Древний Иоанно-Предтеченский монастырь, расположенный в самом центре шумного мегаполиса, и по сей день остается островком уединенной монашеской молитвы. О его шестисотлетней истории и самых известных насельницах рассказывает монахиня Феонилла.
Под княжеским покровительством
Первое упоминание о нашей обители относится к 1415 году. Именно тогда к одному из живших в ней старцев обратился великий князь Василий I с просьбой помолиться о благополучном рождении наследника – все его старшие сыновья к тому времени умерли. В марте того же года у князя и его уже немолодой супруги Софьи родился здоровый мальчик, пятый по счету сын, названный также Василием. После этого радостного события княжеская чета взяла монастырь под свое покровительство, и через какое-то время он становится девичьим.
Со временем монастырские храмы ветшали и отстраивались заново. Великие князья и цари, прося молитв о благополучном чадорождении, не оставляли обитель без своего попечения на протяжении многих лет. Но вот наступает 1812 год, в Москву входит наполеоновская армия. Одни храмы были разорены солдатами Бонапарта, другие сгорели в пожаре. Сильно пострадала и наша обитель. В казне не было достаточно денег, чтобы сразу отстроить весь центр Москвы, и монастырь был упразднен. Монахинь расселили в другие монастыри, а наш главный храм стал приходской церковью.
Так продолжалось до тех пор, пока не нашлась благодетельница – богатая московская вдова Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева. Вслед за мужем она схоронила своего единственного ребенка и осталась наследницей колоссального состояния. В поисках утешения вдова посещала различные монастыри, и одна из монахинь дала ей совет: а ты, матушка, восстанови Ивановский монастырь. Совет пришелся Елизавете Алексеевне по душе, тем более что Иоанн Предтеча был небесным покровителем ее покойного мужа Ивана.
Московский общежительный
Вдова обратилась за благословением к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову), который был не только выдающимся богословом, государственным деятелем, но и покровителем монашества. Он с радостью поддержал благое дело и даже участвовал в закладке собора.
Его возведение возглавил известный архитектор Михаил Быковский, построивший Воскресенский собор Покровского монастыря, где ныне хранятся мощи святой Матроны Московской. Но именно ансамбль Иоанно-Предтеченской обители стал вершиной его творчества.
Быковский создал свой шедевр применительно к новой цели древнего монастыря. Святитель Филарет пытался настроить монашество XIX века на возвращение к общежительному уставу, как это делал в свое время преподобный Сергий Радонежский, а потому основы общежития уже закладывались в саму архитектуру монастыря. В центре – храм, а вокруг него келейные корпуса, связанные между собой переходами в виде красивых галерей. Получилось очень гармоничное замкнутое пространство.
Однако сам святитель не дожил до открытия монастыря. Обитель строилась в течение двадцати лет и была освящена только в 1879 году.
В Москве Иоанно-Предтеченская обитель стала первым общежительным монастырем, где в конце ХIХ века подвизались свыше трехсот насельниц. Тогда же из стен нашей святой обители вышло много игумений, которые стали во главе других монастырей.
Марфа Блаженная
В главном монастырском храме, у гробницы блаженной Марфы Московской, всегда много молящихся женщин. Одни вымаливают у святой саму возможность стать матерью, другие просят о благополучных родах. Этой благочестивой традиции не одна сотня лет. Чем же прославила себя эта угодница Божия?
О земной жизни святой известно не слишком много. Кто были ее родители, какого звания, чем занимались, мы не знаем. Знаем только, что до принятия монашеского пострига ее звали Дарья и она «не любила ни мир, ни яже в мире». Блаженная Марфа подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в первой половине XVII века и была свидетельницей многих событий Смутного времени.
Ее усердие в исполнении монашеских обетов и ревностное служение Христу были столь велики, что матушка была удостоена великой схимы. Из любви к Господу она отказалась не только от всех земных радостей, но и взяла на себя один из самых трудных христианских подвигов – подвиг юродства. Чтобы избежать мирской славы, под личиной безумия она скрывала духовную мудрость и нравственное совершенство.
О блаженной Марфе вскоре узнали при царском дворе, и первая русская царица из рода Романовых – Евдокия – приехала в монастырь просить святых молитв старицы. Хорошо известно, что у благочестивой супруги Михаила Романова было десять детей, но многие умирали во младенчестве. Девочки рождались крепкими, а мальчики, напротив, слабыми, «скорбными здоровьем».
Готовясь в очередной раз стать матерью, Евдокия часто посещала Ивановский монастырь, раздавала милостыни, усердно молилась на богослужениях, следовала духовным советам старицы Марфы. А когда царские чада подросли, стала брать их с собой в полюбившуюся Ивановскую обитель.
Тайна святых мощей
Схимонахиня Марфа почила 14 марта 1638 года – в день ангела царицы Евдокии. Известие об этом было получено при дворе в тот же день. По высочайшему распоряжению ее похоронили прямо в храме, причем гроб не закапывали в землю, а поставили на пол, обложили кирпичом и украсили надгробием из белого камня. Издревле на Руси так хоронили только князей и архиереев. И вот такой чести была удостоена блаженная старица Марфа, Христа ради юродивая. У ее гроба стали возноситься молитвы и совершаться многие чудеса. Мощи блаженной Матроны были обретены в середине ХIХ века при перестройке старого собора и помещены в новую мраморную раку (она восстановлена уже в наши дни).
В советское время, когда власти закрыли монастырь, верующие очень боялись, что мощи святой будут осквернены – их вскроют, как были вскрыты мощи преподобного Сергия, Серафима Саровского и множества других святых. Они перенесли их в другой храм вместе с главными монастырскими святынями, в числе которых была и древняя икона Иоанна Предтечи.
Известно, что верующие добились разрешения советских властей перезахоронить мощи святой на Ваганьковском кладбище. Но что было дальше – не знаем. Нам остается только надеяться, что придет время, и матушка Марфа сама укажет, где почивают ее мощи.
Княжна Тараканова
Так звали в миру старицу Досифею. Она тоже наша подвижница. Ее не канонизировали, но мы за праведную жизнь почитаем матушку Досифею как святую. Иногда люди не понимают, в чем же состоит ее подвиг.
По приказанию Екатерины Второй она в течение двадцати пяти лет пребывала здесь в затворе. По преданию, матушка Досифея была родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от законного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Но брак был тайным, морганатическим, и наследники, конечно, не имели права на престол.
Княжна воспитывалась в Швейцарии с родными племянниками графа, которые носили фамилию Дараган. Вот от этого «Дарагана» она, скорее всего, и стала Таракановой. Жизнь княжны протекала безоблачно. Возможно, она бы даже вышла замуж и счастливо прожила в браке до конца своих дней. Но на ее беду в то время объявилась самозванка, которая называла себя дочерью Елизаветы Петровны.
Миф и реальность
Дочерью – да, но княжной Таракановой – нет. О ней она, вероятнее всего, просто не знала. Эта особа подписывала бумаги именем матери Елизаветы, принцессы Владимирской, еще какие-то титулы себе присваивала, но только не княжны Таракановой. И вот тут возникла путаница. В художественной литературе именно самозванку называют княжной. О ней стали писать книги, снимать фильмы – вспомните картину «Царская охота». Но больше всего созданию этого мифа послужило известное полотно художника Флавицкого, которое находится в Третьяковской галерее.
Матушка Досифея стала наставницей будущих Оптинских старцев – братьев Путиловых
Самозванку действительно привезли в Петропавловскую крепость, где ее долго допрашивали. Хотели все-таки выяснить ее истинное происхождение, но так ничего и не добились. Пережив страшное наводнение (этот момент запечатлен на картине), пленница заболела чахоткой и умерла в каземате 4 декабря 1775 года.
А настоящая княжна Тараканова оказалась в монастырских стенах. Причем хорошо известно, при каких обстоятельствах. В 1785 году Екатерина Вторая распорядилась разыскать настоящую дочь Елизаветы Петровны. Она была доставлена ко двору и принята императрицей. Екатерина рассказала княжне о самозванке, о Пугачевском бунте (Емельян Пугачев, как мы помним, выдавал себя за истинного государя – Петра Третьего). Говорила о том, что именем княжны могут воспользоваться недруги России, и для блага России повелела ей принять монашеский постриг.
Духовные дары
Местом пострижения был выбран Ивановский монастырь, где до смерти Екатерины Второй в 1796 году, то есть долгих одиннадцать лет, княжна, ставшая монахиней Досифеей, пребывала в очень строгих условиях. Ее держали в полной изоляции от других насельниц. Отдельная келья, отдельный проход в надвратную Казанскую церковь, где специально для нее изредка совершались богослужения, чтобы она могла помолиться и причаститься.
Через десять лет затвора узница поистине смирилась и всецело предала свою душу в руки Божьи. Тогда же открылись ее духовные дарования. А они были несомненны. Матушка Досифея стала наставницей будущих Оптинских старцев – братьев Путиловых. Они пришли к ней совсем молодыми, одному было четырнадцать, другому восемнадцать лет. Будущий старец Моисей (Путилов) писал, что именно она указала ему монашеский путь.
Дар молитвы, прозорливости, наставничества, духовного руководства и редчайший дар утешения – все это старица Досифея. Она знала дату своей смерти. Одной помещице, которая пришла к ней за духовным советом, она сказала: «Приходи ко мне такогото числа, позже ты меня уже не увидишь».
По ее завещанию она была похоронена в Новоспасском монастыре. Там находилась родовая усыпальница бояр Романовых. И там было отпевание. На похороны в Новоспасский монастырь стеклось множество людей, пришли родственники Разумовских – все знали, кто она. Через сто лет, в 1908 году, над ее могилой была построена часовня. Предполагалось, что царственную затворницу канонизируют, но этого так и не произошло.
Однако мы точно знаем: старица Досифея не оставляет нашу обитель. В жизни современных насельниц есть свои скорби, и когда сестры обращаются к матушке за помощью, они часто ее получают. Мы заметили, что старица больше помогает в душевных обстояниях, когда у человека отчаянье, смятение и он не знает, как поступить.
Москва – Виноградово – Москва
После революции наша обитель разделила горькую участь других московских монастырей. В 1918 году часть монастырской территории была занята концлагерем. Многие сестры разъехались, но остались больше ста насельниц, которые продолжали жить здесь в страшной тесноте – в коридорах и различных переходах.
В 1927 году закрыли последний храм, и сестры с игуменией Сергией переехали в небольшой хутор близ станции Марк Савеловской железной дороги, где у монастыря было сто семь десятин леса, выделенных ему еще до революции. Там монахини построили храм в честь небесного покровителя игумении – преподобного Сергия Радонежского. Он там и сейчас стоит, новый, отреставрированный, хотя место не слишком людное. А хутор, основанный монахинями, стал называться Чернецово.
В мае 1931 года всех сестер арестовали и выслали в Казахстан на пять лет. Но игуменья не дожила до ареста сестер, она почила незадолго до этого. И чудо Божье, что в советские времена не пропала ее могила, местные жители ухаживали за ней и сохранили память о матушке Сергии.
После ареста сестер Сергиевский храм стоял заброшенный, и отец Иларион (Удодов), служивший в соседнем селе Виноградово, перенес из опустевшего храма в свою церковь святыни Ивановской обители. Здесь же, под алтарем, он всю войну хранил и главу преподобного Сергия Радонежского, которую передал ему духовный сын Сергий Голубцов, будущий архиепископ.
Удивительно, но возрождение Иоанно-Предтеченского монастыря в конце ХХ века также началось с этого села. В 90-е годы отец Сергий Романов, служивший в Виноградове, был переведен в Москву, в храм князя Владимира, который стоит как раз напротив Ивановского монастыря, и весь монастырский комплекс приписали к этому храму.
В конце 1991 года в полуразрушенной часовне Иоанна Предтечи поселилась первая насельница Екатерина Ростковская. Вскоре к ней присоединились еще несколько сестер, и уже к 1995 году сложилась небольшая община, на плечи которой лег почти непосильный труд восстановления монастыря.
…Сейчас в нашей обители чуть больше двадцати монахинь. Обращаясь в своих молитвах к небесным покровителям нашего монастыря, как это делали и двести, и триста лет назад наши предшественницы, мы чувствуем молитвенное единение с прежней обителью. Разорванная связь времен, слава Богу, сомкнулась.
Невыдуманная история
Ее поведала сестрам монастыря москвичка Марина.
«На двадцатой неделе беременности я узнала, что плод развивается с пороком. У ребенка вместо легочной ткани формируется кистозная, фактически неживая ткань. Плод, возможно, погибнет на позднем сроке, либо ребенку сразу после рождения предстоит сложнейшая операция. Мне было предложено сделать аборт. Или… надеяться на чудо. Не зная, где какие храмы расположены, мы просто ездили по Москве, чтобы заказать, как нам посоветовали, в семи храмах сорокоуст о здравии. Узнали, что на Солянке есть икона Божьей Матери «Целительница». Туда мы и поехали. Смотрим, напротив еще один храм. Оказалось женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Зашли и узнали, что здесь раньше находились мощи блаженной матушки Марфы, которой молятся о благополучном деторождении. Спустя несколько дней я вдруг совершенно отчетливо поняла, что сюда надо приезжать каждую субботу и молиться именно в этом храме матушке Марфе. Каждая моя записка начиналась со слов: «Блаженная матушка Марфа, умоли Господа нашего Иисуса Христа о чуде, чтобы неживое превратилось в живое, чтобы ОН дал жизнь…»…Так продолжалось несколько месяцев до родов… Ребенок родился ЗДОРОВЫЙ, не понадобилось ничего, даже кислородного оборудования. И это истинное ЧУДО. Я теперь точно знаю, что Богу подвластно все».
В знак благодарности за чудесное исцеление еще нерожденного младенца Марина преподнесла в дар монастырю икону святой блаженной Марфы, которую по благословению игумении Афанасии разместили над ракой, где ранее покоились мощи матушки Марфы.
Чудотворный образ
В январе 2002 года монастырю был возвращен древний образ Иоанна Предтечи, хранившийся в советское время в храме Петра и Павла на Яузе. Он был написан для главного монастырского храма в 1560–1570-х годах и находился в местном ряду иконостаса. Известно, что в храмовый праздник с ним совершались царские крестные ходы, собиравшие множество верующих. Сейчас эта святыня находится на своем историческом месте в возрожденном соборе, а в монастырской часовне пребывает его чтимый список с медным обручем, который хранится в особом ларце. Обе иконы содержат частицы святых мощей Иоанна Крестителя.
Молитва перед этими иконами помогает в различных житейских обстоятельствах, но чаще всего дарует исцеление при болезнях головы и дает вразумление, как поступить в сложной ситуации.
Женское ученое монашество
При Иоанно-Предтеченском монастыре действуют высшие богословские курсы для насельниц женских монастырей под патронажем Центра образования духовенства г. Москвы. Программа курсов, рассчитанная на четыре года, включает глубокое изучение Ветхого и Нового Завета, катехизиса, трудов святых отцов, а также истории Церкви, монашества и церковного искусства. Учащиеся слушают лекции по восточной и латинской агиографии, изучают жития святых по древним текстам. Преподаватели курсов – ведущие специалисты по истории Церкви, библеистике, литургике, церковному искусству. Многие из них являются авторами статей в «Православной энциклопедии».
Полезная информация:
Адрес: 109028, г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2.
Тел.: (495) 624-01-50, 624-54-91
E-mail: ioannmonastir@gmail.com
Проезд: станция метро «Китай-город» (выход к ул. Солянка), далее около 10 минут пешком по Солянскому проезду и ул. Забелина.
Записал Константин Кравцов, фото Олега Серебрянского