Всего в сорока километрах от Оптиной пустыни, на окраине села Ильинское, стоит полуразрушенный Успенский Шаровкин монастырь, куда редко добираются паломники.
Ангельское пение
О том, что в Успенском храме поют ангелы, в Ильинском знают давно. Внутри никого нет и быть не может, и вдруг – голоса, славящие Господа! Это слышали многие – колхозники, косившие поблизости траву, и бабушки у порога церкви. Чудо? Конечно, чудо. И знак, что Богородица не оставила свою обитель. Там, где поют ангелы, все становится возможным.
Шаровкин монастырь был признан уникальным памятником истории и архитектуры еще сорок лет назад...
…Нина Алексеевна Петрушина первая поняла – пришло время молитвы. В храме, который долгое время стоял без окон, без дверей, стала понемногу наводить порядок, затем принесла из дома иконы и затеплила самодельную, сооруженную из старой сахарницы, лампаду. Мимо шла соседка Евдокия, увидела горящий в храме огонек и пошла на этот свет. Упала перед иконами на колени и расплакалась. Истосковавшиеся по Богу люди обрели тогда не просто место молитвы – место спасения.
– Это было в 1990 году, – рассказывает Нина Алексеевна. – Уж и не знаю, кто меня надоумил, наверное, память о моих близких. Выросла-то я в верующей семье: мама пела на клиросе, а дедушка мой ходил пешком на богомолье в Оптину пустынь. И всегда в нашем доме иконы были. А некоторые люди в угоду властям поснимали со стен святые образа и на чердак снесли. Мы ездили с соседками по деревням и просили отдать «ненужные» иконы для нашего храма.
Тогда же стала складываться церковная община: Евдокия, Антонина, Варвара, Анна, Мария Николаевна… Ходили в свой храм, когда и священника еще не было, молились, буквально по копейкам собирали деньги на восстановление церкви и радовались любой подвижке в ремонте.
Вот свет уже есть – это Николай, муж Нины Алексеевны, провел. Вот плитка на полу появилась – детский сад лишней поделился. Но больше всего порадовали новые двери и оконные блоки, бывшие тогда в новинку. Их купили на деньги, которые не пожалел для благого дела председатель колхоза, к слову сказать, чеченец по национальности.
В храме по праздникам стал служить священник, и началась настоящая богослужебная жизнь, о которой так мечтали ильинские бабушки.
Приют отшельника
Три года назад во время археологических раскопок у южной алтарной стены Успенского храма было найдено чудом сохранившееся захоронение основателя монастыря – Феогноста Шаровки. Этому захоронению без малого пятьсот лет.
В начале ХVI века здесь были глухие непроходимые леса, в которых «баловались» разбойники. Пешие и конные старались обходить эти места стороной. Своим безлюдьем они и привлекли тогда инока Феогноста Шаровку, стремившегося к уединенной жизни.
На живописном холмистом берегу Жиздры – там, где река делает крутой поворот, он построил келью. Со временем у отшельника появились духовные чада, которые стали селиться рядом с его жилищем. Так и возник Шаровкин монастырь, названный по имени его основателя.
Самые первые монастырские постройки были возведены из дерева. Но еще при жизни инока Феогноста началось каменное строительство – возникшую обитель почти сразу же взяли под свое покровительство князья Воротынские, которым принадлежали все земли в округе.
Это были очень известные в свое время люди, прославившие себя громкими победами на полях сражений. Владимир Воротынский разгромил войска крымского царевича Амина, Михаил и Александр участвовали в знаменитом Казанском походе. Благодаря их богатым вкладам был возведен величественный, из белого лекального камня, Успенский храм с приделом Иоанна Богослова, построена Сергиевская церковь с трапезной палатой и обширными подвалами для монастырских припасов, появились каменные кельи для братии.
Золотой век обители
В это же время были изготовлены чудесной работы Святые врата с такой сложной и изящной резьбой, что казались сплетенными из золотого кружева. По одним только этим вратам (они, к счастью, сохранились и находятся в Музее-усадьбе «Коломенское») можно судить о красоте и величии древнего монастыря. А была еще богатая церковная утварь, драгоценные оклады на иконах...
Обитель процветала и после смерти братьев Воротынских. В ХVI и ХVII веках щедрые вклады поступали от Одоевских, Хворостиных, Мосальских. Среди самых известных благодетелей был и стольник Иван Чичерин, постригшийся в конце жизни в монахи и поселившийся в любимой обители.
Царь Иоанн Грозный лично от себя не раз передавал крупные суммы денег в монастырь и приезжал сюда молиться за упокоение души своего верного сподвижника князя Александра Воротынского. Интересно, что последний из рода Воротынских – князь Иван Алексеевич, приходился по матери двоюродным братом царю Алексею Михайловичу и находился «при нем неотступно». Следуя примеру своих предков, он всячески опекал родовое богомолье.
А в 1648 году и сам царь Алексей Михайлович пожаловал монастырю несколько деревень в округе. В 1684 году обитель была приписана к Донскому монастырю. Именно с этим событием связывают самый благоприятный период в ее истории. Московские зодчие разобрали обветшавший Успенский храм и на его основании возвели новый, украсив его «письмом стенным старинным», был обновлен и старый иконостас. На шатровой колокольне московские мастера установили часы с боем, каковые были тогда в диковинку даже в больших городах.
В Шаровкин монастырь уходили «на покой» насельники столичного Донского монастыря, представители знатных дворянских родов. Но размеренная, спокойная жизнь обители продолжалась, увы, недолго. В 1766 году случился сильный пожар, который уничтожил все деревянные строения, в том числе и стену с дозорными башнями, защищавшую монахов от диких зверей и лихих людей. Вылазки разбойников стали столь частыми и опасными, что в 1775 году вся братия вместе с настоятелем вынуждена была перебраться в Белевский Жабынский монастырь.
Осиротевшая обитель быстро пришла в запустение и уже больше не восстанавливалась – по указу Екатерины II монастырь был выведен «за штат». Успенская и Сергиевская церкви стали приходскими храмами. В советское время в одном из них устроили зернохранилище, а другой по кирпичику разобрали для своих хозяйственных нужд те, кто окончательно забыл дорогу к храму.
Трудники и трудницы
Если вы ожидаете увидеть на берегу Жиздры нарядный, сверкающий золотом куполов собор, то будете разочарованы. Ильинские бабушки, урывая от своих нищих пенсий рубль за рублем, и так сделали больше, чем могли. Восстановить стеновые росписи, позолотить купола и даже оштукатурить храм им было, конечно, не под силу. Слава Богу, есть хоть крыша над головой, которую отремонтировал вместе со своим сыном служивший в Ильинском отец Николай Ефимов.
В Сергиевском храме и того нет, остались лишь мощный старинный фундамент и остовы стен – своды обрушились еще в 80-х годах. Руины заросли травой, с которой вот уже который час борется трудник из Москвы Виктор.
– Еще месяц назад я даже не слышал об этом монастыре. Но вот появилось свободное время, и я подумал, а почему бы не провести отпуск с пользой. В интернете узнал, что здесь будут рады любой помощи, собрался и поехал.
Как оказалось, Виктор – профессиональный строитель, работал на стройках Москвы начальником участка и, конечно, хорошо понимает, какой объем работ здесь предстоит освоить. А начинать все равно с чего-то надо – пусть даже с этой колючей травы…
Помощники приходят в Шаровкин монастырь разными путями. Порой, с той стороны, где и не ждут, – прямо с реки. Популярный у байдарочников маршрут по национальному природному заповеднику «Угра» заканчивается как раз здесь, в Ильинском. И туристы, поднявшись в гору, неожиданно для себя оказываются на территории монастыря. Одна группа, увидев, как откапывают ушедший в землю фундамент Успенского храма, попросила лопаты и быстро включилась в работу. А летом прошлого года, когда с колокольни ураганом сорвало кровлю, из Москвы приехали альпинисты с профессиональным оборудованием и совершенно бесплатно починили крышу. Весь день, пока верхолазы висели в воздухе, сестры молились за них в храме.
Среди помощников есть и такие, кто приезжает в монастырь уже не первый год. Для них труд стал продолжением молитвы, а молитва – продолжением труда, причем самого главного – духовного. У Ларисы из небольшого города Сосенского путь в Шаровкин монастырь начался в Оптиной пустыни, куда она приехала как обычная паломница. Именно там ей и предложили потрудиться во славу Господа, но не в Оптиной, где добровольцев и так хватает, а в небольшой возрождающейся обители.
– Этот монастырь стал частью моей жизни, – говорит Лариса. – Помогаю в меру своих скромных сил на кухне и в огороде. Но точно знаю, что обитель Пресвятой Богородицы дает мне гораздо больше, чем я ей. Здесь так хорошо молиться…
Жизнь налаживается
Хорошо молиться, даже когда стоишь под открытым небом, а порывы ветра срывают с головы платок и швыряют в лицо пригоршни дождя и града. Так было в тот августовский день, когда разыгралась непогода, и мы с сестрами перед разрушенным Сергиевским храмом читали акафист Преподобному Сергию Радонежскому. Этот акафист всегда читают по вторникам.
Ничто не может изменить строгий распорядок монастырской жизни: в 15.00 чтение одного из семи акафистов, в зависимости от дня недели, и четыре службы в день, первая из которых начинается еще ночью. Старшая сестра мать Михаила уверена: молитва – прежде всего, без нее ни одно дело с места не сдвинется и даже специальное строительное образование не поможет. Эта истина проверена всем опытом ее жизни, а в постриге мать Михаила – на первый взгляд еще очень молодая женщина – пребывает почти четверть века.
В 2012 году, когда в миру все говорили о кризисе и трудных временах, монахиню Михаилу направили старшей сестрой в восстанавливающийся Гремячев монастырь, который, как и Шаровкин, является подворьем Черноостровской обители. И то, что долго не удавалось другим, стало по силам хрупкой монахине – она нашла и благотворителей, и хороших строителей. Но главное – в святой обители укрепилась монашеская жизнь.
Здесь, в Ильинском, мать Михаила и года не живет, а плоды ее трудов видны каждому. Этим летом на деньги благотворителей основательно, снизу доверху, укрепили колокольню и по всему храму проложили отопление. Теперь монастырь готов паломников и зимой принимать – никто не замерзнет.
Предсказание старца
Трудно сказать, какая икона была главной святыней обители в период ее расцвета. Но хорошо известно, какая почитается главной сейчас. Сама Богородица на нее указала.
Это произошло в тот год, когда ильинские бабушки стали возрождать храм. В большой храмовой печи, которая много лет стояла без дела, они нашли несколько икон, снятых местными властями со стен. Все они были старые, с потемневшими ликами. Но одна из них вскоре обновилась – прямо на глазах прихожан. Это образ Божией Матери «Благодатное небо», перед которой молятся о наставлении на путь, ведущий к спасению.
Об этой истории знает, кончено же, старец Илий (Ноздрин), который духовно опекает обитель. Время от времени он приезжает в монастырь и вместе с простыми прихожанами молится о его возрождении. Ни одно большое дело не начинается без его благословения. А однажды он предсказал: монастырь непременно возродится и станет одним из самых известных в стране. «Он будет не больше Дивеевского, но и не меньше».
Это обязательно случится. Но может случиться и без нас: доживем ли, успеем? Но именно сегодня, сейчас, у каждого из нас есть уникальная возможность стать сопричастным к возрождению древней святыни. Монахини приглашают всех желающих потрудиться в монастыре и помолиться у чудотворного образа «Благодатное небо» за себя и своих близких.
P.S. Было ощущение, что все складывается так, чтобы мы в тот день не попали в святую обитель: пробитое колесо, бесконечные пробки на дорогах, авария на трассе, ремонт дороги, убранный строителями указатель на повороте Киевского шоссе. Навигатор, оказавшийся вне зоны приема сигнала, был совершенно бесполезен, а на телефоне внезапно кончились деньги. Уж слишком много случайностей! Но именно эта странная совокупность совпадений убедила: доехать любой ценой, увидеть, почувствовать, рассказать. По приезде солнце внезапно закрыли свинцовые тучи. Какая уж тут съемка… Был ураган, и дождь, и град.
А потом Господь утешил нас радугой.
От первого лица
Мы всегда рады трудникам. Монахини заняты на молитвах и послушаниях с утра до вечера, но все равно рабочих рук не хватает. Труд в монастыре особый, благостный – он служит нашему смирению и искуплению греха. Не искупив греха, мы не получим от Господа прощения и не удостоимся благодати. Раньше верующие это хорошо понимали.
Традиция трудничества на Руси очень древняя. Миряне вместе с монахами возводили храмы, строили монастыри. Имена этих людей неизвестны, но после них остались их дела, угодные Богу.
Все, что в мире происходит, происходит по Божьей воле. Сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126,1). Это значит, что все наши усилия будут напрасны, если того не захочет Господь. И надо молиться, чтобы Господь вразумил, направил нас и принял наши труды.
Полезная информация:
Адрес: 249136, Калужская обл., Перемышльский р-н. с. Ильинское
Тел.: 8 (910) 868-81-23
E-mail: fsharovkin@mail.ru
Сайт: www.sharovkinmonastir.com
Как добраться: На электричке с Киевского вокзала до Калуги.
Далее на автобусе, следующем в направлении Орел – Ульяново – Чекалино, до остановки «Село Ильинское».
Реквизиты для пожертвования
ИНН 4001009275/402702001,
БИК 042908612,
р/с 30301810322246004000,
к/с 30101810100000000612
Калужское Отделение №8608 ПАО Сбербанк г. Калуга
Людмила Дианова, фото Олега Серебрянского