От Курска до Нью-Йорка

История с географией

От Курска до Нью-Йорка

История Курской Коренной пустыни, как и многих других обителей на Руси, начиналась с чуда. В день Рождества Божией Матери, 8 сентября 1295 года, жители города Рыльска охотились в лесах недалеко от разоренного татарами Курска. На берегу реки Тускарь, у кор

 

История Курской Коренной пустыни, как и многих других обителей на Руси, начиналась с чуда. В день Рождества Божией Матери, 8 сентября 1295 года, жители города Рыльска охотились в лесах недалеко от разоренного татарами Курска. На берегу реки Тускарь, у корня дерева один из охотников увидел икону Богородицы «Знамение». Он с благоговением поднял ее, и вдруг у дерева забил источник. Рядом с источником охотники построили часовню и поместили в ней найденную икону.

Время было тяжелое, стремительные набеги татар приносили множество бедствий жителям Руси. Отчаявшиеся люди искали помощи и утешения у Бога. Узнав о новоявленной иконе, к часовне потянулись жители окрестных селений. Начавшиеся чудеса и исцеления привлекали все больше и больше богомольцев. Вскоре слух о чудотворной иконе дошел до рыльского князя Василия Шемяки, пожелавшего иметь ее покровительницей своего города. Икону крестным ходом торжественно перенесли в Рыльск, однако сам князь почему-то не вышел ее встречать и был поражен временной слепотой. Раскаявшись в непочтении к Божией Матери и получив исцеление, князь постарался загладить свою вину и повелел выстроить для иконы храм в честь Рождества Богородицы.

Вскоре однако стало ясно, что Божией Матери неугодно пребывание Ее образа в Рыльске – икона несколько раз исчезала из храма и появлялась в часовне на месте обретения.

 

Начало обители

В конце XIV века во время очередного набега нечестивцы сожгли часовню, икону разрубили на две части, а священника, служившего при ней, увели в плен. Как долго пробыл в плену иерей Боголюб, неизвестно, но, вернувшись, он пришел на пепелище и отыскал разрубленные части.

Когда он приложил их друг к другу, икона мгновенно срослась, а на месте удара остался лишь малозаметный след. Не желая оставлять святыню на прежнем месте, священник отнес икону в Рыльск и поставил в храме Рождества Богородицы, однако она опять оттуда исчезла и оказалась на месте явления.

О многочисленных чудесах от иконы прослышал царь Феодор Иоаннович (1584–1598). Он повелел принести ее в Москву, где торжественно встретил икону вместе с патриархом Иовом и собором духовенства. Повелением царя небольшой образ был дополнен кипарисовой доской с изображением Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. Богато украсив икону позолоченным окладом с драгоценными камнями, царь торжественно проводил ее обратно, повелев выстроить на месте ее обретения монастырь в честь Рождества Божией Матери и назвать его Коренной пустынью (в память обретения иконы у корней дерева). По повелению царя рядом с источником были выстроены храм в честь иконы Богородицы «Живоносный Источник» и собор в честь Рождества Божией Матери. С тех пор Курская Коренная икона «Знамение» становится особо почитаемой русскими царями.

 

Время скитаний

При нашествии крымских татар на южные пределы России икона для большей безопасности была перенесена из Коренной пустыни в Курск, в соборный храм. В 1611 году пустынь была разорена татарами. Лжедмитрий I, занявший Курск, увез икону с собой в Путивль, а затем взял ее в Москву и поставил в царских хоромах. В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Федорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В 1618 году с дозволения царя Михаила Федоровича икона была перенесена в собор Знаменского монастыря.

В 1618 году храм Рождества Богородицы отстроили вновь, и Курская Коренная икона была торжественным крестным ходом перенесена из городского монастыря Курска в Коренную пустынь. С тех пор установился благочестивый обычай ежегодно совершать торжественное перенесение иконы из Коренной пустыни в Курск (где икона пребывает зимой), а затем, в девятую пятницу по Пасхе, обратно в Пустынь.

 

Монастырь в XVIII–XIX веках

В начале XVIII века в монастыре начинается каменное строительство – построены каменные храмы в честь Рождества Богородицы и Живоносного Источника, ворота с надвратной церковью Преображения Господня, корпуса для настоятеля и братии. Жертвователем на храм Живоносного Источника стал фельдмаршал граф Б. П. Шереметев, знаменитый сподвижник Петра I.

В то время пустынь была приписана к Курскому Богородицкому монастырю. Чудотворный образ постоянно находился в Курске и приносился в Коренную пустынь на несколько дней во время крестного хода. В 1767 году прошел последний крестный ход перед его запрещением при Екатерине II. Только при императорах Павле I и Александре I крестные ходы с Курской Коренной иконой «Знамение» возобновились.

Поскольку доходы от крестного хода составляли главный источник существования монастыря, обитель начала беднеть и пришла в упадок. К царствованию Павла I в Коренной пустыни оставались лишь несколько монахов, вынужденных по скудости своей временами даже просить милостыню. Только в 1806 году был учрежден новый порядок крестного хода, по которому икона оставалась в монастыре на все лето, а доходы от молебнов стали полностью принадлежать обители. С этого времени монастырь стал возрождаться. К середине XIX века Коренная пустынь стала благоустроенным монастырем с тремя величественными каменными храмами и многочисленной братией. Процветанию монастыря способствовала и учрежденная при нем Всероссийская Коренная ярмарка, долгое время являвшаяся второй по величине в России после Нижегородской.

 

Икона покинула Россию

После революции 1917 года для Русской Православной Церкви начались тяжелые времена. Уже 18 ноября 1919 года епископ Феофан с несколькими монахами Знаменского монастыря выехал с чудотворной иконой из Курска, спасая святыню от наступавших на город большевиков. Начался долгий период пребывания иконы на чужбине. Некоторое время монахи с иконой находились в Сербии, но затем икона на короткое время была вновь привезена в Россию по просьбе генерала Врангеля, оборонявшего Крым. Однако 29 октября 1920 года вместе с остатками армии и беженцами святая икона надолго покинула Русскую землю. Первое время икона пребывала в Сербии, затем ее перевезли в Мюнхен, потом в Женеву, Париж, Брюссель, Лондон. В 1951 году святой образ оказался в Нью-Йорке, а затем в созданной для него Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком. Курская Коренная икона «Знамение» стала Одигитрией Русского Зарубежья, главной святыней Русской Православной Церкви за границей, покровительницей всех русских людей, оказавшихся вдали от родины.

Судьба же Коренной пустыни в годы советской власти была обычной для русских монастырей. В 1922 году из обители изъяли все ценности, а на следующий год ее закрыли. В 1924 году разобрали храмы Рождества Богородицы и Живоносного Источника. Монастырские здания использовали для хозяйственных целей. Вскоре в стенах обители разместился санаторий для партийных работников, часть зданий монастыря заняло профтехучилище. Поскольку паломничество к месту явления иконы не прекращалось, власти распорядились замуровать источник.

 

Возрождение обители

В 1989 году Курский облисполком принял решение о возвращении монастыря Русской Православной Церкви, и в нем немедленно начались восстановительные работы. Со всех концов страны стала приходить помощь, потянулись паломники. Но особое значение обитель приобрела для наших соотечественников из зарубежья. Многие из них не могли даже мечтать, что когда-либо получат возможность побывать в России и помолиться на месте явления столь дорогой для них иконы. 17 мая 2007 года был подписан акт о каноническом единстве двух частей Русской Православной Церкви, а 23 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион доставили чудотворную икону в Курск. Состоялось торжественное освящение воссозданного собора Рождества Богородицы, который был местом летнего пребывания иконы. Впервые за 90 лет традиционный крестный ход из Коренной пустыни в Курск прошел с древним чудотворным образом. В течение всего времени пребывания иконы в городе двери храма были открыты днем и ночью, к Божией Матери шел нескончаемый поток людей. И хотя в наше время икона не остается постоянно в нашем отечестве, а продолжает свое служение по всему миру, она по-прежнему является покровительницей Коренной пустыни и всего Курского края.

 

В блокнот паломнику:

Адрес: Курская область, Золотухинский район, м. Свобода.

Тел.: (47151) 4-14-07, 4-15-76

Как проехать:

Железной дорогой до Курска, далее автобусом или маршрутным такси до остановки «Улица Дубровинского». Здесь необходимо выйти и пересесть на маршрутное такси до местечка «Свобода».

Иеромонах Феофан (Викторов)

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Большое Вознесение

Большое Вознесение

Как считают некоторые историки, в начале 1775 года, во время приезда императорского двора в Москву, состоялось венчание Екатерины II и князя Григория Потемкина-Таврического.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне