Снетогорская обитель любви

История с географией

Снетогорская обитель любви

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку».

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку».

Помню, по дороге в Псков наша паломническая группа заехала в Снетогорский монастырь (так сказать, сверх программы). Ненадолго, буквально на полчаса – подать записки и одним глазком взглянуть на святыни. Было уже поздно, на улице стемнело. Навстречу нам вышла сама игумения – матушка Людмила. Она благословила каждого, и с каждым успела поговорить, и для каждого нашла теплые слова. Меня тогда это поразило. Она ничего не знала ни обо мне, ни о тех, за кого я просила молиться, но уже любила всех нас. Эта любовь и осталась в памяти.

 

Людям милая

Она пришла в Снетогорский монастырь в 1993 году, когда монашеская жизнь в нем только начинала возрождаться. По благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия монахиню Людмилу (Ванину) возвели в сан игумении и назначили настоятельницей обители. 

Монастырь тогда лежал в руинах. Не от бомбежек неприятеля, хотя во время войны здесь находился главный штаб немецкой армии Северо-Западного фронта. А потому, что в послевоенное время в святых стенах устроили дом отдыха. Был здесь и детский санаторий. Игумения Людмила рассказывала, что, когда приехала сюда, дети спали в Никольском приделе, и один мальчик ее спросил: «Вы, матушка, тут ничего не слышите?». «Нет, не слышу». «А мы каждый день слышали: “Уходите, это место не для вас. Это место для монастыря”».

Настоятельница поехала к старцу Николаю Гурьянову, как сама она рассказывала, «попросить старческих молитв и благословения». Он же, когда узнал, что хотят возродить Снетогорский монастырь, очень обрадовался: «Я тут 37 лет живу и так скорблю, так скорблю, что насельников нет, а теперь я так рад, такой будет монастырь, лучше, чем Пюхтицы».

В обитель матушка принимала всех – и молодых, и пожилых, и немощных, помня благословение своих духовников «никому не отказывать». Дух любви и сострадания – вот что в первую очередь пыталась она взращивать здесь. Сама была проста в общении, скромна, искренна. Ее знали как усердную молитвенницу, и многие шли к ней именно за этим. Приезжали целыми семьями, причем не только из России, но и из-за рубежа. Она полностью оправдывала свое имя Людмила – людям милая.

Праздности не любила и не была белоручкой, воспитывала молодых сестер собственным примером – сама перебирала картофель, убирала монастырскую территорию, украшала храм. Почти до последних своих дней ежедневно молилась с сестрами за богослужением, читала на клиросе. По воскресеньям матушка Людмила ввела в молитвенное правило чтение двенадцати псалмов – чин, принесенный ею из Вознесенского собора Ельца, в окрестностях которого она родилась в 1938 году.

 

Истоки

Ее отец, Тихон Семенович Ванин, погиб в финскую войну, и матери, Клавдии Георгиевне, пришлось в одиночку растить шестерых детей. Впереди была страшная война, и только молитва и помощь Божия не дали семье пропасть. Дети видели пример матери-молитвенницы. Именно отсюда истоки веры матушки Людмилы. С девяти лет она за сорок километров от родного дома ходила с мамой в монастырь святителя Тихона Задонского, в честь которого был назван ее отец. А когда ей исполнилось 18 лет, стала посещать святыни в более удаленных местах. В одном только Почаеве она побывала десять раз, лично знала преподобного Амфилохия Почаевского, прославившегося даром исцелений.

Когда ей исполнилось 24 года, матушка пришла в Вознесенский собор Ельца, настоятелем которого служил архимандрит Исаакий (Виноградов), он и стал ее духовным отцом. В храме было шесть престолов, в нем одновременно могли собраться более семи тысяч прихожан. Здесь она проработала ровно тридцать лет. Сначала на регистрации треб 12 лет, потом старостой собора 13 лет и пять лет читала и пела на клиросе. Архимандрит Исаакий называл ее «мой Суворов».

В Олимпийском 1980-м владыка Исаакий постриг ее в монахини с именем Людмила (в миру она была Любовью), в честь святой княгини Людмилы Чешской. Тогда он предсказал своей духовной дочери, что через нее «очень много людей придет в монастырь», что и сбылось. Она собрала большую монашескую семью – сто сестер. В ее обители были воспитаны настоятельницы других обителей – Спасо-Елеазаровской, Творожковской, Феофиловой пустыни. 

 

Обновление

При игумении Людмиле Снетогорский монастырь преобразился. После многолетних переговоров с властями обители передали собор Рождества Пресвятой Богородицы с уникальными фресками XIV века, начались реставрационные работы при поддержке государства. Был возведен новый восточный корпус с домовым храмом во имя преподобного Иоасафа. Обновилось внутреннее убранство Никольской церкви. Реконструированы келейные корпуса. Дошли руки и до подворья в деревне Замошье, где был обустроен храм во имя святителя Тихона Задонского.

 

В 1825 году А. С. Пушкин, интересуясь  псковскими древностями, приезжал в Снетогорский монастырь

 

В течение многих лет, несмотря на свой возраст, матушка Людмила возглавляла крестный ход от Снетогорского монастыря до Троицкого собора в день памяти святой равноапостольной Ольги, покровительницы Пскова.

Неистребима была тяга настоятельницы к паломничеству. Она возила сестер монастыря по святым местам Псковской земли, в Санкт-Петербург. Посещали они и Новгородские святыни, бывали у известного старца архимандрита Илариона (Приходько), ездили к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит. А когда посещали святые источники, матушка собственноручно обливала монахинь святой водой.

Она не раз награждалась церковными наградами. И не раз тяжело болела. Однако милостью Божией болезнь отступала, и настоятельница продолжала свой нелегкий труд. В 2013 году болезнь не захотела отпускать, и прямо в больничной палате матушка была пострижена в великую схиму с прежним именем. Господь забрал ее на Светлой Седмице, 14 апреля 2015 года, на 77-м году жизни. Игумению Людмилу похоронили напротив алтаря собора Рождества Пресвятой Богородицы.

 

Из истории монастыря

Снетогорская обитель находится недалеко от Пскова, на вершине горы Снятная, которую огибает река Великая. Название горы произошло от маленькой рыбки снеток, заходившей в залив у горы во время нереста.

Рождества Богородицы Снетогорский монастырь – один из древнейших на Псковской земле. Он был основан преподобномучеником Иоасафом и святым благоверным князем Довмонтом-Тимофеем, которого горячо любили псковичи, с которыми он 33 года прожил в мире и согласии, управляя Псковом. Довмонт был женат на дочери великого князя Димитрия, внучке святого благоверного князя Александра Невского.

На протяжении многих лет князь Довмонт защищал северо-западную границу Русского государства и одержал немало побед над неприятелем. Перед каждым сражением он приходил в храм, клал свой меч у подножия святого престола, после чего духовник благословлял князя и сам препоясывал ему меч.

В летописях Снетогорский монастырь впервые упоминается под 1299 годом, когда на Псков внезапно напали ливонские рыцари. В это страшное время обитель была полностью разорена, а ее игумен отец Иоасаф, священник Константин и семнадцать иноков были сожжены в храме. Когда князь Довмонт узнал об этом, он сразу вышел с дружиной навстречу врагам и прогнал нечестивцев за пределы Русской земли. Святые мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского покоятся в Троицком соборе Пскова.

 

Святыни монастыря: мощевик с частицей мощей преподобномученика Иоасафа Снетогорского; иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, святителей Николая Мирликийского и Тихона Задонского; иконы Божией Матери «Тихвинская», «Иверская», «Снетогорская»; икона преподобного Макария Желтоводского с частицей мощей, переданная монастырю Патриархом Кириллом

 

Главный храм обители в честь Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен в камне в 1312 году. И уже в следующем году его расписали прекрасными фресками, которые дошли до наших дней. Ныне это единственный сохранившийся памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века.

Спустя два столетия в монастыре появилось еще два храма – во имя святителя Николая с трапезной и церковь-колокольня в честь Вознесения Господня, так называемый Снетогорский столп, высотой 63 метра. Монастырь был духовным и монашеским центром Пскова. Из него вышли знаменитые монахи – преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, которые основали свои обители – Спасо-Елеазаровскую и Крыпецкую.

В 1472 году в Снетогорской обители останавливалась византийская царевна Софья Палеолог – невеста великого князя Московского Ивана III, направлявшаяся из Рима в Москву. После молебна в Рождественском соборе она надела царские одежды и торжественно въехала в Псков через Варлаамские ворота.

За свою более чем 700-летнюю историю Снетогорский монастырь не раз подвергался нападению врагов и был разорен. Случались и крупные пожары. Однако по молитвам Богородицы и местных святых обитель возрождалась.

 

Это конец?

С началом Северной войны положение резко ухудшилось. А в 1710 году произошел еще и крупный пожар, уничтоживший в числе прочего архив документов со времен основания обители. Последний удар был нанесен Манифестом о секуляризации церковных земель, подписанным Екатериной II. В результате в 1804 году монастырь упразднили. На его месте устроили загородный архиерейский дом. Здесь с 1816 по 1822 год жил архиепископ Псковский (позднее Митрополит Киевский) Евгений Болховитинов. Это был не только церковный деятель, но и серьезный историк и писатель, автор «Истории княжества Псковского» и других книг. 

После революции архиерейский дом разорили. Рождественский собор, несмотря на то что он числился памятником старины, остался без купола, кровли и оконных рам. На территории обители разместился дом отдыха.

В годы Великой Отечественной войны в зданиях монастыря поселились немецкие офицеры. В Никольском храме фашисты устроили зал собраний, в Рождественском соборе – винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви – гараж.

После войны в стены обители вернулся дом отдыха. При этом Рождественский собор отдали в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Началась его реставрация. 

Монастырь был передан Церкви в 1993 году. Датой его возрождения считается день памяти святителя Тихона Задонского, 26 августа 1993 года, когда в монастыре отслужили первый за многие годы молебен. Первая Божественная литургия состоялась 21 сентября, на Рождество Пресвятой Богородицы, в храме святителя Николая.

Сегодня обитель возглавляет новая настоятельница – игумения Татиана (Пашкова), воспитанница Спасо-Елеазаровского монастыря. Из ста монахинь, проживающих сейчас в Снетогорском, половина уже в преклонном возрасте, многие живут в монастырской богадельне. Обитель остро нуждается в материальной поддержке. Средства нужны на реставрацию Рождественского собора с его уникальными фресками, сестры хотят восстановить Вознесенскую церковь-колокольню. В срочном укреплении нуждается аварийный осыпающийся склон горы, над которым возвышается Южная башня монастырской стены.

Хозяйственных проблем немало, и сестры пытаются их решить. Но главное дело монахинь – это молитва. Каждый день восходит она к Богу. Не случайно нескончаемым потоком идут в Снетогорскую обитель люди, унося с собой душевный покой и самые светлые впечатления.

 

Полезная информация:

Адрес монастыря: 180020, Псков, Снятная Гора, д. 1

Тел.: 8 (8112) 75-01-25

Церковная лавка (запись на экскурсию): 8 (951)754-41-03

E-mail: snetogor@mail.ru

Cайт: www.snetogor.ru

При монастыре действует гостиница. О размещении нужно договариваться за несколько дней.

Тел.: +7 (921) 000-48-43 – гостиничная сестра, послушница Людмила.

+7 (911) 362-35-44 – благочинная монастыря, монахиня Димитрия.

При поселении необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, с фотографией (паспорт или водительские права).

Желательное пожертвование за первые сутки пребывания в обители – 300 руб, остальные дни бесплатно (в том случае, если несете послушание в монастыре).

Галина Дигтяренко, фото Светланы Серебрянской

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне

Амурская Похвала и мира Заступница

Амурская Похвала и мира Заступница

Память Албазинской иконы Божией Матери