Пение, обучающее душу

История с географией

Пение, обучающее душу

Православная Болгарская Церковь – наследница древнейших византийских песнопений, которые и поныне звучат в болгарских храмах на каждом богослужении.

Православная Болгарская Церковь – наследница древнейших византийских песнопений, которые и поныне звучат в болгарских храмах на каждом богослужении.

Первыми песнопевцами в истории Православной Церкви были святые отцы, жившие на заре Христианства. Просвещенные благодатью Божией, они вкладывали в песнопение всю силу любви к Господу, прославляя и вознося Спасителя в слове и звуке. Спустя несколько веков благодаря их молитвенным преемникам в Восточной части Римской империи возникло ярчайшее духовное явление - византийское пение, которое никогда не прерывалось в своей многовековой церковной традиции. В годы жесточайшие гонений на христиан оно передавалось из уст в уста и укрепляло верующих в их брани с врагом.

Церковное пение призвано возвышать и просвещать души молящихся. Вот как об этом говорит Василий Великий: «Поскольку Дух Святой видел, что пуст оставался род человеческий от добродетелей, и что мы не радеем о правде жизни из-за склонности к удовольствиям и тогда что же Он делает? Приятное сладкопение соединяет Он с учением Церкви, чтобы мы могли незаметно, без утомления воспринимать пользу духовных слов с услаждением, которое приносит нашему слуху пение. Для этого Он придумал и устроил напевы псалмов, чтобы являющимся детьми по возрасту или по духу и разуму удобнее было бы, что они просто благозвучно поют – на самом же деле, при этом они бы обучали свою душу».

Продолжателем певческой византийской традиции стал выдающийся болгарский композитор с необычайно сильным и красивым голосом - преподобный Иоанн Кукузель, известный как основатель церковного бельканто. Будущий святой, болгарин по происхождению, родился в 1280 году на западной окраине Византийского царства. Его яркий певческий талант проявился ещё в детские годы. Рано оставшись сиротой, Иоанн стал обучаться музыке в Константинополе, в придворной школе, и очень скоро опередил всех своих школьных товарищей. За трогательное и чрезвычайное нежное пение Иоанна Кукузеля стали называть Ангелогласным.

Одаренный юноша приобрел расположение императора Иоанна Комнина (1118 - 1143 гг.) и стал первым придворным певцом. Но роскошь императорского двора, его шумные и многолюдные праздники томили боголюбивого юношу. Страдания Иоанна умножились, когда он узнал о планах императора принудить его к браку. Он решил непременно бежать из столицы. Но в это время в Константинополь прибыл со Святой Горы афонский игумен, которому Иоанн открыл своё сердце. Получив благословение старца, юноша под видом странника отправился на Афон. Там его приняли, постригли в монашество и поручили пасти монастырское стадо на горных пажитях. С великой благодарностью смиренный юноша исполнял послушание, никому не рассказывая о своем таланте. Уйдя высоко в горы, Иоанн всецело предавался молитве и богомыслию.

Между тем, царь, опечаленный уходом своего любимца, приказал во что бы то ни стало найти его. Некоторые из посланных были на Афонской горе, но не нашли его там – ведь монахи и сами не знали, кто их новый пастух. Однажды, удалившись со стадом от обители, Иоанн с чувством живой признательности Господу за великую радость Богообщения стал прославлять Создателя в пении. Ангельский голос звучал столь вдохновенно, что даже неразумные животные не смели помешать певцу - они стояли вокруг Иоанна и, не сводя с него глаз, молча слушали гимн Творцу.

Это дивную картину увидел один из отшельников, подвизавшихся в горах. Он поведал обо всём игумену. Настоятель призвал к себе пастуха и спросил, не он ли тот самый Кукузель, которого ищет царь. Иоанн пал к ногам игумена и просил не выдавать его государю. Видя горячее желание инока служить Господу, настоятель сам отправился в Царьград просить за Кукузеля.

Царю хоть и жаль было лишаться придворного певца, но настаивать на своём он не стал:

-Спасение души дороже всего, - рассудил византийский правитель. - Пусть остается в иночестве, пусть молится о моем спасении и о царстве моем. 

Кукузель был назначен певцом на клиросе, но его душа по-прежнему жаждала уединения. Иоанн упросил игумена позволить ему уйти в затвор. Однажды во сне иноку было чудное видение: пред ним предстала Пречистая Дева в сиянии неземного света. Богоматерь сказала: « Радуйся, чадо мое Иоанне! Продолжай петь обо мне, и Я за это не оставлю тебя!» При этих словах Она передала Иоанну золотую монету.

Пробудившийся инок с удивлением увидел в руке златницу. Со слезами умиления и благодарности он упал перед образом Богородицы. С тех пор Иоанн не оставлял клироса и не переставал воспевать Божию Матерь. А золотую монету отдал в храм – повесил у иконы Царицы Небесной. Пред ней много чудес тогда свершилось…

Святому Иоанну Кукузелю был дарован Господом и талант сочинителя музыки. Он обогатил калофонический стиль, считавшийся вершиной греческого певческого искусства, сложными музыкальными формами с множеством конфигураций и модуляций.

Однажды в божественном откровении преподобный услышал небесную мелодию (терирем), которая наполнила его неизъяснимой радостью. Это было истинное чудо - пение ангельского хора! Кукузель сумел переложить его на ноты. Но возможно ли человеку воспроизвести ангельские звуки? Для этого требовалась особая техника исполнения. И преподобный создал её. Это искусство виртуозного резонансного пения, в котором каждый гласный звук строго соответствует определенной высоте звучания, при этом все голоса звучат в унисон. В териреме мелодия задается самим текстом. И звучит она необыкновенно одухотворенно! Возможно, именно такое пение слышали послы князя Владимира под сводами Святой Софии, когда они потеряли чувство реальности и не знали, где они – на небе или на земле?

Преподобный также усовершенствовал невменное письмо, которым записал и собственные произведения, и творения своих современников. Этим письмом церковные певчие пользуются и по сей день.

 

Терирем — Небесная песнь, неизъяснимая песнь пророков

 

В науке о церковном пении святой Иоанн Кукузель снискал звание магистра и доместика. Его музыкальное наследие стало частью византийской духовной культуры, обязательной для изучения в школах церковного пения. Однако в самой Болгарии, пятьсот лет находившейся под османским игом, подобные учебные заведения появились лишь в середине ХIХ века. Одно из них было основано при Рыльском монастыре его игуменом - просветителем Болгарии Неофитом. Программу школы для певчих составили мелодии церковных стихир, тропарей и кондаков, написанные преподобным Иоанном Кукузелем.

Все эти песнопения были созданы, как правило, для одного голоса – солиста. Традиции хорового пения в Болгарии не существовало вплоть до конца ХIХ столетия. Она появилась благодаря выходцам из России – сначала тем офицерам и солдатам, которые участвовали в освобождении Болгарии от турецкого ига, а потом русским эмигрантам, приехавшим на Балканы после революции 1917 года.

Сегодня хоровое пение в Болгарии развито повсеместно. Ещё в 1967 году возник интерес к византийскому песенному наследию, и несколько энтузиастов создали мужской хор "Иоанн Кукузель-Ангелогласный". Им удалось разложить сложные мелодии на несколько голосов и донести до слушателей всю красоту древних православных песнопений.

А вот искусство классического калофонического пения, в котором преуспел преподобный Кукузель, в наши дни доступно немногим. Для этого требуется особый голос и филигранная техника исполнения. Ими обладает первосвятитель Болгарской Православной Церкви Патриарх Неофит, который иногда радует слушателей своим редким талантом.

 

 

Византийское церковное пение – живое церковное наследие, которое и по сей день питает души верующих красотой, обучает её любви к Господу и просвещает сокровенными божественными смыслами. Святой Паисий Святогорец, большой знаток и любитель византийского пения, сказал о нём так: « Оно умиротворяет, умягчает душу. Правильное церковное пение — это излияние вовне внутреннего духовного состояния. Это божественное веселие! То есть Христос веселит сердце, и человек в сердечном веселии говорит с Богом. Если певчий соучаствует в том, что поет, то, в положительном смысле этого слова, изменяется и он сам, и те, кто его слушает».

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне