«Поминайте наставников ваших…»

История с географией

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

«Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь»

Святые Отцы по-разному толковали эти слова царя Соломона. Одни считали, что это указание на семь таинств Церкви, другие утверждали, что речь шла о семи дарах Святого Духа, которые позже раскроет пророк Исайя (Ис.11:2-3), третьи видели в столпах пророчество о семи церквях из Откровения Иоанна Богослова.

 

Пир Премудрости. Церковь Богородицы Перивлепты, Охрид, Македония, XIII в.

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=6469

 

Но уже во втором тысячелетии эти удивительные слова, которые каждый внимательный прихожанин знает как часть паремии, читаемой на вечерне богородичных праздников, заиграли новым смыслом. Семь Вселенских Соборов — это поистине семь столпов, на которых стоит вероучение Церкви Христовой. Каждый Вселенский Собор своими деяниями оттачивал Православное вероучение. Определения, выработанные Святыми Отцами, стали неотъемлемой частью Священного Предания, они признаются богодухновенными и не подлежат пересмотру.

 

Премудрость созда Себе дом. Новгородская икона. XVI в. Фрагмент. ГТГ.

https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=5526

 

Поэтому многие православные христиане считают для себя важным не только изучить деяния Вселенских соборов, но и совершить паломническую поездку в те места, где они проходили. Тем более, что для этого не потребуется переезжать из страны в страну. Ведь все семь соборов состоялись на территории современной Турецкой Республики, в трех ее городах.

 

Никея

Альфа и омега эпохи Вселенских соборов, столица трех несостоявшихся государств, ныне представляет собой небольшой турецкий город на берегу озера, скрывшего под толщей воды большую часть античного наследия.

 

Первый Вселенский собор. Фреска Дионисия, XVI в. Ферапонтов монастырь.

http://www.dionisy.com/img/307/frag_lg.jpg

 

Сегодня вы не найдёте на карте мира топонимы, знакомые каждому христианину по названию Символа веры. Никео-Цареградская формула ныне отсылает нас больше к истории, нежели к географии. Царьград — это Стамбул, и мы еще поговорим о нём, а Никея превратилась в Изник и ассоциируется сегодня не с Вселенскими соборами или крестовыми походами, а с сувенирами, привезенными из отпуска. Ведь именно изникская керамика так бойко продается на стамбульском Гранд Базаре и в дьюти фри турецких международных аэропортов.

Впрочем, это не первое переименование города. Основанный ещё в IV веке до н.э. одним из полководцев Александра Македонского, он получил от рождения название Антигония. Но проигравший в войне диадохов Антигон уступил своё имя победителю Лисимаху, который, в свою очередь, посвятил трофей жене. Жену, как вы уже догадались, звали Никея. Вскоре на руинах империи Александра появилось эллинистическое Вифинское царство со столицей в этом приозерном городе.

Никея постепенно превращалась в важный экономический и религиозный центр. Город располагался на восточном побережье озера, называемого в те времена Асканским, что способствовало активному развитию торговли с соседними регионами. Горы, охватывавшие город с северо-востока, служили естественной защитой от врагов. Окрестности Никеи отличались плодородием земли и изобилием лесов. Помимо этого, город был надёжно укреплён: согласно свидетельству участника Первого и т.н. Арьергардного крестовых походов Этьена II де Блуа, его стены охраняли многочисленные башни.

 

Никея на карте Малой Азии времен Римской империи

https://commons.m.wikimedia.org/

 

Несмотря на это, после поражения ромеев под Манцикертом, Никея на два десятилетия становится столицей сельджукского Румского султаната. В 1096 г. город отбит крестоносцами и греками, действовавшими заодно. Столетие спустя этот союз распадется, первые нападут на последних, захватят Константинополь, и Никея станет центром крупнейшего осколка Византийской державы, резиденцией императора и патриарха.

В 1261 г. Михаил VIII Палеолог отвоевал Царьград у латинян, и брошенная двором и синклитом Никея начала путь к закату. Столичные учреждения покинули город, христиане в виду османской угрозы год за годом уезжали под защиту стен Константинополя.

После завоевания османами в 1331 г. Никея окончательно утратила статус важного христианского центра. А вскоре и мусульманского. Город оставался столицей бейлика лишь до 1365 г., т.е. до того момента, когда султан Мурад перебрался в захваченный им Адрианополь (совр. Эдирне).

Итак, в наши дни Никея это Изник. Происхождение топонима похоже на этимологию слова «Стамбул». Истанбул происходит от греческого выражения εἰς τὴν Πόλιν (ис тин Полин), что переводится как «в [определенный артикль] Город». Соответственно, Изник — εις Νικαία(ν) (ис никеа), «в Никею».

Сегодня это один из малых городов славной своими персиками провинции Бурса. Главной туристической достопримечательностью Изника считаются неплохо сохранившиеся фрагменты римских крепостных стен.

Созвав первый в истории Вселенский собор, император Константин Великий пригласил христианских епископов в свой дворец. Делегаты вспоминают, что все заседания проходили в одном большом зале, под описание которого подпадает Зал Сената. К несчастью, от императорского дворца в Никее почти ничего не сохранилось. Руины царских строений погребены под водами озера.

 

Руины византийской базилики на дне озера в Изнике

https://iframe.thesun.co.uk/news/11822988/ruined-basilica-hidden-under-a-lake-in-turkey-for-1600-years-reappears-as-pollution-clears-in-coronavirus-lockdown/

 

Однако к месту Сенатского зала доступ есть. И пусть сейчас это просто камни, омываемые тихими водами Изникского озера, — тем не менее, эти руины освящены стопами святителей Афанасия Великого, Николая Мирликийского, Спиридона Тримифунтского, Александра Александрийского, Иакова Низибийского, Осии Кордубского. Эти глыбы помнят жаркие споры об ὁμοούσιος и ὁμοιούσιος. В этом воздухе навсегда повисло эхо пощечины, нанесенной святым Николаем ересиарху Арию. Здесь, на этой земле, Святые Отцы мужественно отстаивали Православие перед лицом разрушительной ереси.

Чтобы попасть к месту проведения Первого Вселенского собора, вам нужно выйти на набережную озера и направиться на юг в сторону городской стены. Когда дорога упрется в груду камней с коричневым указателем Senato Sarayı – это и будут искомые остатки зала Сената.

 

Руины Сенатского дворца в Никее. Изник, Турция.

https://kulturenvanteri.com/tr/yer/senato-sarayi

 

Координаты руин Сенатского дворца: 40.427383, 29.711542

 

В 15 минутах ходьбы от набережной, на пересечении главных городских улиц Ататюрк (Ataturk Caddesi) и Кылычарслан (Kilicaslan Caddesi) располагается мечеть, которая есть не что иное как древний православный храм святой Софии Премудрости Божией. В этих стенах в 787 г. проходил последний в истории, Седьмой, Вселенский Собор.

 

Отцы Седьмого Вселенского собора. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг.

https://commons.wikimedia.org/

 

Пройдите этот километр по шумной туристической улице неспеша, отсчитывая в уме четыреста шестьдесят два года, объемлющих собой великую эпоху Вселенских соборов Православной Церкви.

 

Собор Святой Софии в Никее. Изник, Турция.

https://ir-maverick.livejournal.com/568804.html

 

Отцы Седьмого собора заседали в храме, построенном еще святым императором Юстинианом. В 1065 г. сильное землетрясение обрушило древнюю базилику, и в процессе восстановления она была существенно перестроена. Тем не менее, до сих пор на куполе и стенах храма можно видеть древние византийские фрески. В 1331 г. турки превратили Софийский храм в мечеть и произвели там некоторые переделки. В 1922 г. здание пострадало в ходе Греко-турецкой войны и было заброшено. Однако сейчас храм отреставрирован. Так что каждый имеет возможность походить по плитам, помнящим Святых Отцов, и помолиться под сводами, слышавшими голоса святителя Тарасия и прочих светочей Православной веры.

 

Собор Святой Софии в Никее. Изник, Турция.

https://ir-maverick.livejournal.com/568804.html

 

Находясь в Изнике, уместно вспомнить, что в VII-Х вв. главным сосредоточением монашества была не Афонская гора, как сейчас, а огромные монастырские поселения на территории Вифинии и Понта, современной северо-западной Турции. Монашеские республики горы Олимп, горы св. Авксентия, монастырь Хризопетра – вот что определяло облик иноческой жизни Византии того периода. И одним из значимых духовных центров в этом ряду была гора Кимин, располагающаяся рядом с Изником-Никеей. На Киминскую гору стекались паломники, к вифинским подвижникам приходили за советом вельможи и императоры (например, Никифор II Фока). Именно здесь под руководством прп. Михаила Малеина проходил монашеский искус прп. Афанасий Афонский, который именно по образу Киминской лавры св. Михаила впоследствии устроил обитель на Святой горе, положив тем самым начало великой 1000-летней традиции.

 

Железной дороги в Изнике нет. Соответственно, добраться до него из Стамбула можно только на автомобиле (в том числе с помощью парома через Мраморное море) или междугороднем автобусе. Автобусы в Изник отходят с нескольких автовокзалов Стамбула. Например, с главного автовокзала Эсенлер в районе Байрампаша (ст. м. Otogar). Время в пути займет около 4 часов.

Координаты собора Святой Софии: 40.429206, 29.720163

 

Стамбул

В дни Первого Вселенского собора строительство новой столицы Империи было в самом разгаре. Возведение Нового Рима на месте древнего мегарского поселения, носившего имя легендарного царя Визаса, началось в 324 г., и спустя шесть лет, 11 мая 330 г., святой равноапостольный император Константин официально перенёс центр державы на Босфор.

Византий, Новый Рим, Константинополь, Царьград, Стамбул, в конце концов, просто Город с большой буквы — он менял имена, становился сильнее, могущественнее, ярче, вовлекая в свой круговорот новые народы и страны. Под ногами путешественника, прибывшего к заливу Золотой рог, без малого три тысячи лет истории – сначала как эллинского полиса, потом столицы четырех империй: Римской, Византийской, Латинской и Османской.

В 381 г. в Новом Риме, еще при жизни равноапостольного императора ставшем Константинополем, прошел Второй Вселенский собор. Он осудил ересь Македония и прочих пневматомахов, и укрепил учение о третьем лице Святой Троицы — Святом Духе, добавив к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены.

К этому моменту главным городским храмом уже стала базилика Святой Софии, но древнейший христианский храм Виза́нтия, — базилика Святой Ирины — имел не меньшее значение. Святая София и Святая Ирина расположены всего лишь в 110 метрах друг от друга, у них сформировался единый клир, который совершал богослужения в св. Софии по праздничным и воскресным дням, а в св. Ирине по рабочим.

 

Храм Святой Ирины. Стамбул, Турция

https://commons.wikimedia.org/

 

Название храма, кстати, не должно вводить в заблуждение. На самом деле он посвящен не христианской мученице, но Святому Миру (῾Αγία Εἰρήνη), составляя смысловую пару храму Святой Мудрости (Ἁγία Σοφία). Константин, став христианином, все еще оставался римским императором, и не мог в одночасье отбросить древнюю традицию персонификации и даже обожествления добродетелей. Так, храм Мира был сооружён в итальянском Риме еще императором Веспасианом в 75 г. А неподалеку от него до сих пор высится базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, построенная на месте храма богини мудрости. Если Веспасиан таким образом отмечал победу в Первой Иудейской войне, то Константин праздновал одержанную в 324 г. победу в борьбе за власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских конфликтов. Представления ромеев ранней эпохи отразились в комментарии историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.) о том, что и «Святой Мир», и «Святая Премудрость» — это священные свойства или даже имена Бога, Которому в конечном итоге и посвящены оба главных храма Царьграда.

 

Отцы Второго Вселенского собора, среди который были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский съехались по призыву св. императора Феодосия в храм Святой Ирины, который представлял собой тогда простую базилику константиновой постройки. В дальнейшем он пережил возведение купола при Юстиниане, чему предшествовал пожар 532 г.; перестройку после еще одного пожара в 564 г. и после землетрясения 740 г.

 

Отцы Второго Вселенского собора. Икона XVIII века из Преображенской церкви в Кижах.

https://kizhi.karelia.ru/collection/prazdnichnyij-ryad/2510

 

В настоящее время Ирининский храм это трехнефная купольная базилика с нартексом, атриумом и пятигранной апсидой с вимой. После взятия Константинополя османами храм был включен в состав комплекса султанского дворца и использовался сперва как казарма для янычар, позднее – как арсенал. В середине XIX в. в церкви разместили первый в Османской империи музей. Таким образом храм св. Ирины – единственная христианская церковь Стамбула, которая никогда не была мечетью. В XXI в. храм находится в ведении Стамбульского фонда культуры и искусства.

 

Храм Святой Ирины на фоне собора Святой Софии. Стамбул, Турция

https://commons.wikimedia.org/

 

Церковь Святой Ирины находится в самом центре Стамбула на территории дворцового комплекса Топкапы, рядом с собором Святой Софии и Цистерной Базилика. Ближайшая станция метро Gülhane.

Координаты храма святой Ирины: 41.009706, 28.981015.

 

Для того чтобы почтить память отцов Четвертого вселенского собора потребуется отправиться на азиатский берег Стамбула, в район Кадыкёй. Именно там в древности находился город Халкидон.

 

Карта древнего Константинополя. Халкидон в правом нижнем углу.

https://libking.ru/books/1158137/

 

Поселение было основано еще в VI веке до н.э. как колония Милета. Город располагался на стратегически значимом месте и быстро стал важным торговым центром, конкурентом соседнего Византия.

Вселенский Собор в Халкидоне начал свою работу 8 октября 451 г.

Святые отцы, возглавляемые святителем Анатолием Константинопольским, осудили как ересь Нестория, так и монофизитство, и приняли определение, заявляющее о двух природах, существующих во Христе неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

 

Базилика святой Евфимии Всехвальной, в стенах которой проходили заседания, была построена за сто лет до того на гробнице великомученицы. И уже в первой трети VII века она была разрушена персами. Мощи святой, чудесным образом принявшей непосредственное участие в деяниях Собора, были перенесены в Константинополь в большой шестиугольный зал дворца Антиоха, с северной стороны ипподрома. Здание было превращено в храм и стало называться «церковью святой Евфимии на ипподроме».

В период иконоборчества император Константин V Копроним осквернил церковь и приказал выбросить мощи св. Евфимии в море. Чудесным образом святыня уцелела и в период правления его невестки, святой царицы Ирины, была снова положена в восстановленной церкви. Храм на ипподроме, судя по всему, просуществовал до момента падения Царьграда. В 1942 г. в районе устроенной на месте ипподрома площади Султанахмет были проведены раскопки. Археологи обнаружили руины церкви IV в. с фресками, повествующими о мученичестве Евфимии Всехвальной.

 

Чудо святой Евфимии Всехвальной. Современная икона.

https://www.orthodoxethos.com/post/st-euphemia-the-great-martyr-and-the-heresy-of-monophysitism

 

Возвращаясь к месту проведения Четвертого Вселенского собора, обратимся к описанию этого места, оставленному византийским историком VI века Евагрием Схоластиком.

 

Евагрий родился между 531 и 535 гг. в Епифании (ныне Хама, Сирия) в семье христиан. После школы изучал право и стал адвокатом в Антиохии (ныне Антакья, Турция), где прожил большую часть жизни. За свои учёные занятия получил прозвище «Схоластик» (др.-греч. Σχολαστικός — преданный учёным занятиям, учёный). В Антиохии Евагрия заметил патриарх свт. Григорий I, который назначил его управляющим в патриархии. «Церковная история» Евагрия, одно из классических сочинений по истории древней Церкви. В отличие от своих предшественников, Евагрий подробно описывал и общеполитическую историю, деятельность императоров, их личные качества, войны, политическую борьбу и т.п. Центральным сюжетом «Церковной истории» является описание Четвертого Вселенского собора 451 г. Скончался Евагрий после 594 г.

 

В своей «Церковной истории» Евагрий пишет:

«[Епископы] собираются в святом храме мученицы Евфимии, который построен в Халкидоне, в стране вифинцев, и который удален от Босфора не более чем на две стадии, в одном из удобных мест, куда ведет плавно поднимающаяся дорога, поэтому путь в храм мученицы не труден для приходящих, которые, попадая в ограду храма, неожиданно для себя оказываются наверху, так что глаза, обозревая все с этой высоты, видят и стелющуюся гладкую и ровную равнину, зеленеющую травой, волнуемую нивами и услаждающую взор видом разнообразных деревьев, и горы, заросшие лесом до самых вершин, сводообразно поднимающиеся и горделиво возвышающиеся, и изменчивые воды, то багровеющие в покое и кротко и радостно играющие с высокими берегами там, где нет ветра, то кипящие и бушующие волнами, с приливом и отливом своевольно влекущие за собой гравий, водоросли и легкие ракушки. Храм расположен напротив Константинополя, так что он прекрасно смотрится на фоне этого столь великого города. В священной ограде находятся три огромных здания: одно — открытое, украшенное со всех сторон колоннами и продолговатым двором; другое за ним — почти равное ему по ширине, длине и колоннам, отличающееся лишь тем, что покрыто крышей; у его северного крыла, поднимающегося к солнцу, — круглое здание в виде ротонды, обрамленное внутри искусно украшенными колоннами из одних и тех же материалов и одинаковой высоты. Они возносят ввысь под самую крышу верхний этаж, так что, [находясь] там, желающие могут молиться мученице и присутствовать при таинствах. Внутри же ротонды, в ее восточной части, расположена прекрасная часовня, где пресвятые останки мученицы пребывают в продолговатой раке — некоторые называют ее «длинная», — чрезвычайно искусно сделанной из серебра»[i].

 

Отцы Четвертного Вселенского собора. Фрески монастыря Высокие Дечаны, Сербия.

https://www.blagofund.org/Archives/Decani/Church/Pictures/Frescoes/Narthex/Central_Nave/Central_Dome/CX4K3388.html

 

Отец Ив Плуньян, опираясь на вышеприведенный отрывок из Евагрия и на множество других источников, в своей статье 2015 г. в Revue des études byzantines убедительно доказывает, что базилика святой Евфимии находилась на том месте, где в наши дни стоят корпуса Университета медицинских наук и больницы Хайдарпаша Нумуне на улице Тыббие (Tibbiye cad.) [ii].

 

Университет медицинских наук, построенный на месте храма св. Евфимии в Халкидоне.

https://sbu.edu.tr/haber/saglik-bilimleri-universitesi-dunyada-ilk-100de/

 

От места заседаний Четвертого Собора не осталось и следа. Но это не значит, что православному паломнику нечего делать в азиатской части Стамбула.

Нынешняя церковь на рынке Кадыкёй была построена по благословению митрополита Халкидонского (будущего патриарха Константинопольского) Гавриила в 1694 г. на средства, поступившие из России. В 1830 г. митрополит Захария III расширил храм, а в 1903 г. рядом с ним выросла архиерейская резиденция. Пришедшее вследствие всех неурядиц XX века в упадок здание было отремонтировано при содействии митрополита Иоакима (Нерандзулиса) и вновь открыто для богослужений 1 апреля 1993 г.

 

Храм святой Евфимии на рынке Кадыкёй

https://commons.wikimedia.org/

 

Пятый Вселенский собор продолжил обсуждение христианских догматов и осудил учения ряда еретиков. Константинополь, как политический и духовный центр, вновь стал ареной для горячих религиозных дебатов.

Епископы по зову св. императора Юстиниана I собрались к 5 мая 553 г. в недавно завершенном соборе Святой Софии.

 

Отцы Пятого Вселенского собора. Худ. В.И. Суриков. Эскизы росписи для Храма Христа Спасителя в Москве. 1877-1883 гг.

https://commons.wikimedia.org/

 

Участники собора, председателем которого был столичный патриарх Евтихий, предали анафеме умершего более ста лет назад Феодора, епископа Мопсуестийского, а также сочинения блаженного Феодорита Кирского в защиту Нестория и письмо Ивы Эдесского к Мáрию.

Самое величественное здание юстиниановской эпохи, Софийский собор построен в византийской столице в 532-537 годах. Более тысячи лет он оставался самым большим храмом в христианском мире. Обладая куполом диаметром в 31 метр, Айя-София уступила пальму первенства только собору святого Петра в Риме.

 

Современник строительства, уже упоминавшийся нам историк Прокопий Кесарийский, восторженно описывает собор святой Софии: «Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони» (О постройках, Книга 5: I:27)[iii].

 

Облик собора впоследствии не раз менялся. После землетрясений произошли перестройка купола и укрепление стен контрфорсами, иконоборцы уничтожили часть первоначальных мозаик, а мусульмане пристроили к храму минареты и соорудили внутри михраб.

 

Собор Святой Софии. Стамбул, Турция.

https://www.orthodoxianewsagency.gr/agia-sofia/unesco-ta-glypta-tou-parthenona-oi-kathysteriseis-gia-tin-agia-sofia-kai-i-orgi-ton-tourkon-gia-tin-uber/

 

После завоевания Царьграда османами Святая София была преобразована в мечеть. В 1935 г. на 85 лет она стала музеем, а в 2020 г. ей вновь возвращён статус мечети. Причем с 15 января 2024 г. вход для иностранных туристов в мечеть Айя-София стал платным. Билет стоит 25 евро.

 

Шестой Вселенский, он же — Третий Константинопольский — собор, а также собранный десятью годами позже т.н. Пято-Шестой собор, не входящий в число вселенских, но почитающийся наравне с ними, прошли в Большом императорском дворце, в зале с куполами, именуемом в историографии Трулльским (от Τρούλος (греч.) – купол). Созван Шестой собор был в 680 году императором Константином IV Погонатом против монофелитской ереси и утвердил догмат о двух естественных волях и действиях во Христе, взаимно сошедшихся «для спасения рода человеческого». Собор стал триумфом учения святителя Софрония Иерусалимского и преподобного Максима Исповедника.

 

Отцы Шестого Вселенского собора. Фреска Дионисия, XVI в. Ферапонтов монастырь.

http://www.dionisy.com/eng/museum/118/275/index.shtml

 

Грандиозный дворец располагался в юго-восточном углу полуострова за Ипподромом и собором Святой Софии. Он стоял на крутом склоне холма, который спускается почти на 33 метра от Ипподрома к береговой линии, и занимал шесть террас. Заложен он был еще равноапостольным Константином в IV в., перестроен Юстинианом в VI в. и впоследствии расширен Феофилом в IX в.

 

Большой императорский дворец в Константинополе. Реконструкция.

https://www.nationalgeographic.com/magazines/pdf/022216_NGH/static/img/carousel/p6.jpg

 

На месте южного крыла дворца в 1616 году была возведена Голубая мечеть Султанахмет, за южным углом которой, на территории базара Араста, работает Музей мозаики Большого дворца. В нем собраны найденные археологами фрагменты внутреннего убранства покоев и палат византийских базилевсов.

Собор Святой Софии и Музей мозаики находятся в самом центре Стамбула. Ближайшие станции метро Sultanahmet и Çemberlitaş.

Координаты собора Святой Софии: 41.008567, 28.979964

 

Эфес

Наконец, самый удаленный город, ставший домом для Вселенского собора – на этот раз Третьего – Эфес.

На этом Соборе, благодаря, в первую очередь, святителю Кириллу Александрийскому, была сокрушена ересь Нестория. Собор осудил заблудшего константинопольского архиепископа, и низложил его как еретика, утвердив православное учение о соотношении природ во Христе и Деве Марии как истинной Богородице.

Сегодня вы не найдете Эфеса на карте мира. Турецкий город Сельчук в провинции Измир возведён из остатков древнего полиса.

Эфес был основан около 600 года до н.э. в устье реки Малый Мендерес, и стал одним из величайших городов древности, славившимся своим храмом богини Артемиды — одним из семи чудес света.

В эпоху классической Греции это был один из двенадцати городов, входивших в Ионическую лигу. Город перешел под контроль Римской республики в 129 году до нашей эры.

Город был важным торговым и культурным центром, а также местом, где активно развивалась ранняя христианская община. В I веке н.э. Эфес стал значимой источником распространения христианства, особенно благодаря деятельности святого апостола Павла, который впоследствии адресовал эфесской общине одно из своих посланий. Вместе с ним проповедовал его ученик Тимофей, который впоследствии стал первым епископом Эфеса.

 

Проповедь апостола Павла в Эфесе. Худ. Эсташ Лесюэр. 1649 г. Лувр.

https://commons.wikimedia.org/

 

В VI веке святым императором Юстинианом I на месте погребения апостола Иоанна Богослова, проведшего в Эфесе последние годы своей жизни и, возможно, написавшего там свое Евангелие, возводится одно из крупнейших сооружений Византии — базилика, посвященная апостолу любви. Она просуществовала вплоть до захвата города турками-сельджуками в XI веке. Город даже получил новое имя в честь Иоанна Богослова – Айя-Феологос (Святой Богослов).

 

Руины храма св. апостола Иоанна Богослова в Эфесе. Сельчук, Турция.

https://commons.wikimedia.org/

 

На холме над городом возвышается византийская крепость, также возведённая в VI веке.

После завоевания Эфеса османами в 1425 году город, который турки стали именовать на свой манер Айясолук, постепенно пришел в упадок. В связи с отступлением моря и изменением русла реки город потерял своё значение как порт. Сегодня это музей под открытым небом, античные руины, которые привлекают туристов со всего мира, прежде всего, с курортов Эгейского побережья.

Туристы едут в Сельчук чтобы посмотреть на знаменитый храм Артемиды, библиотеку Цельса, римский амфитеатр, дома горожан с фресками и мозаиками.

В византийское время центр города сместился южнее – недалеко от римского амфитеатра был возведен христианский храм. Именно здесь в 431 году проходил Третий Вселенский собор, утвердивший православное почитание Пресвятой Богородицы.

 

Отцы Третьего Вселенского собора. Роспись притвора храма св. Афанасия в Великой Лавре на горе Афон.

https://theradicalcatholic.blogspot.com/2016/07/the-general-council-of-ephesus-431.html

 

Ересь Нестория заключалась в том, что Сын Божий, Иисус Христос, имеет не одно Лицо (Ипостась), а два разных лица — одно Божественное, а другое человеческое. Относительно Девы Марии он утверждал, что Её следует именовать не Богородицей, а Христородицей. Потому что, по его мнению, от Марии родился лишь человек Иисус, в которого позднее вселилось Божество и обитало в Нём, как в храме. Третий Вселенский собор осудил ересь Нестория и подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Господе Иисусе Христе Одно Лицо (Ипостась) и два естества, а Пречистую Матерь Господню восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу.

 

Это довольно большая, 145 на 30 метров, трехнефная базилика, ставшая кафедральным собором эфесских епископов. Судя по всему, это первая в мире церковь в честь Божией Матери. Храм многократно перестраивался. Не позднее VII века архиерейскую кафедру перенесли в базилику апостола Иоанна, но как кладбищенская церковь она продолжала использоваться вплоть до Средних веков.

 

Руины храма Пресвятой Богородицы в Эфесе. Сельчук, Турция.

https://commons.wikimedia.org/

 

В получасе ходьбы от храма Пресвятой Богородицы находится еще одно почитаемое паломниками место – Пещера Семи отроков Эфесских.

Чтобы добраться до Эфеса из Стамбула, вы можете воспользоваться несколькими вариантами:

На самолете долететь до Измира, и далее на поезде с пересадкой в Торбалы на станции Тепекёй доехать до Сельчука. Также прямо в Сельчук из Стамбула можно попасть на междугороднем автобусе. В последнем случае время в пути составит около 8 часов.

Координаты храма Пресвятой Богородицы в Эфесе: 37.945008, 27.339282

 

Каждый православный человек призван изучать свою Веру.

Святой апостол Лука пишет о первых христианах: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). На первое место он ставит изучение предания и лишь затем Причастие и молитву. И это вполне оправдано. Ведь к таинству Евхаристии надо подходить осознанно, понимая в чем оно состоит, впитав апостольское учение о жертве Господа Иисуса Христа. И обращаться к Творцу можно только уразумев Его всемогущество и благость, хотя бы приблизившись к пониманию Его Божественных свойств и предвечного плана в отношении человечества.

Преподобный Марк Подвижник писал: «Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом». «Никто не увольняется от обязательства узнавать все всевозможное [о вере]», – пишет святитель Феофан Затворник, – хотя на самом деле могут быть терпимы разные степени полноты сего знания. Потому и различают веру уясненную и неуясненную. Сия последняя (неуясненная) говорит: все содержу, что содержит святая вера, хотя не все еще успел узнать, а первая (уясненная): все содержу и знаю ясно. Силу спасать имеет и первая, но кто сознательно не доходит до последней, по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон – признак смерти».

Таким образом, познание Веры, заключенной в догматах Православной Церкви, наша обязанность. Догматы были оформлены Святыми Отцами семи вселенских соборов. Соборы эти проходили в конкретное время и в определенных, известных нам местах. Местах, которые однозначно можно отнести к категории святых. А следовательно, ждущих своих паломников.

 

Игорь Анатольевич Рыжов,

Старший специалист Паломнического центра Московского Патриархата,

Ответственный редактор журнала «Православный паломник»

 

 

[i] Евагрий Схоластик. Церковная история. Книги I—VI. СПб, 2010. С. 109-110.

[ii] Plunian, Y. “La localisation du sanctuaire de Sainte Euphémie à Kadıköy, l’ancienne Chalcédoine.” Revue des études byzantines 73 (2015). P. 267–291.

[iii] Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М., 1996. С. 693.

Поделиться ссылкой в:


    Ещё в разделе

    “ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

    “ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

    Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

    ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

    ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

    Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

    “Дело было под Полтавой…”

    “Дело было под Полтавой…”

    К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне