Тот, кто побывал в Иоанно-Богословском монастыре под Рязанью, никогда не забудет царящую здесь светлую, радостную атмосферу. Святой апостол, в честь которого названа обитель, разливает свою любовь повсюду.
Мальчик и Хинарь
Монастырь расположен на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово, в 25 километрах от Рязани. В конце XII столетия в эти края пришли первые монахи, выходцы из Византийской империи, чтобы помочь местным священникам в распространении Евангелия на Руси. Монахи поселились рядом с источником и вырыли в соседнем холме пещерный монастырь – двухъярусный комплекс с коридорами, кельями и большой церковью посередине. Сейчас попасть в пещерный монастырь практически невозможно, земля наполовину осыпалась. В последние годы сюда несколько раз спускались любители-спелеологи, но и для них это занятие небезопасное.
Византийские монахи принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную еще в VI веке. История этого образа такова. В те времена в предместье Константинополя жил один мальчик, сирота. Чтобы прокормиться, он нанимался пасти гусей, а сам мечтал научиться писать иконы. Над воротами, через которые он выводил гусей, висел образ Иоанна Богослова, и мальчик старался пальцем или тросточкой перерисовать изображение на песке. У него не получалось, он заглаживал рисунок ладошкой и снова начинал рисовать. За таким занятием он провел около трех лет. И Господь, видя его усердие, послал ему в видении апостола Иоанна.
«Хочешь стать иконописцем?» – спросил апостол мальчика. «Да! Это мое давнишнее желание». Тогда святой Иоанн написал письмо к придворному иконописцу по имени Хинарь: «Я, возлюбленный ученик Господа нашего Иисуса Христа, повелеваю тебе, Хинарь, взять этого мальчика к себе в ученики. Научи его писать иконы лучше себя самого». И подписался: «Апостол Иоанн Богослов». Мальчик разыскал иконописца и отдал ему письмо. Хинарь, прочитав его, взял мальчика к себе домой, но открывать секреты искусства не стал. Вместо этого нагружал его хозяйственными делами по дому, а еще заставлял готовить краски в мастерской.
И вот в Константинополе построили новый храм в честь Иоанна Богослова, и Хинарю сделали заказ – написать икону апостола. Он пошел посмотреть, где будет помещен образ, а мальчик остался в мастерской один, продолжая заниматься красками. Рядом стояла приготовленная доска. Вдруг перед ним засиял свет, в ореоле которого явился Иоанн Богослов. «Я хочу, чтобы не Хинарь, а ты на этой доске написал мой образ», – сказал он. «Я не смогу, Хинарь ничему меня не учил, у меня не получится», – испугался мальчик. Тогда Иоанн Богослов вставил в его руку кисточку, перехватил запястье своей рукой и стал водить по доске. Так, с помощью апостола мальчик написал замечательную по своей духовной красоте икону.
По дворцу поползли слухи, что к Хинарю пришел ученик и стал писать иконы лучше его самого. Император, узнав об этом, забрал икону во дворец, от нее стали совершаться чудеса. Именно этот образ Иоанна Богослова византийцы передали в благословение новокрещенной Русской земле, когда Патриарх Константинопольский благословлял греческих монахов отправиться на Русь.
Под охраной Батыя
К 1237 году Иоанно-Богословская обитель находилась в цветущем состоянии. Были построены храмы и келии. Обитель имела благолепный вид. Это привлекло сюда хана Батыя. В декабре он напал на Рязанское княжество и пять суток осаждал старую Рязань, после чего полностью уничтожил город, не пощадив никого. То же самое могло произойти с монастырем, монахи стали призывать на помощь Иоанна Богослова. Апостол явился Батыю и так устрашил его, что хан приехал в обитель и сказал братии: «Живите на этом месте спокойно, ничего не бойтесь, отныне я буду охранять ваш монастырь». И приложил к иконе Иоанна Богослова ханскую золотую печать. Свое слово он сдержал: пока Батый владел Русской землей, монахи жили спокойно. 416 лет ханская печать оставалась подвешенной к образу святого апостола. Затем ее употребили на позлащение церковной кандии для соборного храма Рязани. Икона оставалась в обители до 1930-х годов, а потом исчезла. Монахи спрятали образ от гонителей веры, и его местонахождение сейчас неизвестно.
После Батыя на монастырь стали нападать то крымские татары, то шайки разбойников из мордовских лесов. Терпение монахов истощилось, и они ушли с иконой апостола Иоанна на южную окраину губернии под защиту русских пограничных дружин. На новом месте в селе Высоком они решили устроить новую обитель, поставили в храме икону Иоанна Богослова, но она исчезла. Кто-то из селян нашел знакомый образ на старом месте в веточках дуба, который рос там, где сейчас находится алтарь Богословского собора. Селянин рассказал об этом игумену с братией, те посовещались и единодушно решили, что апостол зовет их назад. И вернулись. С того времени монахи жили здесь неисходно. А дуб до самых морозов не хотел сбрасывать зеленую листву. Его потом пришлось спилить, чтобы построить храм. Со сруба сделали спил, из которого получилась доска на престол. Она оказалась очень большой – в полный рост взрослого человека. Вот такой был могучий дуб.
Реформы и благотворители
В 1764 году Екатерина Вторая провела реформу, согласно которой все церковные земли ото шли государству, а около половины монастырей вообще упразднили. Иоанно-Богословский монастырь лишился своих земельных угодий. Обитель была причислена к третьему штату, на ее содержание из казны выдавались очень незначительные средства. В монастыре разрешалось жить только 12 монахам. В результате уже через сто лет здесь остались лишь несколько старичков, здания сильно обветшали.
Нововведения Екатерины II привели к тому, что монастырь сильно обветшал и в нем почти не осталось монахов
Ситуация стала меняться с 1860-х годов. В соседнем селе Костино купил дачу московский купец первой гильдии Давид Иванович Хлудов. Человек состоятельный и боголюбивый, он обратился к архиерею: «Владыка, я хочу ваш Богословский собор поновить». Этот собор находился в очень плачевном состоянии. Благодаря Давиду Ивановичу он был восстановлен.
Появился у обители и новый настоятель – иеромонах Виталий (Виноградов), ставший впоследствии архимандритом. Он прожил почти сто лет и около пятидесяти управлял обителью. При нем монастырь стал общежительным, а число монахов превысило сто человек.
Купец Хлудов продолжал помогать обители – он построил Успенский храм, братский корпус, школу, двухэтажную монастырскую богадельню на 120 человек. Сейчас это единственный в Рязанской области хоспис. Здание так и не передали монастырю, но иеромонахи приходят сюда причащать больных, а послушники – беседовать и готовить их к причастию.
Когда после смерти Давида Ивановича подняли его расходные бумаги, оказалось, что он потратил на храмы и монастыри два с лишним миллиона царских рублей.
«Мы были похожими на вас»
Монастырь закрыли в 1931 году. В его зданиях размещалось ремесленное училище, затем училище механизации сельского хозяйства и школа. А в 1970-е годы областное управление МВД устроило в стенах обители свои склады. По выходным дням, когда начальство уезжало, охранники раскапывали могилы на монастырском кладбище – искали серебро и золото. Кости они бросали на поверхность и присыпали землей. Когда в 1989 году в обитель вернулись монахи, они собрали эти останки. Поначалу хотели их захоронить в братской могиле, но архимандрит Авель, наместник обители, распорядился по афонскому обычаю положить их в костницу. Так и сделали, костницу поместили в храме преподобного Серафима Саровского. Здесь же почивают честные останки трех предыдущих игуменов обители – архимандритов Виталия, Тихона и Зосимы, которых почитают как подвижников благочестия.
Слева от алтаря находится могила архимандрита Авеля, восстанавливавшего обитель после возвращения ее Церкви. «Когда батюшка Авель был жив, – рассказывает иеромонах Мелхиседек, – он после заупокойной литии произносил поучения как бы от имени усопшей братии: “Мы были похожими на вас, а вы станете похожими на нас. Тела ваши разрушатся до костей, и вещи, которые вы собирали, в прах обратятся. Поэтому собирайся с вами навсегда. А вещи эти – христианские добродетели”».
Ниточки от ризы Богородицы
Главный храм обители – Иоанно-Богословский – построен в середине XVII века. Именно здесь и находилась древняя чудотворная икона святого апостола. Сейчас на ее месте установлена копия с другой иконы апостола Иоанна, XVII века, также некогда принадлежавшей монастырю, а ныне пребывающей в Архангельском соборе Рязанского кремля. Рядом – икона великомученика и целителя Пантелеимона, а под ней мощевик, где собрано более 120 частиц святых угодников. Слева от царских врат – чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская». Под правым рукавом Богородицы, у кисти, спрятан мешочек, в котором хранится несколько нитей от Ее ризы. Паломникам разрешают подняться на солею и приложиться к образу.
До реконструкции Богословского храма в 1860-е годы он был двухэтажным, нижний престол был освящен во имя святителя Николая, а верхний – во имя апостола Иоанна Богослова. В советское время все переделали – вверху устроили клуб, внизу поставили станки, которые грохотали и раскачивали стены. Как-то пришел в храм мужчина и, показывая на канун, говорит: «Вон там у меня станок стоял, я молотки делал, а еще финки, но это неофициально».
«Когда в 1989 году Богословский храм освящали вновь, купол и крест поставили за несколько часов до приезда архиерея. После того как храм освятили, наместник архимандрит Авель пошел охранять алтарь. Потому что купол был, а дверей и окон еще не было, по территории тем временем ходили коровы, овцы и разные “субъекты Российской Федерации”», – рассказал иеромонах Мелхиседек.
Спасает от недуга пьянства
Одна из главных святынь монастыря – икона Божией Матери «Знамение» Корчемная, которая хранится в алтаре на престоле Успенской церкви. По воскресеньям после литургии ее выносят на середину храма и служат молебен, после которого все желающие могут приложиться к чудотворному образу.
Икона принадлежала одной рязанской вдове. Потеряв мужа, она стала унывать и впала в недуг пьянства. Пропив все вещи, женщина решила продать икону Божией Матери и принесла ее в корчму. Корчемник отговаривал несчастную, но та пообещала выкупить икону. Утром женщину стала мучить совесть. Она собрала все имеющиеся у нее деньги, забрала из корчмы икону и принесла ее домой. А ночью образ исчез. Женщина бросилась в корчму и там увидела икону. «Кто тебе ее принес?» – спросила она у хозяина. Он подвел ее к образу и сказал: «Спроси у Царицы Небесной, как Она здесь очутилась». Тогда женщина упала на колени, залилась слезами и стала просить у Матери Божией прощения. Икона так и осталась у корчемника, а женщина бросила пить. Узнав об этом, люди стали приходить в корчму и жертвовать деньги на неугасимую лампаду перед образом Богородицы, многие исцелялись от пьянства.
В советское время икона хранилась в церкви Симеона Столпника в Рязани. Как-то пришли туда комсомольцы, чтобы ограбить храм под видом помощи голодающим Поволжья. Один юноша, Димитрий Серебряков, вцепился в ризу Корчемной иконы (а риза была золотая с бриллиантами) и хотел снять ее, но вдруг вспомнил, как мальчиком ходил с бабушкой и мамой молиться перед этим образом. И ему захотелось спасти его. Он забрал икону домой, объяснив подельникам, что у него дома инструменты лучше, а потом принес только ризу с вынутыми камнями и сказал, что икона от древности рассыпалась. С того времени образ находился у Серебряковых, потом перешел к одной верующей женщине из Рязани и в конце концов попал к архимандриту Авелю. А он принес икону в монастырь.
В Успенском храме находится также чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XIX веке на Афоне. Ее подарили одному русскому паломнику в 1980-е годы, и он держал ее у себя в московской квартире. Позже он стал насельником Богословского монастыря, принял схиму и после смерти был похоронен у малой шатровой колокольни. Это отец Климент, в миру Разуев Виктор Алексеевич.
От первого лица: «Планы на будущее: продолжать спасаться»
В дни, когда в Иоанно-Богословском монастыре отмечали престольный праздник, мне удалось встретиться с настоятелем обители игуменом Исаакием (Ивановым) и задать ему несколько вопросов.
– С первых минут в монастыре ощущается особый дух – дух оптимизма, радости, любви. Как Вам это удается?
– Здесь действительно место благодатное, и говорят об этом многие. И это не наша заслуга. Обитель восемьсот лет стоит на этом месте, и все это время здесь возносилась молитва, место намоленное. Если вы находитесь там, где многократно совершался грех, то невольно чувствуете зловещую, чудовищную атмосферу. И наоборот. Где много лет молились монахи, да и просто христиане, там светло, туда привлечена благодать Божия. Даже в советское время, когда монастырь был поруган, многие люди, приходящие сюда, понимали, что они в святом месте.
Прилепляйтесь ближе к Богу, Он – источник радости, бодрости и, без сомнения, оптимизма. Если Христос умер за нас, проложил нам путь к воскресению, к спасению, то, что бы в этой жизни ни произошло, это все пройдет. А Царство Божие впереди. К нему надо идти.
– Похоже, у Вас в монастыре традиция – быть бодрым.
– Да. Быть бодрым всегда. Всегда радуйтесь, за все благодарите, непрестанно молитесь – заповедует апостол. Оттого что мы примем какой-то напыщенный вид, лучше не станет. Помолись Богу своему втайне, то есть зайди в келью свою и там можешь поплакать, посетовать на скорби. Господь эти скорби покроет, растворит, и пойдешь дальше радостный и бодрый. Но скорби есть у каждого монаха. Все приходится претерпевать, стараемся это никому не показывать. А зачем? Не надо. Утрись и дальше иди, шагай бодро.
– Трудно ли быть настоятелем?
– Этот вопрос перекликается с вопросом: «Трудно ли быть монахом?». Настоятель – он тоже монах и должен им быть в первую очередь. А монахом быть все-таки трудно. Но нас к этому призвал Господь.
В нашем монастыре более 20 человек братии, и нужно быть для всех отцом. А это трудно, потому что надо и о своем спасении заботиться, и других к этому призывать. Очень трудно осознавать на себе груз ответственности, понимать, что Господь доверил тебе управлять монастырем и за это доверие обязательно спросит. И самое трудное – переживать моменты, когда ты чувствуешь, что не соответствуешь этому доверию, не дорабатываешь, хотя и стараешься. Но с Божией помощью все по силам. Без Него и малой части не сделал бы, потому что как монах я должен сидеть в келье, как священник – совершать службы, постоянно общаться с братией и прихожанами, а как настоятель обязан еще и административно-хозяйственные вопросы решать. Если посмотреть со стороны, это невозможно, а Господь как-то управляет. Как – сам не знаю.
– Где Вы черпаете силы?
– Только у Него, у Господа. У Иоанна Богослова. Матерь Божия заступается. А иногда… Мы всегда поминаем отца Авеля, во всем берем с него пример. Я был знаком с ним, видел его всегда радостным и бодрым, за редким исключением. Вот такие примеры тоже придают сил. Видя благочестивых людей, которые, не сгибаясь, несут или когда-то несли не меньший, а наверняка больший подвиг, понимаешь, что это все-таки по силам человеку. А раз человеку по силам, значит, и ты трудись.
– Что для монаха сейчас самое главное?
– Спасение. Для монаха важно соединиться с Богом, а для этого нужно очищаться от грехов и страстей. И монастырская жизнь должна этому способствовать. Самое главное, чтобы в любом монастыре было монашеское делание. Помимо всех внешних, хозяйственных забот, административных и социальных проектов. Самое главное – это монашеская жизнь, в которой человек, монах, находит путь ко Христу.
– Каковы планы на будущее?
– Продолжать спасаться.
Полезная информация:
Адрес Иоанно-Богословского монастыря: 391132, Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово
Тел.: (4912) 24-04-33
Тел./факс: (4912) 24-04-19
Паломнический центр – бронирование номеров: 8-906-544-93-50
Экскурсии для паломнических групп: 8-906-548-03-30
E-mail: ioann.ryazan@mail.ru
Сайт: www.obitel-bogoslov.ru
Галина Дигтяренко, фото Олега Серебрянского