Открываем Казахстан

История с географией

Открываем Казахстан

Этот край мало изучен паломниками, между тем, здесь около десятка православных монастырей и более двух сотен храмов. И это неудивительно – ведь первую столицу Казахстана основали русские казаки.

 

Открываем Казахстан

Этот край мало изучен паломниками, между тем, здесь около десятка православных монастырей и более двух сотен храмов. И это неудивительно – ведь первую столицу Казахстана основали русские казаки.

История первой столицы Казахстана Алматы – это история становления русского города Верный на окраине Российской империи. Пока Китай и Коканд делили между собой Семиречье, царское правительство стало переселять в эти места казаков. Первое их поселение, за рекой Или, появилось здесь в 1853 году. Вскоре образовалось еще три казачьих станицы. Все они были названы именами православных римских мучениц – Веринская, Надеждинская, Любавинская и Софийская. В 1867 году станица Веринская, к тому времени уже сильно разросшаяся, получила статус города. В нем расположился штаб отдельного Семиреченского казачьего войска. Русские построили в городе двадцать (!) православных храмов. Первым из них был Софийский.

Город Верный со своим христианским именем просуществовал недолго, всего пятнадцать лет. После революции большевики переименовали его в Алма-Ату. Интересно, что остатки дореволюционной станицы сохранились до наших дней, сейчас это район в старом городе Алматы. Казаки до сих пор живут здесь и продолжают собираться в уцелевшей церкви в день великомученика Георгия Победоносца – главного праздника Семиреченского казачьего войска.

 

Иверско-Серафимовский монастырь

Вокруг Софийского собора, отстроенного в камне в 1864 году (когда Семиречье окончательно вошло в состав России, а Китай и Коканд от претензий на него отказались), постепенно стал образовываться монастырь, названный в честь Иверской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Активное участие в создании обители принимал епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе).

Давид Ильич Абашидзе был выходцем из аристократического грузинского рода. По линии отца происходил из князей Абашидзе, а по материнской линии – из княжеского рода Багратиони. По окончании университета перед ним открывались широчайшие перспективы, однако он предпочел пойти в монахи. В 1891 году Давид поступил в Киевскую духовную академию и принял монашеский постриг с именем Димитрий. В том же году его рукоположили в иеродиакона, а потом в иеромонаха. Интересен тот факт, что когда отец Димитрий преподавал Священное Писание в Тифлисской духовной семинарии, одним из его учеников был Иосиф Джугашвили. За увлечение революционными идеями Иосифа посадили в карцер, распоряжение об этом подписал лично отец Димитрий.

После революции он служил в Крыму, возглавляя всех белогвардейских епископов. Многих из них расстреляли, однако отцу Димитрию Сталин почему-то сохранил жизнь, отправив его в Киев. Здесь архиепископ принял схиму с именем Антоний и тайно рукополагал священников. В 1942 году в возрасте 75 лет владыка преставился ко Господу. Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) похоронен в Киево-Печерской лавре, его могила располагается при входе в ближние пещеры.

С 1906 по 1912 год епископ Димитрий (Абашидзе) возглавлял Туркестанскую и Ташкентскую епархию. Он объездил все города и поселки и лично следил за строительством новых храмов. Их количество при нем выросло в два раза – с 78 до 161. Благодаря владыке в Туркестане был основан журнал «Туркестанские епархиальные ведомости» – первый духовный печатный орган в этих краях, впервые стали проводиться съезды духовенства. Епископ Димитрий наладил нормальную жизнь в окраинной епархии, которая до него была не вполне устроенной. Он создавал религиозно-просветительские общества, поддерживал православную миссию, привлекал в свою епархию лучших священников из Центральной России. По его инициативе в приходах организовывались общества трезвости, появлялись кассы взаимопомощи и понием и любовью верующих.

14 июня 2011 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил местное прославление и почитание схиархиепископа Антония (Абашидзе) в лике исповедников, останки преподобного Антония стали считать святыми мощами и совершать память святого в день его кончины – 1 ноября.

Если отъехать от Алматы 45 км на восток, то в районе поселка Космос, в долине реки Талгар можно окунуться в святой источник, куда люди ходили исцеляться еще 150 лет назад. Верующие станицы Софийская (ныне Талгар) каждый год в девятую пятницу после Пасхи совершали сюда крестный ход. С 1908 года здесь находилось подворье Иверско-Серафимовского женского монастыря с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Для паломников были возведены специальные помещения и сооружена купальня. В середине 1920-х годов монастырские постройки и храм разобрали для хозяйственных нужд. Тогда же пропала местная святыня – икона мученицы Параскевы, которая до сего дня не найдена. Источник пришел в запустение, но люди помнили о нем. В 2003 году земля, где располагалось подворье монастыря, была передана Церкви, и началось возрождение этих мест. В 2008 году к источнику проложили дорогу, построили купель, возвели храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Адрес: Алматинская область, Кайнарский сельский округ, Алгарский район, пос. Космос. 

 

Торжество православия

Иверско-Серафимовский монастырь официально открылся в декабре 1908 года. Из Москвы в благословение новой обители передали копию чудотворной Иверской иконы. Первой настоятельницей стала монахиня Нектария, приехавшая из Ставрополья. К началу революции в обители насчитывалось более 100 насельниц. С приходом большевиов многие из них пострадали. Первой жертвой стала инокиня Евдокия, расстрелянная большевиками 28 сентября 1918 года. Через три года монастырь закрыли, не успевших уехать сестер тоже расстреляли. Удивительным образом удалось спастись и дожить до наших дней монахине Магдалине (в миру Феоктисте Савельевне Халиной). Последняя сестра Иверско-Серафимовской обители прожила почти 106 лет и умерла в январе 1993 года.

 

После революции большевики переименовали город Верный в Алма-Ату

 

А через десять лет Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монастыря на месте разрушенного Софийского собора. Настоятельницей назначили игумению Любовь (Якушкину). Благодаря трудам новых насельниц и благотворителей монастырь стал возрождаться. Был построен храм во имя блаженной Матроны Московской, затем возвели новый Софийский собор, потом часовню преподобного Серафима Саровского и часовню над источником. Возвели жилой и административный корпуса, обнесли территорию оградой.

Двадцатого декабря 2008 года Иверско-Серафимовская обитель была открыта для верующих вновь. Сегодня это самый крупный православный монастырь в Алматы, занимающий территорию целого квартала, и один из самых важных духовных центров города, где ведется активная просветительская и благотворительная деятельность.

 

Скит Глинских монахов

На северном склоне Заилийского Алатау в Тянь-Шаньских горах расположено ущелье Аксай. Здесь, ка в двадцати километрах западнее Алматы, у места, называемого Кызыл-Жарским урочищем (в переводе «красный яр»), разместился Серафимо-Феогностов скит. Его еще называют Аксайская Серафимо-Феогностовская мужская пустынь. Это очень почитаемое место.

Рассказывают, что перед революцией несколько монахов Глинской пустыни переселились в окрестности Алма-Аты (тогда еще города Верный). После октябрьского переворота отцы Серафим, Феогност, Анатолий, Пахомий, Ираклий отправились в горы искать спокойное место для молитвы. Поиски продолжались довольно долго, вдруг монахи увидели столп света, сходящий с неба на землю. Они поняли, что Сам Господь указал место, и выкопали в горе храм, а для себя – землянки.

На новом месте они усердно молились. В свободное время занимались хозяйством, выращивали цветы, навещали пасечника, который разводил пчел на другой стороне Аксайского ущелья. Постепенно к ним стали приходить люди из города, чтобы помолиться Богу. Однажды объявились три красноармейца. Их приняли, напоили чаем с медом, уложили спать. А ночью гости жестоко убили отца Серафима (Богословского) и отца Феогноста (Пивоварова). Иеромонаху Анатолию удалось бежать. Убийцы пытались найти деньги, но тщетно. Красноармейцев нашли, но судить не стали, объяснив, что монахи были врагами советской власти. Однако прошло немного времени, и их приговорили к расстрелу за другие преступления.

А убиенных похоронили в скиту. Было это в 1921 году. На следующий год новые власти выгнали отсюда оставшихся братьев. Все они были убиты в разных местах, за исключением схимонаха Ираклия, и все прославлены Церковью. Святые Серафим, Феогност, Анатолий, Пахомий и Ираклий считаются небесными покровителями Казахстана. Удивительно, но факт – после смерти первых преподобномучеников – Серафима и Феогноста – прекратились страшные землетрясения, которые несколько раз полностью разрушали город Верный, а позднее и Алма-Ату. Последний серьезный катаклизм произошел в 1921 году. Считается, что монахи своей смертью освятили эту землю.

В наше время скит восстановили. Здесь построили храм во имя святых Серафима и Феогноста, мощи которых перенесли сюда в 1993 году. Могила осталась, над ней установили часовню-сень. Каждый год 11 августа, в день памяти убиенных, к могиле тянется нескончаемый поток паломников из разных уголков Казахстана, России и других мест.

Добраться до скита не так-то легко. Нужно взбираться по горным тропам вверх. Для облегчения пути заботливые руки построили ступеньки с перилами, соорудили мостики, поставили скамейки для отдыха.

У входа в скит паломников встречает Голгофский крест, выбитый на большом горном камне. Территория скита ухожена. Помимо могилы монахов здесь располагаются пещера, в которой они молились, деревянный храм и святой источник. Сейчас в пустыни постоянно проживают два монаха. При них пять послушников, готовящихся принять постриг.

 

Вознесенский кафедральный собор

Настоящим украшением Алматы является Вознесенский кафедральный собор. Он строился в 1904–1907 годах местным уроженцем, инженером Андреем Зенковым по проекту талантливого архитектора Константина Борисоглебского. Собор сооружен из тянь-шаньской ели, хотя внешне кажется каменным. Он невероятно красив и самобытен, да к тому же является самым высоким среди деревянных церквей мира, уносясь ввысь на 54 метра. И это в сейсмоопасной Алматы! Тут открывается секрет этого уникального сооружения: оно представляет собой очень гибкую конструкцию, все его детали деревянные, соединены друг с другом металлическими болтами. Говорят, что в основании здания находятся мешки с песком, другие утверждают, что фундамент собора установлен на монолитной плите, окруженной подземной галереей, которая и гасит поверхностные волны. Как бы там ни было, но это один из первых опытов сейсмостойкого здания в русской архитектуре. Храм пережил страшное землетрясение 1911 года, когда был разрушен весь город Верный. Большая трещина подбиралась и к собору, но обошла его, что люди восприняли как чудо. «Колокольня качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус», – писал о тех днях инженер А. Зенков. Только погнувшийся крест напоминал о пережитом катаклизме.

Внутри храм так же уникален, как и снаружи. Его интерьером занимались художественные мастерские Москвы и Киева. Иконостас расписывал художник Н.Г. Хлудов.

Богослужения в Вознесенском соборе продолжались до 1927 года. Начиная с 1929-го его здание использовалось Центральным государственным музеем Казахстана. Колокольню приспособили под антенну для организации первых радиопередач. История собора и его судьба в 1920–30-х годах описана в романах Юрия Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей».

Только в 1976 году храм, наконец, отреставрировали, а в 1985-м в нем разместился концертно-выставочный павильон (музей к тому времени переехал в новое здание). В 1990-е Вознесенский собор возвратили Русской Православной Церкви. После реставрационных работ, в мае 1995 года, в нем возобновились богослужения.

Собор включен в список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения. Он находится в самом центре города в глубине парка, созданного еще в 1899 году и тогда называвшегося Пушкинский сад. Ныне он носит имя 28 Гвардейцев-Панфиловцев.

 

Полезная информация:

Иверско-Серафимовский монастырь

Адрес: 050044, Казахстан, Алматы, ул. Латифа Хамиди, д. 30
Тел.: +7 (727) 397-41-05, +7 (727) 297-95-49

Серафимо-Феогностовская Аксайская Пустынь

Адрес: 483110, Казахстан, г. Каскелен, Алматинская об-
ласть, ул. Абая, д. 70

Вознесенский Кафедральный Собор

Адрес: 050010, Казахстан, Алматы, ул. Гоголя, д. 40 «В»,
Парк 28 Гвардейцев-Панфиловцев
Тел.: +7 (727) 273-05-39, дежурный
E-mail: cathedral@mitropolia.kz

Галина Дигтяренко

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне