Литургия в кенийских джунглях

История с географией

Литургия в кенийских джунглях

В тропической Африке, которая многим кажется краем вечного лета, экзотических животных и растений, в середины XX века наблюдается настоящий расцвет Православия. Одним из оплотов веры Христовой можно смело называть Кению.

 

В тропической Африке, которая многим кажется краем вечного лета, экзотических животных и растений, в середины XX века наблюдается настоящий расцвет Православия. Одним из оплотов веры Христовой можно смело называть Кению.

 

Африканские страсти: гонения на Православие

За пять десятилетий своего существования Кенийская Церковь успела пережить многое — зарождение, становление, развитие и даже период гонений. Когда в 1952–1959 годах против англичан восстали основные племена Кении, доведенные до отчаяния притеснениями со стороны колониальных властей, лидеры православных общин решительно поддержали освободительное движение. Во время партизанской войны среди лесных генералов и бойцов движения Мау Мау было немало православных, для которых война за свободу стала войной за истинную веру. В ответ колонизаторы обрушили на Православную Церковь беспощадные репрессии, очень похожие на большевистские гонения после октябрьского переворота. Только что отстроенные храмы осквернялись, священников и простых верующих заключали в концлагеря, где они умирали от жажды, жары и болезней. Возможно, пройдут годы и Кенийская Церковь причислит этих мучеников за веру к лику святых.

Но ход истории неумолим, и его не смогли переломить никакие жестокости. В 1963 году Кения добилась независимости и встала на самостоятельный путь развития, а Православная Церковь за поддержку идеи национальной свободы заслужила уважение кенийцев.

 

У подножия горы Килиманджаро

С обретением независимости Кения не избавилась от главных проблем континента — нищеты, голода, эпидемий, безграмотности и т. д. В их решении не последнее место принадлежит Православной Церкви, которая осуществляет множество социальных проектов. В обязательном порядке при каждом храме открывают клинику и школу, успешно работают православный педагогический колледж, школа медицинских сестер, благотворительный центр консультаций для больных ВИЧ, приюты для детей-сирот. Если прибавить к этому Ассоциацию православной молодежи, Союз матерей и Союз отцов, Ассоциацию матушек (жен священников) и епархиальные комитеты, то активности православных кенийцев можно позавидовать.

О динамичном и повсеместном развитии кенийского Православия можно судить по тем изменениям, которые произошли за последние годы. Постоянно увеличивается число православных приходов. Они есть даже у самого известного и воинственного племени масаев, причем четыре прихода находятся у подножия прославленной Хемингуэем горы Килиманджаро.

Еще тридцать лет назад богослужения нередко проходили прямо под открытым небом, первые крохотные глиняные храмы не вмещали всех желающих. Священникам приходилось обходиться старыми подержанными облачениями, ладаном служила смола местных деревьев, а бумажные иконы нередко становились добычей насекомых. Сейчас глиняные строения почти везде заменены каменными или кирпичными церквями, построенными в греко-православном стиле. Появились свои иконописцы, есть и свои мастера по изготовлению священнических облачений.

 

Подарок двух президентов

В Рируте, пригороде столицы Найроби, с 1982 года работает семинария, которая готовит духовенство для всего африканского континента. Это учебное заведение стало плодом совместных усилий первых президентов двух бывших английских колоний — Кипра и Кении, которые почти одновременно обрели независимость. Кенийский президент Кениата предоставил огромную территорию, а президент Кипра архиепископ Макариос III заложил первый камень в основание новой семинарии, которая носит его имя. Владыку Макариоса вообще считают благодетелем кенийского Православия, так много он сделал для его становления в этой стране.

За время своего существования семинария выпустила более 200 студентов. Помимо необходимого учебного процесса здесь занимаются решением других важных проблем. Преподаватели вместе со студентами уже перевели Священное Писание и богослужебные книги на 26 местных диалектов, так что теперь службы проходят на понятном прихожанам родном языке. Кроме того, семинаристы очень успешно пробуют свои силы в миссионерской деятельности: один из выпускников, вернувшись в родное племя туркана, за год обратил ко Христу 156 человек!

 

Без экзотики не обошлось

Во время богослужения поют не только на клиросе — подпевают все присутствующие. После Литургии прихожане не спешат по домам и с удовольствием остаются в храме. Только не для того, чтобы чаю попить, как это у нас принято, а чтобы танцевать и петь христианские гимны на народные мотивы, причем каждый раз сочиняют новую песню. Своего иерарха православные кенийцы тоже встречают традиционными песнями и танцами, причем зачастую высокому гостю приходится вступать в пляс со своими прихожанами под барабанную музыку.

При всем своеобразии кенийского Православия главной его чертой остается беззаветная преданность Церкви и твердость в вере в самых тяжелых испытаниях. Несмотря на бедность, болезни, межэтнические конфликты, православные этой страны живут полнокровной церковной жизнью.

 

Елена Семенова

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Большое Вознесение

Большое Вознесение

Как считают некоторые историки, в начале 1775 года, во время приезда императорского двора в Москву, состоялось венчание Екатерины II и князя Григория Потемкина-Таврического.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне