На дворцовых развалинах

История с географией

На дворцовых развалинах

После того как в Ореанде сгорел великолепный дворец, его владелец, великий князь Константин Николаевич, не стал восстанавливать былое великолепие, а распорядился возвести на его обломках храм.

 

После того как в Ореанде сгорел великолепный дворец, его владелец, великий князь Константин Николаевич, не стал восстанавливать былое великолепие, а распорядился возвести на его обломках храм.

Южнобережное имение «Ореанда» досталось великому князю от его матери – императрицы Александры Федоровны, жены Николая I. В свое время супруги не успели завершить строительство домовой церкви из-за начавшейся Крымской войны. Константин Николаевич писал по этому поводу: «От покойной матушки я получил прелестный дворец. Его более нет, и восстановить его я никогда не буду в состоянии. Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется, эта мысль очень прилична и достойна памяти матушки».

Великий князь решил построить церковь недалеко от своего Адмиральского домика, где он проживал после пожара во дворце. Место это было одним из красивейших в имении – с прекрасным видом на море, на мыс Ай-Тодори, на Ялту. Рядом росли вековые низкорослые дубы, на одном из которых впоследствии устроили колокольню – на высоте двух с половиной метров между ветвями сделали деревянную площадку и подвесили пять колоколов. Чтобы сохранить эти могучие деревья, пришлось сориентировать алтарь не строго на восток, а развернуть его немного южнее.

 

Великий князь Константин Николаевич
Великий князь Константин Николаевич

 

Константин Николаевич сам выбрал стиль храма – византийский. Проект был заказан одному из лучших знатоков этого стиля, создателю Никольского и Владимирского храмов в Севастополе, академику архитектуры Алексею Александровичу Авдееву. Первоначально великий князь желал освятить церковь в честь Живоначальной Троицы, но так как он редко бывал в Крыму в начале лета, когда празднуется Пятидесятница, то решил посвятить ее любимому осеннему празднику – Покрова Пресвятой Богородицы.

 

Святое дело

Начало строительства храма 1 (14) октября 1884 года ознаменовали водосвятным молебном. На торжество были приглашены ялтинский городской голова А. Л. Врангель, сосед по Ливадии генерал Ф.Ф. Трепов, граф Д. А. Милютин, управляющий Ливадией В.А. Плец и жители Ореанды. На месте будущего алтаря установили восьмиконечный деревянный крест на шестиметровом шесте. Константин Николаевич вспоминал: «Погода была чудная, ясная, совершенно летняя, даже жаркая, и весь этот праздник имел чрезвычайно торжественный трогательный вид, и все казались довольными и счастливыми, а я более всех. Господь Бог меня сподобил начать святое дело. Молю Его благословить наше начинание и сподобить нас видеть и его благополучное окончание». Место постройки окропили святой водой, после чего все собравшиеся взяли лопаты и стали копать землю под фундамент.

 

Мозаичная икона
Мозаичная икона Иисуса Христа
 
Фрагмент росписи
Фрагмент росписи
 
Храмовая икона
Храмовая икона "Воскресение Христово"

 

Вскоре в Москве тяжело заболел архитектор Авдеев, 18 марта 1885 года после прибытия в Петербург с неоконченными планами храма он скоропостижно скончался. Тогда великий князь обратился с просьбой завершить проектирование церкви к князю Григорию Григорьевичу Гагарину, бывшему вице-президенту Императорской академии художеств, одному из лучших знатоков византийской архитектуры и иконописи.

17 апреля 1885 года, в день рождения покойного императора Александра II, брата Константина Николаевича, состоялась закладка храма. Сохранилась посеребренная дощечка с текстом на лицевой стороне: «В лето от Р.Х.1885 – Апреля 17 дня. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Усердием и ревностью владельца Ореанды Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Константина Николаевича, сооружается Храм сей в память дня Праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Аминь».

 

Уникальный крест

Кладка стен началась 29 апреля. На строительстве работали сорок человек. К 8 июня стены были подняты до высоты карнизов и вставлено шесть наружных крестов. Приступили к возведению арок и сводов, которые были завершены 14 июля. Во второй половине июля приступили к постройке галереи и барабана, на который должны были установить купол с крестом.

 

Фрагмент мозаичных икон

 

Наконец, прибыл крест, которого князь ждал с большим нетерпением. Однако Константин Николаевич был разочарован – красивый, великолепно вызолоченный крест оказался непрочным, поднять его не представлялось никакой возможности. Тогда князь заказал столяру Кубышко по эскизу Гагарина временный деревянный крест, который был освящен и водружен на купол храма 6 (19) августа 1885 года, в праздник Преображения Господня. Его уникальность состояла в том, что в дерево врезали маленький византийский бронзовый крестик, который нашли в Ореанде при рытье котлована под фундамент дворца. По желанию императрицы Александры Федоровны он должен был вечно храниться в имении. Тогда же было решено, что когда будет изготовлен и установлен новый металлический крест, деревянный перенесут в алтарь.

 

Первую колокольню разместили на старинном дубе
Первую колокольню разместили на старинном дубе

 

«Я совершенно ею восхищен»

Храм освятили 1 (14) октября 1885 года. А спустя месяц были привезены две мозаичные иконы работы итальянского мастера Антонио Сальвиати (по эскизам Гагарина). Над центральными западными дверями установили образ Спасителя, а под коньком крыши – поясное изображение Покрова Пресвятой Богородицы. Увидев эти иконы, Константин Николаевич пригласил Антонио Сальвиати в Ореанду. Переговоры с итальянским мастером о внутреннем украшении церкви закончились успешно.

В плане храм крестообразный. На 16-гранном барабане установлен купол, который венчает четырехко нечный византийский бронзово-позолоченный ажурный крест. Семь дубовых дверей трапезной части выходят на наружную галерею с 18 колоннами,. Боковые фасады украшены спаренными полукруглыми апсидами со вставленными крестами из местного мрамора. В центральной апсиде – окно в виде креста с рамой из белого каррарского мрамора, привезенного из Ливорно. Такие же рамы в восьми окнах барабана. В эти рамы были вставлены желто-оранжевые стекла, которые придавали храму освещение теплого заходящего солнца.

 

Запрестольный образ Покрова Божией Матери Кондак Покрова Пресвятой Богородицы Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Запрестольный образ Покрова Божией Матери

 

К середине 90-годов XIX века смонтировали все мозаичные образы – восемь больших панно и 45 икон. Здание церкви по цоколю облицевали черным мрамором, а от цоколя до икон украсили цветным кафелем и орнаментами. Иконостас был резной, деревянный, изготовленный из ценных пород дерева: дуба, ореха, кипариса, можжевельника. «И в Петербурге не умели бы выделать более щегольски и законченно всю замысловатую резьбу, как это исполнил наш столяр Кубышко», – писал великий князь.

Центральную часть крыши покрыли красной марсельской черепицей, а купол и апсиды – цинком. Храм с его уникальной архитектурой и великолепным интерьером стал настоящим украшением Южного берега Крыма.

«Я должен сознаться, – писал Константин Николаевич, – что церковь вполне меня восхищает изяществом и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля… Я совершенно ею восхищен, и все, которые до сих пор ее видели, разделяют мое мнение».

 

Люди и судьбы

В октябре 1894 года цесаревич Николай Александрович (будущий царь-мученик) записал в своем дневнике: «В 10.30 большая часть семейства отправилась пешком в Ореандовскую церковь, к обедне, которую служил о. Иоанн». Речь идет о святом праведном Иоанне Кронштадтском, который пребывал в это время у постели умирающего царя-миротворца Александра III в Ливадийском дворце. Через пять дней отец Иоанн вновь приехал в Ореанду, чтобы возглавить богослужение. «Я не считал своей миссии выполненной, доколе сам не причащу Высокого Больного. Я нуждаюсь крайне сам в ежедневном причащении Святых Тайн и почитаю за великое лишение, если не причащусь. Отслужив 17 октября Литургию в Ореанде в присутствии Высочайших Особ, я отправился с Чашею Жизни вместе с протодиаконом во дворец к Болящему». Через три дня, 20 октября 1894 года, Александр III скончался.

 

Праздник Преображения в 1885 году
Праздник Преображения Господня в 1885 году

 

В сентябре 1908 года в Покровском храме причащалась великая княгиня Елизавета Федоровна. Тогда настоятелю протоиерею Леониду Колчеву был пожалован серебряно-позолоченный образ преподобного Сергия Радонежского. Отец Леонид в эмиграции служил в Копенгагенском соборе святого благоверного князя Александра Невского и был духовником вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

В Ореанду любил приезжать А. П. Чехов. В это изысканное, располагающее к философским размышлениям место Антон Павлович поместил и героев своей повести «Дама с собачкой» – Анну Сергеевну и Дмитрия Гурова. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады и однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. Так шумело внизу, когда еще тут не было ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле, непрерывного совершенства…

 

Протоиерей Леонид Колчев
Протоиерей Леонид Колчев

 

Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве».

 

Землетрясение не помогло

После революции богослужения в Покровском храме прекратились, в мае 1924 года домовая церковь в Ореанде была ликвидирована. Здание передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы). Комитет постановил, что церковь нельзя использовать под склад, клуб, жилье «как имеющую богатую мозаичную работу, являющуюся редкостью в СССР», и она «несомненно должна перейти в ведение ОХРИС для демонстрирования ее перед массами, особенно перед учащимися».

 

Чеховская скамейка
Чеховская скамейка

 

Через два года храмовое здание перешло на баланс крестьянского курорта «Ливадия». После землетрясения 1927 года в алтарной части углубилась трещина, частично потрескалась мозаика. Это дало повод Ялтинскому исполкому послать в КрымЦИК телеграмму: «Здание после землетрясения пришло в негодность. Находится в полуразрушенном состоянии. Подлежит срочному сносу». Но Господь не допустил совершиться этому кощунству.

До окончания Великой Отечественной войны храм стоял закрытым. Затем здесь разместились мастерские, потом овощной и строительный склады. Вызывавший восхищение не у одного поколения верующих храм был изуродован, уникальная мозаика частично уничтожена.

 

Изящество обновления

Постановлением Совета Министров УССР от 6 сентября 1979 года Покровская церковь была внесена в государственный реестр национально-культурных памятников Украины, но продолжала использоваться как склад.

В марте 1992 года храм был возвращен Крымской епархии. На следующий год по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря настоятелем был назначен протоиерей Николай Доненко, отслуживший на праздник Пресвятой Троицы первую Божественную литургию в Ореанде.

В церкви сохранились редчайшие в мировой иконографии мозаичные изображения Спасителя в отроческом возрасте и двенадцати апостолов, почти полный образ запрестольной иконы Покрова Божией Матери, фрагменты икон русских святых, а также иконы «Рождество Христово» и «Воскресение». К сожалению, большинство мозаик до наших дней не дошло.

 

Реставрация мозаики
Реставрация мозаики

 

По инициативе настоятеля отца Николая и усердием главврача санатория «Нижняя Ореанда» А. Ф. Попенко были проведены основные реставрационные работы – восстановлены стены, фрагменты мозаики, сделан иконостас. В 2002 году, в преддверии Рождества Христова, в Ореанде вновь зазвучал голос чудесного колокола весом в 603 килограмма, отлитого в Донецке по старым технологиям.

Кресты на звоннице и куполе выполнены в византийском стиле киевским скульптором Олегом Радзевичем. В ажурный купольный крест вмонтированы цветные витражные стекла, придающие ему неповторимую красоту. Воздвижение креста на купол состоялось в марте 2003 года. Под пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» крест, блистая всеми цветами радуги в лучах ласкового весеннего солнца, увенчал Покровскую церковь. Не меньшим изяществом отличаются каменный иконостас, престол и жертвенник, созданный О. Радзевичем, а также бронзовый бюст святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Много лет назад управляющий имением «Ореанда» В. А. Плец в письме к генерал-майору Кеппену, управляющему двором великого князя Константина Николаевича, писал: «Я уверен, что в Бозе почившему Строителю храма приятно, что созданием его любуется приезжая публика из всей обширной России и разносит молву о созданном храме».

 

Освящение плодов нового урожая
Освящение плодов нового урожая

 

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы 

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

 

В блокнот паломнику:

 

Храм Покрова в Нижней Ореанде

Адрес: Крым, Большая Ялта, пгт. Ореанда

Начало Литургии в 9.00, вечернее богослужение в 16.00

 

Владимир Евдокимов, фото автора

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне

Амурская Похвала и мира Заступница

Амурская Похвала и мира Заступница

Память Албазинской иконы Божией Матери