У подножия Кавказских гор

История с географией

У подножия Кавказских гор

Северная Осетия. Много ли мы знаем об этой республике, расположенной близ южной границы нашего государства?

Северная Осетия. Много ли мы знаем об этой республике, расположенной близ южной границы нашего государства?

Алания — так благозвучно называлась Северная Осетия издревле. Центральная часть республики — Осетинская наклонная равнина, к северу от которой расположены низкогорные хребты: Сунженский и Терский, а за ними - Моздокская равнина. С юга на север высокогорье пересекают живописные, в прошлом густонаселенные ущелья. По ним и их боковым ветвям пролегают русла многочисленных горных рек, которые, соединяясь на выходе из гор, образуют полноводные реки: Терек, Урух, Ардон и другие. Красота этих мест многократно воспевалась классиками русской литературы, великие Пушкин и Лермонтов черпали здесь свое вдохновение.

Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской империи в 1774 году. Исторически эти земли были заселены аланами, предками современных осетин. Упоминания о первых аланских христианах относятся к I–II векам н. э., в IV веке на Северном Кавказе уже существовала Аланская епархия. Наибольший расцвет христианство получило здесь в X веке, приняв православие от Византии. Вплоть до монголо-татарского нашествия православие в Алании было государственной религией.

В XIII–XIV веках полчища Тимура-Тамерлана практически уничтожили весь аланский народ. Остатки разбитых алан были вынуждены надолго уйти в горы. В течение последующих 400 лет именно эти разрозненные группы старались сохранить христианские традиции. Однако в результате полной изоляции и отрыва от православных центров произошло смешение народных обычаев и преданий с исконно христианскими.

И сегодня одним из главных праздников в Южной Осетии является праздник в честь Уастырджи — мужского божества, покровителя воинов и путников, который, как и аланский бог войны, наделяется способностью обеспечивать удачу в военных предприятиях, безопасность в походах и т. п. В сознании осетин это божество ассоциируется со святым великомучеником Георгием Победоносцем, хотя, по мнению специалистов, это все же два разных создания Георгия.

Как бы там ни было, нынешние аланы считают покровителем Северной Осетии святого великомученика Георгия Победоносца. Множество святых мест связано с его образом. Построенный на пожертвования кафедральный собор Владикавказа освящен во имя св. вмч. Георгия Победоносца. Архитекторы и строители этого храма постарались восстановить облик Михайло-Архангельского собора Владикавказа, разрушенного в годы советской власти.

В ноябре 2010 года народ Осетии обрел частицу мощей св. вмч. Георгия Победоносца. Святыню доставили из Каира по благословению Патриарха Александрийского и всея Африки Феодора II. Это событие было воспринято с огромной радостью, сотни верующих встречали делегацию, чтобы в числе первых поклониться чудотворному дару.

После прибытия частицы святых мощей на осетинскую землю первый молебен был отслужен на мемориальном кладбище в Беслане, у «Древа скорби», посвященного жертвам сентябрьского теракта 2004 года. Затем реликвию доставили во Владикавказ, с ней верующие совершили крестный ход от въезда в город до Свято-Георгиевского кафедрального собора. Тогда собор не смог вместить всех желающих принять участие в торжественном богослужении. Из-за большого наплыва верующих доступ к святым мощам был открыт до самого утра. На следующий день ковчег с частицей мощей св. вмч. Георгия Победоносца облетел на военном вертолете всю территорию Северной Осетии, благословляя эту землю. В настоящее время ковчег хранится в Свято-Георгиевском соборе Владикавказа.

Другим чтимым и посещаемым местом в Северной Осетии является Аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Он расположен примерно в ста километрах от Владикавказа, в одном из красивейших мест Осетии — Куртатинском ущелье. Выбор места не случаен, ведь в пяти километрах от монастыря находилась церковь, в которой несколько веков хранилась главная святыня всего Северного Кавказа — Иверская Моздокская икона Божией Матери (список с афонской Иверской иконы). Она была написана при дворе святой равноапостольной царицы Тамары и привезена в конце XII — начале XIII века в дар осетинскому народу. Церковь три раза подвергалась огню, но святую икону каждый раз находили целой на горе неподалеку. Чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной ее чествования как чудотворной. До XVIII века икона пребывала в этом месте, но позже была утрачена. По народному преданию только после восстановления всех православных монастырей народ Осетии вновь обретет чудотворный образ.

За последние несколько лет монахами Свято-Успенского монастыря отстроен Иверский храм Пресвятой Богородицы (в честь этой иконы). Храм возведен с учетом всех традиций осетинского зодчества, являясь точной копией древних аланских храмов. Свято-Успенский мужской монастырь — самая высокогорная православная обитель на территории Российской Федерации. Первоначально, в 2000 году, монастырь находился в Беслане, тогда в обители служили всего два монаха. В 2003 году по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона (Докукина) монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где менее чем за год был восстановлен храм XIX века в честь Жен Мироносиц и построен братский корпус. Сейчас в монастыре служат 14 монахов. За короткое время монастырь превратился в один из главных духовных центров Осетии. Каждый год растет число верующих, посетивших его. Уже несколько лет совершаются массовые крещения в реке Фиагдон (недалеко от монастыря), которую называют Кавказским Иорданом. Только в этом году на праздник Крещения Господня в монастырь прибыли около 10 000 человек и более 1000 приняли крещение.

Велика тяга к вере и православным святыням у аланского народа. Желание более глубокого понимания cлова Божия вылилось здесь в необходимость чтения Евангелия не только на церковнославянском, но и на родном осетинском языке.

Попытки перевода Евангелия осуществлялись еще в XIX веке. В Царской России правительство и духовенство понимали глубокое значение христианства для народов Осетии. Так, в 1848 году был издан перевод Псалтыри и Четвероевангелия, чуть позже многочисленные переводы библейских книг и богослужебной литературы. Сегодня идет активная работа по переводу богослужения на осетинский язык. Переведен Ветхий Завет, молитвы «Отче наш», «Верую», «Иже херувимы», переводится Новый Завет. Вся эта кропотливая работа направлена на поддержание осетинского языка и привлечение еще большего числа верующих в стены православных храмов.

 

В блокнот паломнику:

 

Свято-Успенский мужской монастырь

Адрес: Россия, Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский р-н, Фиагдонское сельское поселение, с. Хидикус, д. 30

 

Кафедральный собор святого великомученика и победоносца Георгия

Адрес: 362003, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Барбашова, д. 38

Телефон: 8 (8672) 75-65-65

 

Татьяна Кашина

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне