Русским Афоном называют эту благословенную землю. Уже в первом веке на полуострове Крым существовало 75 христианских общин, которые имели свои храмы, высеченные в горах. Со временем на местах, куда Римская империя ссылала христиан – будущих святых, стали появляться монастыри. Обители возникали и там, где были явлены чудотворные иконы, а также там, где христианам являлись святые, спасая их от гибели.
Свято-Троицкий монастырь (Симферополь)
Обитель тесно связана с именем святителя Луки (Войно-Ясенецкого), для которого Симферополь стал последней кафедрой служения. В Свято-Троицком соборе монастыря в серебряной раке покоятся его мощи. По молитвам к святому Луке в наше время происходят чудесные исцеления, создаются семьи, рождаются дети.
На территории монастыря расположен музей святителя Луки, где собраны его личные вещи – рисунки, инструменты, которыми он оперировал, его научные труды, архивные и семейные фото.
Инкерманский монастырь (Севастополь)
Один из старейших пещерных монастырей Крыма. Основан на месте ссылки священномученика Климента, апостола от 70-ти, четвертого епископа (папы) Рима. Ученики апостола последовали за ним в Инкерманские каменоломни, предпочтя добровольную ссылку разлуке со своим духовным отцом.
В храме святого Климента два придела. Один из них, во имя апостола Андрея Первозванного, является старейшим из всех православных приделов. Помещение для него высечено в скале самим святителем Климентом.
Успенский монастырь (Бахчисарай)
Монастырь основан в VIII веке византийскими монахами на склоне ущелья Марьям-Дере (ущелье Марии). По одной из легенд, здесь в день праздника Успения Божией Матери была обретена икона Богородицы, которая при перенесении ее на новое место чудесным образом возвращалась на старое. Тут и основали монастырь.
Главная святыня обители – Бахчисарайская икона Божией Матери.
На территории монастыря находится кладбище воинов, погибших в Крымской войне 1853-1856 годов.
|
Космо-Дамиановский монастырь
Эта немноголюдная обитель расположена высоко в горах, в заповедной зоне, в двадцати километрах от Алушты, у подошвы горы Чатыр-Даг. Попасть в нее можно, лишь получив специальное разрешение. В III веке сюда из Рима были сосланы святые бессребреники, врачи и чудотворцы Косма и Дамиан. Здесь они продолжали безвозмездно лечить больных и вымолили у Бога целебной воды – из-под горы потекли два ручья чудодейственной силы. Эту воду можно отведать и сегодня.
Катерлезский Георгиевский монастырь
Основан в 1857 году Архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (Борисовым) в селе Катерлез (ныне Войково) на месте неоднократного явления местному пастуху святого великомученика Георгия Победоносца на белом коне. Сохранился камень с отпечатком копыта этого коня.
В первые годы после Октябрьской революции монастырь был ликвидирован – первым в Крыму. В настоящее время обитель пытаются заново отстроить. Нынешняя настоятельница монастыря, где служат всего три монахини, – матушка Акилина, в миру Александра Литвиненко, участница Великой Отечественной войны.
|
Камень с отпечатком копыта коня св. Георгия Победоносца |
Топловский монастырь
Богат святыми местами полуостров Крым. Одно из них связано с именем преподобномученицы Параскевы Римской. К ее целебному источнику в Топловском монастыре спешит припасть каждый верующий. Крымчане твердо убеждены в том, что святая Параскева погибла именно в Крыму, в глухом урочище Топлу. И что в тот момент, когда земля обагрилась ее кровью, забил целебный источник. Ежегодно 26 июля (по старому стилю) сюда стекались люди не только из окрестных, но и дальних селений. И даже местные татары наравне с христианами чтили это святое место, называя его Чокрак-Саглы-Су – источник живой, здоровой воды.
Первый храм обители во имя преподобномученицы Параскевы
Георгиевский Балаклавский монастырь
Расположен у побережья Чёрного моря, рядом с мысом Фиолент. Согласно преданию, римские греки во время плавания по Черному морю были застигнуты страшной бурей, волны несли их на камни, и греки неминуемо погибли бы, если не возопили к святому Георгию о помощи. Великомученик не замедлили явиться на большом камне, отстоящем от берега в десяти саженях, и буря тут же утихла. Спасшиеся нашли у камня икону великомученика Георгия и в знак благодарности устроили в скале пещерную церковь, поставив икону в ней. Наиболее набожные стали жить при храме постоянно и положили основание обители.
В 1820 году Свято-Георгиевский монастырь посетил Александр Пушкин, который писал: «…тут посетили меня рифмы. Я думал стихами».