется свет, стены расписаны красивым растительным орнаментом. Украшением церкви является резной иконостас из мореного дуба, рядом с которым висит табличка: «Иконостас сей был сооружен в благоугодную память о подвижнических трудах настоятеля храма архимандрита Петра, злодейски убитого 20 августа 1997 года».
Херсонес – или как его называли русские летописцы Корсунь - по праву считают колыбелью Православия. В 3 км от центра Севастополя лежат руины этого античного греческого города, где князь Владимир принял святое крещение, после чего в Киеве крестил всю Русь. Князь хотел в политических целях породниться с византийским императором, женившись на его сестре царевне Анне. Он овладел греческим городом Корсунью и послал просить руки Анны, добавив, что хотел бы креститься. Царевна прибыла в Корсунь вместе с греческим епископом, который крестил Владимира, а затем обвенчал его с Анной. Примечательно, что крещение князя сопровождалось чудом: Владимир, незадолго до этого ослепший, в святой купели прозрел и телесно, и духовно.
С этим святым местом связано много различных преданий. Одно из них сообщает, что здесь проповедовал Андрей Первозванный. На руинах древнего Херсонеса у берега моря даже показывают след от стопы Апостола.
Владимирский кафедральный собор в Херсонесе, увековечивший принятие христианства князем Владимиром, был возведен в XIX веке к 900-летию Крещения Руси. Величественный собор возвышался над землей на 34 метра. Великолепным было и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, великолепная роспись, выполненная самыми известными живописцами того времени.
В 1924 г. Владимирский собор был передан музею. В годы войны его здание сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. Освящение восстановленного Владимирского кафедрального собора в Херсонесе состоялось в 2004 году. Храм-памятник вновь поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий.
Инкерманский Климентовский мужской пещерный монастырь – самая древняя и большая пещерная обитель на Крымском полуострове. Он находится в Инкермане, пригороде Севастополя, где с незапамятных времен добывают камень для облицовки зданий. Здесь, в Монастырской скале, образовалось множество катакомб и пещер, в которых и возник монастырь.
Церковное предание связывает основание монастыря с именем святого Климента – римского епископа, ученика и сподвижника апостола Петра. За неутомимую проповедь Евангелия император Траян сослал его в эти каменоломни. Святой Климент и здесь крестил в день до 500 человек. По приказу разгневанного императора его бросили в море, привязав на шею якорь. Это произошло в 101 г., а ровно через год море отступило, и в подводном гроте обнаружили останки праведника. Морской отлив каждый год в день смерти святителя позволял христианам поклониться святым мощам. После крещения благоверный князь Владимир перевез в Киев честную главу и часть мощей святого Климента.
Историки считают, что общежительный монастырь образовался в этих каменоломнях примерно в VIII-IX веках. Пещеры служили первым монахам жильем, в них устраивали храмы, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Настоящий расцвет обители наступил в середине XIX века, через полвека после присоединения Крыма к России. К 1910 году архитектурный ансамбль Инкерманского монастыря сложился окончательно: пять храмов, два жилых корпуса для братии, подсобные помещения.
В советское время монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1991 году. Были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киево-Печерской Лавры передали частицу мощей от честной главы святого священномученика Климента. Рака с этой святыней установлена в боковом нефе Климентовского храма. Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Считается, что церковь во имя святого апостола Андрея вырублена еще самим святым Климентом.
Балаклавский Георгиевский мужской монастырь находится на мысе Фиолент, что в переводе с греческого означает «Божья страна». По красивому преданию его основали в конце IX века греческие купцы, застигнутые бурей. Они горячо молились святому великомученику Георгию, и он откликнулся на их молитву, явившись на скальном островке у берега. После этого ветер утих, спасенные мореплаватели высадились на берег и обрели на месте явления святого Георгия его икону. Они устроили на берегу пещерную церковь, поставили в ней явленный образ, а самые набожные из греков остались здесь жить.
На протяжении многих веков монастырь оставался греческим. Даже после включения Крыма в состав Российской империи (1783) и подчинения монастыря Русской Церкви еще несколько десятилетий богослужения в нем совершались на греческом языке, среди братии преобладали греки.
В числе жертвователей обители были члены царской семьи, адмиралы Черноморского флота праведный Федор Ушаков и Михаил Лазарев. Интересно, что после включения в 1813 году в штат обители 26 иеромонахов для служения на кораблях Черноморского флота, монастырь стал назваться «флотским». Среди известных посетителей были российские императоры от Александра I до Николая II, поэт Александр Пушкин, художник Иван Айвазовский, писатели Иван Бунин и Антон Чехов.
В 1991 году на месте явления святого Георгия, водрузили новый семиметровый крест весом почти полторы тонны. А в начале нынешнего XXI века было завершено воссоздание древнего Георгиевского храма.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде был возведен в 1885 году по заказу великого князя Константина Николаевича Романова. В конце XIX-начале XX вв. храм считался одним из красивейших на Южном берегу Крыма. Он был богато украшен мозаичными образами работы итальянского мастера и орнаментами лучших живописцев того времени.
В этом благодатном месте служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, здесь причащалась великая княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться вся царская семья, все великие князья и княгини, когда они отдыхали на Южном берегу Крыма.
Покровская церковь после революции была закрыта и использовалась под склады и мастерские. В 1992 году ее вернули Церкви. Сегодня этот архитектурный и исторический памятник, украшение Большой Ялты, – приходской храм. В нем мы снова можем видеть редкое изображение Спасителя в отроческом возрасте и помолиться перед чудотворным образом Покрова Пресвятой Богородицы.
Свято-Троице-Параскевиевский Топловский женский монастырь называют обителью трёх Параскев: преподобномученицы Параскевы Римляныни, преподобной Параскевы – последней игумении монастыря перед закрытием его богоборческой властью в XX веке и болгарки Константины (монахини Параскевы-отшельницы).
Монастырь расположен в урочище Топлу, среди горного леса на одном из уступов горы Каратау. У подножья этой горы из-под развалин древней церкви преподобномученицы Параскевы течет целебный источник, названный именем святой. По народному поверью, именно здесь во II в. приняла мученическую кончину святая Параскева.
Открытие монастыря связанно с простой болгарской девушкой Константиной. Однажды она услышала голос, ясно звавший ее по имени, и тут же, бросив все, поселилась в урочище Топлу. Со временем к ней присоединились несколько сестер, которые своими силами построили возле источника небольшую часовню. В 1863 г. была возведена церковь во имя св. Параскевы, а годом позже вышел указ Святейшего Синода об учреждении женского общежительного монастыря.
Сейчас в Топловской обители действуют два храма. Монахи Афонского Пантелеимонова монастыря прислали в дар частицу мощей преподобномученицы Параскевы. В нескольких минутах ходьбы от монастыря находится пещерка Константины. Над надгробием последней настоятельницы преподобной Параскевы построена часовня.
Обитель славится тремя чудотворными источниками. Считается, что вода из источника святой Параскевы исцеляет болезни глаз и головы. Вода из источник святого Георгия помогает при больных суставах, а из источника Трех Святителей - при заболеваниях нервной системы
Древний храм Андрея Первозванного, от которого сохранились только руины, находится в полутора километрах от села Генеральское, на склоне горного массива. В этом месте, по преданию, в I веке от Рождества Христова проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. По его молитвам возник источник, здесь же многие окрестные жители приняли христианство. В средневековье над родником стояла церковь Андрея Первозванного.
После долгого забвения в начале нового тысячелетия был вновь освящен источник, возле которого теперь служат водосвятные молебны. А руины храма святого апостола Андрея отмечены деревянным крестом.
Храм-маяк святителя Николая Чудотворца находится в селе Малореченское, недалеко от Алушты. Он был построен в 2007 в память обо всех погибших морских путешественниках. Росписи в храме посвящены святителю Николаю, покровителю всех путешествующих. На потолке одного из портиков изображены символы созвездий, по которым ориентируются мореплаватели. В оформлении церковной площади использованы якоря, якорные цепи, кнехты.
После открытия в цокольном этаже Музея катастроф на водах, храм стал одной из самых интересных и необычных достопримечательностей Крыма. В 17 залах музея размещена экспозиция о многих трагедиях, произошедших в Мировом океане – от крушения «Титаника» до трагической гибели атомной подводной лодки «Курск». Храм может играть роль маяка: под главным крестом, внутри позолоченного шара, который символизирует планету Земля, установлен маячный фонарь.
Обращает на себя внимание важная деталь: на одной из стен каждый желающий может поместить табличку с информацией о погибших на воде.
Катерлезский Георгиевский женский монастырь возрождается сегодня на месте прежней обители, возникшей в XIX веке недалеко от города Керчи, в Катерлезе (ныне с. Войково). Сохранилось предание, что греческий пастух увидел на горе молодого воина верхом на белом коне. Пастух вместе с тремя старцами поднялся на гору, и видение повторилось, только на этот раз юноша стоял на большом камне рядом со своим конем. Когда они подошли ближе, видение исчезло, но на камне остались отпечатки стоп святого и конских копыт. Недалеко от этого камня была найдена и икона святого Георгия Победоносца, которая впоследствии была перенесена в храм обители.
Каменную церковь построили спустя полвека после этих событий – в 1857 году. Вскоре здесь был учрежден монастырь, просуществовавший до начала ХХ века, после революции он был закрыт, а все строения разобрали до основания. Сегодня монастырь трудно и медленно, но восстанавливается, его все чаще посещают паломники. Ежегодно 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца сюда из Керчи совершается крестный ход.
Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи возвышается в центре этого древнего города, возле Таврической площади. Это один из старейших храмов России, он был построен в VIII веке, что подтверждается надписью на одной из колонн, поддерживающих свод. Надпись сообщает, что на этом месте покоится раб Божий Георгий, который преставился в 752 году от Рождества Христова.
С Предтеченским храмом связано много легенд и преданий. По одному из них его фундамент был заложен по благословению святого апостола Андрея Первозванного, который проповедовал Евангелие в этих краях. Другая легенда утверждает, что углубление на каменной плите, находящейся во дворе древнего храма, - это отпечаток стопы самого Иоанна Предтечи.
Это единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм являлся и важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния. Сегодня этот прекрасный памятник византийского зодчества и бесценная керченская святыня – действующий храм. Его колокольный звон раздается на несколько километров, приглашая нас помолиться на богослужении и увидеть многовековую историю своими глазами.
Феодосия – античный город, название которого переводится с греческого как «Богом данная». Название себя оправдало – это один из первых городов Крыма, который был просвещен светом христианской веры. В IV веке нашей эры нашествие гуннов смело прекрасную эллинскую архитектуру, оставив потомкам одни руины. В XIII- XIV веках генуэзцы построили на развалинах новый город, получивший название Кафа. На крутых прибрежных склонах выросла мощная Генуэзская крепость, а рядом с ней в долине построили 11 храмов. Это была настоящая Святая долина. До наших дней в Феодосии сохранились только четыре церкви этого периода: во имя великомученика Георгия Победоносца, апостола Иоанна Богослова, святого Стефана и святого Иоанна Предтечи. В 1875 году Предтеченский храм был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери.
Этот средневековый храм был построен на средства армянской общины, о чем напоминают стоящие неподалеку старые армянские надгробья и кресты. Установлено, что знаменитый путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь в 1472 г. из далекой Индии в родную Тверь, прожил в этом городе три года и написал здесь «Хождение за три моря». Предание добавляет, что именно в Иверской церкви он молился Богу, благодаря Его за свое благополучное возвращение.
До наших дней в Иверском храме сохранились фрагменты удивительно красивых фресок, специалисты предполагают, что их создателем был Феофан Грек. Дошли до нас и уникальные изображения из камня: на горнем месте – Спаситель в окружении двенадцати апостолов, в алтаре над жертвенником - Иоанн Креститель с Агнцем в руке.
В советские годы, несмотря на статус памятника архитектуры и истории, храм пришел в запустение. В 1996 году он был возвращен Православной Церкви. Храм отреставрирован, здесь возобновилась богослужебная жизнь.