Никольский храм
Никольский храм стал духовным мостом между русским и болгарским народами
Строительство храма
Крестный ход
Владыка Серафим за работой
Свято-Николаевский собор остался в подчинении Патриарха, получив статус подворья Русской Православной Церкви
Реставрационные работы
Так выглядит алтарная часть после ремонта
Хор Свято-Николаевского собора — один из лучших в Софии
Настоятель храма архимандрит Филипп
Крипта владыки Серафима |
Нарядный Никольский храм, похожий на царский терем, в Софии называют русским. Недавно он торжественно отметил свой юбилей. При российском посольстве История храма восходит к 1878 году, когда Россия одержала победу в русско-турецкой войне. В этом же году были установлены дипломатические отношения между Российской империей и Болгарией. В Софии открылась русская дипломатическая миссия, и при ней было решено строить храм во имя Святителя Николая. Софийский городской совет выделил участок земли в 1400 кв. м, а средства на строительство поступили из российской казны и от добровольных жертвователей. На закладку храма в 1907 году прибыл великий князь Владимир Александрович – сын царя-освободителя Александра II. Проект посольского храма разработал академик М. Преображенский, широко известный за рубежом как автор русских церквей в Вене, Ницце, Флоренции и многих других европейских городах. Украшение Софии Возведение храма продолжалось до 1911 года, а затем еще в течение двух лет его расписывали художники и иконописцы. В результате в центре Софии был создан великолепный памятник архитектуры. Пятиглавый храм, построенный в русском стиле, покрывала поливная зеленая черепица, фронтоны южного и северного крыльца украшали майоликовые образа Святителя Николая и князя Александра Невского. Во внутреннем убранстве особое внимание привлекали одноярусный майоликовый иконостас и настенные росписи темперой. В церковной звоннице были установлены специально изготовленные для храма колокола. В ноябре 1914 года храм был освящен в честь Святителя Николая. Однако как посольская церковь просуществовал недолго. В годы Первой мировой войны русские дипломаты были вынуждены покинуть Софию. Настоящее братство После октябрьского переворота в Болгарию хлынул поток русских беженцев. Лишенные родины люди искали помощи и поддержки в первую очередь в православных приходах. При Никольском храме было создано братство, помогающее нетрудоспособным и мало имущим эмигрантам. Прихожане распределяли между ними денежные средства, полученные от сбора пожертвований, обеспечивали одеждой и продуктами. Больным старались организовать бесплатное лечение, безработных – трудоустроить. В 1934 году между СССР и Болгарией были установлены дипломатические отношения. Остро встал вопрос о закрытии храма и передаче его советским властям. Чтобы этого избежать, было принято решение отдать его под опеку Болгарской Церкви. Общине бывшего посольского храма пришлось переехать в другое здание. Во время Второй мировой войны София сильно пострадала от бомбежек и обстрелов. Не избежала такой участи и церковь, куда переехал приход Никольского храма. В полуразрушенных стенах в ней ни на день не прекращалась молитва при свечах и лампадах. И была услышана. Война закончилась победой, а красавец-собор, чудом уцелевший во время бомбежек, в 1946 году вернули русской общине. Пророчество старца Самым почитаемым настоятелем за всю историю храма был архиепископ Серафим (Соболев). Он окормлял прихожан в сложнейшие для общины годы и сумел сохранить не только сам приход, но и православные литургические традиции. В Болгарию владыку привел Промысел Божий в далеком 1921 году. …Будущий архиепископ закончил семинарию у себя на родине, в Рязани, затем учился в Санкт-Петербургской духовной академии, где принял монашеский постриг с именем Серафим. В 1912 году был назначен ректором Воронежской духовной семинарии. После революции в Воронеже начались преследования духовенства. Пришедшие к власти большевики повсеместно закрывали монастыри, оскверняли мощи святых, зверски убивали монахов и верующих. Необходимо было принимать решение – оставаться на родине или уходить вместе с армией Деникина. Отец Серафим был знаком с оптинскими старцами, часто посещал их, один из них был его духовником. Батюшка обратился за советом к прозорливому старцу Аарону. «Не беспокойся, ты попадешь в хорошую сторонушку», – сказал он. «Как же мне понимать ваши слова?» – спросил отец Серафим. «Попадешь – узнаешь», – был ответ старца. «В хорошую сторонушку…» Дальнейший путь будущего настоятеля Никольского храма лежал сначала в Крым, затем в Константинополь. В Симферополе в 1920 году отец Серафим возглавил Таврическую духовную академию и был рукоположен в епископа Лубенского. Однако обстоятельства складывались таким образом, что дальнейшее пребывание на Крымской земле с каждым днем становилось все более опасным, и владыка отбыл в Константинополь. Там он получил новое назначение – преподавать догматику на греческом языке в Высшей Духовной школе на острове Халки. «Вот и попали мы, Ваше Преосвященство, в хорошую сторонушку!» – сказал владыке близкий ему священнослужитель. «Постой, здесь же турки, мусульмане, какая же это хорошая сторонушка! – возразил владыка. – Погоди, даст Бог, увидим еще хорошую сторонушку!». В 1921 году владыка Серафим был назначен настоятелем храма Николая Чудотворца в Софии. Патриаршее подворье В годы Второй мировой войны, когда Болгария формально была союзницей Германии, архиепископ Серафим не служил молебнов о победе Германии. Не благословлял он и русских эмигрантов вступать в любые воинские формирования, воевавшие против России. Он оставался настоящим патриотом своей родины. После войны владыка Серафим даже счел для себя возможным принять советское гражданство, поскольку видел, что в годы страшных испытаний правительство Советов изменило свое отношение к Церкви. В апреле 1945 года он обратился лично к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, заявив о своем желании воссоединиться с Матерью Церковью и принять юрисдикцию Московского Патриархата. Владыка просил оставить его патриаршим представителем в Болгарии, так как он «сроднился со своею паствою, со своими духовными детьми, не только русскими, но и болгарами». Патриарх Алексий подтвердил в своем указе полномочия архиепископа Серафима по управлению семью приходами в Болгарии как представителя Московской Патриархии. Однако после кончины владыки в 1950 году местное духовенство выразило недовольство таким положением дел. Идя навстречу Болгарской Православной Церкви, в ноябре 1952 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о прекращении русского благочиния в Болгарии и передаче храмов и монастырей под пасторскую заботу братской Церкви. И только Свято-Николаевский храм в Софии остался в подчинении Патриарха Московского и всея Руси, получив статус храма-подворья Русской Православной Церкви. Мудрый пастырь Все годы пребывания в Болгарии архиепископ Серафим оставался и для русских, и для болгар добрым пастырем, к которому тянулись верующие из разных уголков страны. Одна из его духовных дочерей вспоминала: «Когда владыка входил в алтарь, то он всех собирал и поднимал к Богу». Силу молитвы владыки знали все его духовные чада. После беседы с пастырем люди, принесшие ему свою боль или обиду, уходили из храма утешенные и умиротворенные. По его молитвам отступали самые тяжелые болезни, разрешались, казалось бы, неразрешимые проблемы. Многие считали владыку духовно прозорливым, но сам он всегда скромно отнекивался, говорил: «Это случайное совпадение».
За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал к любви и всепрощению, предупреждал об опасности раскола и отхода от истинной веры. Для многих верующих его книги стали настоящим откровением. К 1950 году приход Никольского храма насчитывал свыше 500 человек. А после кончины владыки благодаря частым случаям его чудесного заступничества в храме стало еще многолюднее. Тысячи и тысячи верующих до сих пор идут поклониться подвижнику истинной веры. «А вы пишите мне письма» В крипте храма Николая Чудотворца рядом с гробницей архиепископа стоит деревянный ящик, в который верующие опускают записки с просьбой о молитвенной помощи владыки. Владыка Серафим еще при жизни в утешение своим ученикам советовал после его кончины писать ему «письма». И всем, кто с сердечной молитвой обращается к Господу, владыка помогает. Свидетельства этой чудесной помощи на протяжении уже многих лет собирают прихожане Никольского храма. Никогда не забуду, как я сдавала летнюю сессию 1993 года. Я усердно готовилась к экзаменам, но предметы были такие сложные, что была уверена – провалюсь. В утешение молилась владыке Серафиму и ходила на его могилку. И вот я на экзамене. На каждый вопрос профессора в моей голове вдруг “появлялся” правильный ответ, как будто мне его кто-то диктовал. Слыша вопросы, которые задавали другим студентам, я точна знала, что не смогу на них ответить. Но вот их адресуют мне, и я безошибочно отвечаю! За те экзамены я получила очень высокие баллы. Благодаря помощи владыки Серафиму и милости Божьей я вошла в число лучших студентов университета А.Г., студентка Софийского университета святого Климента Хочу рассказать о том, что случилось со мной в декабре 1995 года. Накануне Нового года мы возвращались с мужем домой из Германии. Стоял густой туман, а дороги не чищенные, потому что в Западной Европе были праздники. Муж вел машину, я мысленно молилась и, наверное, заснула. Передо мной явился старец в белой одежде и с белыми волосами, держит в руке жезл и что-то говорит мне, как будто уговаривает. Очнулась я, смотрю, муж опустил голову на руль – спит, а машину уже повело влево, на встречную полосу. Я стала трясти мужа – проснись! Слава Богу, все обошлось. Тогда я еще не знала, что нас спас батюшка Серафим. Спустя некоторое время одна моя знакомая привела меня в русский храм. Я захожу в крипту и вижу – вот он, мой спаситель! Батюшка Серафим смотрит с портрета, улыбается. Я упала на надгробие и долго его целовала. М. Г. В августе 1984 года моя жена, матушка Марина, обнаружила опухоль в левой груди. Результаты биопсии установили: рак груди. С тяжелым чувством мы поехали в Софию на прием к врачам. Упрекая нас, что мы очень поздно к ним обратились, врачи назначили день операции. Когда больные увидели нас в отделении, стали говорить: “Если священник привел к нам свою жену, значит — Бога нет”. После осмотра мы долго ходили по Софии, понимая, что нам остается надеяться только на чудо, и вдруг оказались около русской церкви Святителя Николая Чудотворца. У гробницы владыки мы зажгли свечи и долго молились. Я положил на гроб записку: “Батюшка, помилуй матушку Марину и помоги ей”. После этого взял масло из лампадки у гроба и помазал лоб матушки и больное место. И вот настал день операции. Опухоль вырезали и тут же отправили на исследование. И, о чудо! Диагноз не подтвердился! Но это не все. В тот день прооперировали еще двух молодых женщин. У обеих рака также не обнаружили. Изумлению врачей не было предела: “Как же это возможно?” И тогда от скептиков я услышал совсем другие слова: “Есть Бог! Есть!” Вот уже девять лет моя дорогая матушка жива и здорова! Слава Господу нашему и владыке Серафиму, который услышал наши молитвы и помог нам. Отец Н., священник с. Тетово, около города Русе В блокнот паломнику: Подворье Русской Православной Церкви в Софии Храм Святителя Николая Чудотворца Адрес: г. София, 1000, бул. «Царя Освободителя», д. 3 Тел.: +3 59 2 986 27 15 Татьяна Кашина |