Остров под покровом

История с географией

Остров под покровом

Раннее июньское утро, туман над озером. От берега отталкивается и легко скользит по воде маленькая лодка: всплеск весла, поскрипывание уключин.

 

Раннее июньское утро, туман над озером. От берега отталкивается и легко скользит по воде маленькая лодка: всплеск весла, поскрипывание уключин. Где-то далеко кукует кукушка, летит над водой ее монотонная песня, замирает в фиолетовых далях. Над лесом медленно встает солнце…

В лодке Сергий и Тимофей – монахи Покровской Антониевой пустыни, они правят лодку на остров Вятского озера. Эти благочестивые братья бежали от суеты крупного монастыря в поисках уединения и тихой молитвы. На острове среди леса они поставили небольшую деревянную часовню и келью. Годы шли, среди озерной тишины летела к Богу горячая молитва, а по округе шелестела молва об отшельниках. На острове стали появляться другие люди, просили пустынников принять под свое пастырство. Смиренные иноки не отказывали, община умножалась.

 

Основание обители

В декабре 1708 года Сергий и Тимофей с братией подали челобитную «Великому Государю Царю и Великому Князю Петру Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу», в которой просили Государя о дозволении построить на Вятском озере церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. По указу царя Преосвященный Стефан Митрополит Рязанский и Муромский благословил монахов, они срубили лес в середине острова и возвели деревянный храм: «Осмерик, а поверх шестерик, крыша тесом, глава и шея обиты чешуею деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью». В декабре 1710 года храм освятили, основатель пустыни Сергий был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем обители.

Уединенный монастырь стали называть Введенской островной пустынью, а за озером закрепилось новое название – Введенское. Владевшие озером и окружающими его землями князья Голицыны пожертвовали озеро и остров в собственность монастыря. Однако средств на содержание братии не хватало.

 

Продали храм

Наставничество настоятеля Сергия длилось недолго, в 1713 году он скончался, и на его место из Москвы прислали монаха Нектария. Монастырь в это время бедствовал, с отчислениями в казну справлялся плохо и к 1724 году потерял самостоятельность – обитель была приписана к Иоанно-Богословской пустыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда. Нектарий с пятью монахами переселился в Богослово, продав перед этим за 17 рублей храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву и монастырский колокол священнику села Воскресенское Алексею Амбросиеву за 11 рублей.

Большинство монахов Нектария не поддержали, 14 отшельников остались на старом месте. Они хоть и терпели крайнюю нужду, но уповали на помощь Божию. В 1729 году они подали жалобу в Священный Синод. Тот постановил: Введенскую пустынь от приписки к Богословской освободить, церковь и все имущество вернуть. Монастырь начал возрождаться. Его новому настоятелю – иеромонаху Лаврентию – удалось привлечь щедрых благотворителей. К середине XVIII века бедная обитель преобразилась: на острове построили две каменные церкви – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Николая Чудотворца, а также одну надвратную деревянную – во имя святого пророка Илии; были устроены и новые кельи для братии, остров обнесли деревянной оградой. С берега казалось, что монастырь, как корабль, дрейфует в тихих озерных водах.

 

Старец Клеопа

Подлинного духовного расцвета Введенская пустынь достигла во второй половине XVIII века, когда ее настоятелем стал иеромонах Клеопа. Память его чтится в монастыре и в наши дни. Основу монашеского воспитания он получил в Зографском монастыре на Афонской горе. Возможно, Клеопа был одним из учеников основателя скита Святого Илии на Афоне – великого старца архимандрита Паисия Величковского.

Иеромонах Клеопа прибыл в Введенскую пустынь в 1758 году и через два года стал ее настоятелем. Человек высокого благочестия и нравственной чистоты, Клеопа ввел в пустыни строгий устав, богослужения при нем стали продолжительными и истовыми. Заботы о материальном благосостоянии, а также благоустройстве пустыни настоятель ограничивал лишь самым необходимым, часто отклоняя предложения богатых жертвователей и вкладчиков. Однажды генерал-губернатор Воронцов прислал спросить Клеопу, что ему надобно – земли или рыбных ловель.

«Кланяйтесь генерал-губернатору, – отвечал Клеопа, – благодарю за усердие, скажите ему, что для меня земли нужно три аршина, а у нас столько есть; а рыбу мы и у мужиков покупаем». Очевидно, он считал, что любые владения отвлекают иноков от прямых молитвенных и богослужебных обязанностей, вносят в их жизнь известную долю мирских забот, а это не полезно для монахов. Клеопа стремился, чтобы братия его пустыни проникалась молитвенным настроением, чтобы мысли очищались от греховных помыслов, а сердца воспитывались в духе христианской любви, прощения и снисходительности. Он был истинным подвижником, простым сердечным человеком, за что и приобрел всеобщее уважение.

Побеседовать со старцем приезжали многие люди, в том числе богатые благотворители из Москвы, высокопоставленные духовные и светские люди. Стремились в монастырь и те, кто искал иноческих подвигов, братия возрастала. Спустя годы многие насельники пустыни стали настоятелями других монастырей.

Старец Клеопа скончался 9 марта 1778 года и был погребен у южной стены алтаря. Три года назад при ремонтных работах во Введенском храме были обретены мощи старца, в настоящее время они находятся в ковчеге в Никольском храме монастыря.

 

Обновление

В начале XIX века при новых настоятелях храмы Введенского монастыря были обновлены. Позже перестроили теплый Никольский храм, а в 1891 году на месте обветшавшего Введенского храма начали строительство нового. Через три года его освятил Высокопреосвященный Сергий, архиепископ Владимирский и Суздальский.

Новый величественный по своей архитектуре пятиглавый храм, построенный в византийском стиле, отличался красивым позолоченным иконостасом и великолепными росписями, выполненными монахами Оптиной пустыни под руководством иеромонаха Даниила (Болотова). В особом киоте хранилась местночтимая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы, украшенная серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями, написанная в начале XVIII века. Ее стали особо почитать, когда в 1848 году по молитве перед этой святыней в городе Покрове утихла свирепствующая холера. В то время Введенскую пустынь посещали сотни паломников.

 

От мрака к свету

В 1918 году монастырь закрыли, однако богослужения продолжались до 1924 года. Сменяя друг друга, на острове размещались то дом престарелых и инвалидов, то детский дом, а с 1932 года – колония девушек-подростков, впоследствии называвшаяся «специальным профтехучилищем». С храмов сбросили купола, перестроили здания: в Введенском устроили школу, в Никольском – клуб и кинозал.

В 1993 году благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II началось возрождение Свято-Введенской островной обители. Бывший мужской монастырь превратился в женский, настоятельницей его была назначена игумения Феврония, прежде инокиня Христина Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Прибывшие из той же обители насельницы вспоминали: «Первый раз мы приехали сюда в августе. Весь остров был усыпан золотой листвой, над ним – бездонное небо. Кругом была такая тишина и умиротворение, а озеро и остров производили потрясающее впечатление… Господь призывал нас. Невозможно было пройти мимо разрушенного храма. Мы думали: “В наших ли силах восстановить такой монастырь?” Мы молились, трудились, надеялись на помощь Господа. И Он не оставил нас».

Введенский храм в те времена был покрыт уродливой протекающей крышей, его чудесные росписи варварски замазаны масляной краской, Никольская церковь, без купола и креста, с заложенными окнами, тоже мало походила на Божий дом. Почти ничто не напоминало о том, что когда-то здесь находилась процветающая обитель. Лишь дух монастырского острова по-прежнему был пронизан радостью и благодатью. Началось возрождение монашеской жизни.

 

Вышиванием восстановили храмы

Первое время братские корпуса и храмы принадлежали колонии, утренние богослужения проходили одновременно с побудкой и зарядкой колонисток. Но с Божьей помощью здания одно за другим передали монастырю. Особым трепетом и искренностью отличались первые богослужения во вновь обретенной обители. Священниками в эти трудные годы здесь были архимандрит Максим (Москалеонов) и отец Андрей Айдаров.

Сестры учились искусству золотого шитья у своей настоятельницы и со временем преуспели – вышитые иконы отличались удивительной красотой и духовной наполненностью. Появились заказчики, вышивая, монахини начали получать средства на обустройство и восстановление храмов. Многими трудами и молитвами были привлечены жертвователи и строители новой пустыни. На Введенском храме отремонтировали крышу, выложили барабаны, установили купола и золотые кресты. В центре острова построили звонницу. Теперь колокольный звон, отражаясь от озерной глади, летит в деревни и поселки на дальних берегах, призывая на службу. Восстановлен и храм Святителя Николая. Перед очередной побелкой стен старую, плохо державшуюся штукатурку решили размыть до основания и обнаружили удивительной красоты старинные росписи. Утраченные сюжеты на стенах вскоре восстановили, следуя старинным образцам.

 

Ковчег для детей

Четыре года назад исполнилось 300 лет со времени основания монастыря. Более тысячи верующих торжественно отметили это событие, пройдя крестным ходом из Покрова к Свято-Введенской островной пустыни.

В 2009 году на берегу озера на средства благотворителей построили двухэтажное здание для проживания и обучения 50 детей. В нем разместили классные комнаты, библиотеку, спортивный зал, столовую, благоустроенные спальни. Здесь открылся православный пансионат «Ковчег» для детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных, бездомных детишек и беженцев. Три года назад 1 сентября в этом здании начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Сестры монастыря обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие поют в монастырском хоре.

Из года в год обитель восстанавливается. Предстоит еще большая работа, сестры и игумения Феврония много трудятся и неустанно молятся, надеясь, что Всемилостивый Господь не оставит их, как и прежде.

 

В блокнот паломнику:

Свято-Введенская островная пустынь

Адрес: 601120, Владимирская область, Петушинский район, город Покров, п/о Введенское

Проезд: от Москвы электропоездом с Курского вокзала или автобусом с Щелковского автовокзала до станции Покров. Далее местным автобусом «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский». Далее пешком.

Светлана Мирнова,

фото автора

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне