В православные храмы здесь вместе с потомками русских эмигрантов ходят и местные жители, вот почему богослужения проходят, в основном, на испанском языке.
«Маленькая Венеция» — это поэтической название присвоили когда-то первооткрыватели латиноамериканской Венесуэле, стране удивительной красоты и не менее удивительных контрастов.
Чтобы представить себе живописную природу «Маленькой Венеции», достаточно сказать, что именно в этих широтах, на фоне подобных пейзажей разворачивалось действие красочного фильма «Пираты Карибского моря».
Высокий водопад и низкие цены
Венесуэла знаменита национальным парком Канайма и самым высоким в мире (1054 метра) водопадом Анхель, что означает «Ангел». Известна она и невероятно низкими ценами на бензин на внутреннем рынке — за доллар венесуэльцу нальют 80 л бензина, ведь по конституции страны «недра принадлежат всему народу».
И все же люди там живут трудно, почти в нищете. В магазинах бывают перебои с продуктами, а самый распространенный общественный транспорт — школьные американские автобусы, вышедшие в тираж еще в прошлом веке. Новых автомобилей на улицах почти не увидишь, зато в изобилии почти музейные экспонаты американского же производства — благоприятный климат замедляет коррозию.
Потрясают воображение прорубленные в скалах и опоясывающие горы дороги-серпантинки, на которых не могут разъехаться два обычных автобуса. В особо сложных местах на поворотах из-за тумана или густой растительности водители вынуждены трубить в рожок (наподобие пионерских горнов), чтобы избежать столкновения.
Русских здесь любят
Доброжелательность венесуэльцев не знает границ: к вам могут подойти на улице и, узнав, что вы из России, рассказать всю свою жизнь, приветливо похлопывая по плечу. Такое отношение к россиянам — не случайность. Ведь русские эмигранты, приехавшие осваивать отдаленные и малообжитые регионы по приглашению венесуэльского правительства в 1947 году, участвовали в разметке государственных границ, строили дороги, мосты, тоннели, работали в нефтяной отрасли. Русские инженеры руководили строительством отеля «Гумбольдт», бывшего в свое время символом Каракаса. Выучив испанский язык, многие русские специалисты поступили на работу в министерства, университеты, получили места в частных фирмах. Почти все русские, приехавшие в 1940–1950-х годах в Венесуэлу, и особенно их дети получили высшее университетское образование. Сегодня многие из них — это известные врачи и ученые, они преподают в вузах, занимают высокие дипломатические и военные посты.
Церковь в бараке
Об этих годах середины прошлого века замечательно сказал протоиерей Павел Волков, бывший много лет настоятелем храма Свт. Николая Чудотворца в Каракасе: «С самого начала русская эмиграция здесь собиралась со всего света, из разных стран, с разным воспитанием, привычками и так далее — им трудно было как-то сгруппироваться. Группировались только вокруг храма. Церковь объединяла».
В 1948 году инженер К. Гартман с сыновьями построил на своем участке деревянный барак, в котором обосновалась временная церковь. Стены и перегородки соорудили из ящиков для перевозки автомобилей. Эта церковь была освящена малым чином в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и служить в ней стал протоиерей Владимир Чекановский. В том же году прибыл еще один священник — отец Петр (Ступницкий). С именем протоиерея Иоанна Бауманиса, бывшего ранее ключарем кафедрального собора в Риге, связано основание православных приходов во многих городах страны — Каракасе, Валенсии, Баркисименто, Маркае и Барселоне. В последующие годы приехали еще несколько клириков из Европы и США. Таким образом, к началу 1950-х годов практически во всех местах компактного поселения русских были организованы православные приходы, которые находились в юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом.
Понятно, что небольшая церковь, устроенная инженером Гартманом, не вмещала всех желающих. Православным необходим был постоянный храм, и вплотную встал вопрос о его строительстве.
Храмы строили всем миром
В 1950 году в Валенсии по проекту архитектора В.Э. Шеффера построили храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Спустя три года в Каракасе был заложен первый каменный храм Успения Божией Матери.
В 1955 году в столичном районе Дос Каминос торжественно освятили собор Святителя Николая. Многие русские, живущие в Каракасе, жертвовали на его строительство деньги, зачастую отрывая их от своих скудных средств. Те, кто не имел такой возможности, сами работали на строительстве. «По копейке давали и строили. И построили себе храм Божий», — сказал протоиерей Павел Волков.
Собор получил статус кафедрального и по настоящее время является духовным центром русской колонии в Венесуэле. В провинции были построены еще два каменных храма: в Баркесименто — храм святителя Николая Чудотворца, в Маракае — храм первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1957 году на венесуэльскую кафедру был назначен епископ Каракасский и Венесуэльский Серафим. Вокруг православных приходов стала строиться духовная и культурная жизнь русской колонии. При многих из них открываются воскресные школы, организуются похоронные кассы для погребения малоимущих. К сожалению, катастрофически не хватает священнослужителей: так, православные общины в Каракасе, Валенсии, Маракае и Баркесименто опекают всего два священника.
Сейчас русская колония в Венесуэле насчитывает приблизительно пять тысяч человек. Из них несколько сотен — непосредствен но граждане России. Состав российской диаспоры постоянно меняется: многие уезжают в другие страны, кто-то окончательно ассимилируется. С другой стороны, происходит пополнение русской колонии за счет приезжающих из России на постоянное местожительство и работников филиалов российских предприятий «Газпром», «Лукойл» и других.
Песнопение с президентом
Русская Православная Церковь не забывает о наших соотечественниках за рубежом. Так, в 2008 году в резиденции президента Уго Чавеса состоялась его встреча с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Кириллом (нынешним Патриархом). Венесуэльский президент пообещал помочь в строительстве в Каракасе нового православного русского храма, а владыка преподнес в дар команданте копию иконы Божией Матери «Державная». Интересно, что в конце встречи убежденный социалист Уго Чавес предложил членам делегации совершить в его домовой церкви молебное пение, посвященное Божией Матери, после чего испросил благословение у митрополита Кирилла.
Сейчас русская эмиграция в Венесуэле существенно видоизменилась: уже нет того единения вокруг церкви, отмечают православные священнослужители. Многие молодые люди ассимилировались настолько, что почти не говорят по-русски. Зато приходят в православные храмы многие венесуэльцы, и потому богослужения проходят в основном на испанском языке.
Настоятель храма Свт. Николая Чудотворца в Каракасе отец Кирилл (Жолткевич) считает: «Если ты будешь искать истину, ты будешь задавать себе вопросы: кто я и откуда? Мы пришли из России, сюда Православие принесли из России. Молодежь все равно — рано или поздно — начинает искать свои корни. А когда ты корни свои начнешь искать, то обязательно дойдешь до России».
Ольга Ипполитова,
фото Алексея Крайнюка