В иудейской пустыне

История с географией

В иудейской пустыне

«Углубления пещер служат келлиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки подымаются от камней в виде пирамид…». Иоанн Фока, 1183 год.

«Углубления пещер служат келлиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки подымаются от камней в виде пирамид…». Иоанн Фока, 1183 год.

Недалеко от древнего города Иерихон, в нижней части долины Кельт Иудейской пустыни расположен один из старейших православных монастырей, названный именем преподобного Георгия Хозевита. Постройки обители выступают прямо из горной породы и словно ласточкины гнезда висят на отвесных скалах. Дух захватывает, когда смотришь на это. Дойти сюда можно только пешком. От арки, установленной рядом с главной трассой и обозначающей место, где расположен монастырь, начинается крутой спуск в глубокое ущелье. Не каждый может одолеть весь путь самостоятельно, таковым местные бедуины предлагают осликов, которые довозят ослабевших до ворот обители.

В библейские времена дорога из Иерусалима в Иерихон проходила по краю ущелья с ручьем Прат. Вдоль пути были построены акведуки, приводящие воду в плодородную долину Иерихона и сторожевые крепости.

В начале XII века здесь побывал русский паломник игумен Даниил, который записал в своем дневнике: «И есть от Иерусалима до Иордана 26 верст великих, 15 верст до Кузивы, идеже постился Иоаким неплодства ради своего; и есть место то в потоце глубоко у пути близ на левой руце тамо идуче. А от Кузивы до Иерихона 5 верст, а от Иерихона до Иордана 6 верст…»

 

Где скрывался Илья-пророк

История монастыря начинается в IV веке, когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению, поселились у пещеры, в которой скрывался от царя Ахава пророк Илия, пообещавший властителю: «…в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». В пещеру пророк Илия отправился, повинуясь Господу, который повелел ему идти «на восток и скрыться у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там». И действительно, «вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (Цар. 3, 17, 3–6).

Здесь же, согласно Преданию, праведный Иоаким молился Господу и сокрушался о своем бесплодии. От ангела он получил известие о том, что скоро у него и его жены Анны родится дочь, которая станет Матерью Бога. Праведная Анна прожила здесь остаток своей жизни.

Могила первых монахов сохранилась до наших дней, она находится под церковью святых Иоанна и Георгия Хозевитов, которую называют также часовней первомученика Стефана.

Между 480–520 годами сюда пришел монах Иоанн из Египта, который до этого подвизался в Фиванской пустыне. С его приходом монастырские постройки были расширены, и обитель превратилась в киновию. По месту, где она находилась, Иоанн получил прозвище Хозевит или Козиба.

Арабы называют обитель Дейр мар Джирис или аль-Хадер, имея в виду другого святого Георгия – Победоносца, либо Дейр эль-Кельт – по названию ущелья. На дорожных указателях и в современных путеводителях по Израилю чаще встречается название, которое не переводится на иврит с английского, – Сент-Джордж (Святой Георгий).

 

Нестяжателен, воздержан и кроток

Преемником Иоанна стал Георгий, в честь которого и назван монастырь. При нем обитель испытала наибольший расцвет, монахами были выходцы из самых разных народов, слава об этом месте молитвы распространилась по всей Святой Земле.

Преподобный Георгий Хозевит родился на Кипре в благочестивой семье. Его дядя был настоятелем монастыря, поэтому неудивительно, что с юных лет Георгий мечтал об отшельнической жизни. Однако поначалу ему предложили пожить в киновии. Его выбор пал на Козибу, здесь он служил помощником садовника и со временем надеялся уйти в пустыню, но сделать это ему так и не удалось. Монахи полюбили Георгия за кроткий нрав, Господь же послал ему дар чудотворения. Желая избежать излишнего поклонения, Георгий ушел к своему брату Ираклиду в Лавру Каламон, что недалеко от монастыря святого Герасима. Здесь они провели вместе целых двадцать лет. После смерти брата, повинуясь совету настоятеля монастыря, Георгий вернулся в Козибу и поселился в одной из келий. Он вел весьма аскетический образ жизни, не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, а просил братию приносить ему остатки еды с трапезы и делал из них шарики, которые высушивал на солнце, и один раз в три-четыре дня ел. Он старался выполнять самые тяжелые послушания, например, в сильную жару, когда на улице было сорок градусов, отправлялся печь хлеб, работал в саду, ухаживал за домашней птицей. Вскоре он стал духовным наставником братии. Его настолько уважали и почитали, что даже отшельники, приходившие в обитель из дальних пещер, просили его благословения.

 

День памяти преподобного Иоанна Хозевита – 16 октября, день памяти преподобного Георгия Хозевита – 21 января

 

Святому Георгию в видении было открыто, что Палестина будет разорена. И действительно, в 614 году персидские полчища разграбили Святой Град, убили вместе со своими союзниками тысячи христиан и унесли в Персию одну из главных святынь – Крест Господень, где он пребывал более 14 лет. В Иудейской и Иорданской пустынях враги разграбили практически все обители, убили сотни монахов. Взяли в плен и святого Георгия, однако персы отпустили его, удивившись изможденному аскезой облику старца.

После того как оставшаяся братия вновь собралась в Козибе, преподобный Георгий заболел и в 625 году скончался. В его житии написано, что был он «нестяжателен, воздержан, кроток, любовен ко всем и совершенно и чрезмерно сострадателен». Преподобного Георгия похоронили в монастыре. Его гробница находится в храме святых Иоанна и Георгия Хозевитов.

 

Русские помогали

В 1183 году греческий паломник Иоанн Фока, побывавший в Палестине, писал в своем «Сказании»: «За монастырем Св. Евфимия есть пространство, примерно в двенадцать миль, и за ним находится большой овраг, а среди его (оврага) проходит поток, на противоположной стороне которого есть монастырь Хозива, нечто для рассказа невероятное, а для зрения удивительное. Ибо углубления пещер служат келлиями для монахов, и самый храм и усыпальница устроены в расселине скалы, и все это до такой степени накаляется лучами солнца, что огненные языки подымаются от камней в виде пирамид. Вода же, употребляемая для питья монахами, такова, какою бывает в стоячем болоте, когда солнце среди лета стоит над болотом и своими огненными лучами нагревает воду до точки кипения… С трудом мы вошли и вышли из монастыря по крутизне места и по чрезмерности солнечного зноя».

 

Иконы, пожертвованные русскими верующими в конце XIX века, до сих пор хранятся в монастыре

 

Спустя всего четыре года обитель была разрушена воинами Салах ад-Дина и несколько веков находилась в заброшенном состоянии.

В 1878 году сюда пришел и поселился греческий монах Каллиник. Вместе с французским востоковедом Шарлем Клермон-Ганно они начали археологические раскопки и восстановление обители. Благодаря русским паломникам об этом узнали в России и стали собирать деньги по всей стране. Святые иконы, пожертвованные российскими благотворителями, до сих пор сохранились в монастыре. Раньше здесь можно было увидеть огромный самовар, подаренный Денисом Давыдовым, героем Отечественной войны 1812 года.

В самом начале XX века монастырь был полностью восстановлен – отреставрированы храмы и монашеские кельи, а в 1952 году построена колокольня. До последнего времени в главном храме, посвященном Пресвятой Богородице, сохранялся иконостас родом из России. Его заменили новым только несколько лет назад после капитального ремонта церкви. Роспись стен и сводов этого храма также выполнил русский монах Дионисий.

 

На отвесных скалах

В наши дни обитель Георгия Хозевита – одно из самых популярных паломнических и туристических мест в Израиле. Монастырский комплекс, укрепленный на отвесных скалах, располагается на трех уровнях. Верхний – это храм-пещера святого пророка Илии. На среднем – церковь святых Иоанна и Георгия Хозевитов и храм Пресвятой Богородицы, а также все главные строения. Нижний занимают древние захоронения и складские помещения.

Церковь святых Иоанна и Георгия Хозевитов – древнейшая часть монастыря, здесь на полу сохранилась мозаика VI–VII веков, а на стенах – следы росписи XII века. В храме находится реликварий с черепами сорока монахов-мучеников, пострадавших во времена нашествия персов. Здесь же покоятся мощи преподобного Иоанна Румынского (1913–1960), прославленного Иерусалимской Церковью в 2016 году.

Согласно уставу монастыря, усопших монахов хоронят без гроба неглубоко в земле, отмечая место захоронения надгробной плитой и крестом. Спустя три года кости вынимают из земли и кладут в общую гробницу, а черепа – на полу вдоль стен пещеры-усыпальницы, которая расположена в 150 метрах от монастыря.

Храм-пещера святого пророка Илии имеет престол для совершения литургии. На западной стене можно увидеть большую икону преподобного Серафима Саровского. В восточной стене – могила святителя и исповедника, Иерусалимского патриарха Илии I (494–516 гг.). Здесь же находится могила монаха Каллиника, восстановившего обитель.

Подготовил протоиерей Игорь Пчелинцев, фото автора

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

“ВАРЯЖСКОЕ МОРЕ, ВОСПЛЕЩИ РУКАМИ, НЕВО РЕКО, РАСПРОСТРАНИ СВОЯ СТРУИ”

Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

ОБРАЗ НАШИХ ВЕЛИКИХ ПРЕДКОВ

Фигура святого Александра Невского в годы Великой Отечественной войны

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Дом иконы Божией Матери «Махерас»

Эта обитель находится в живописных горах Троодос и входит в тройку самых больших и значимых монастырей Кипра.

«Поминайте наставников ваших…»

«Поминайте наставников ваших…»

Паломничество по местам Семи Вселенских соборов

“Дело было под Полтавой…”

“Дело было под Полтавой…”

К 315-летию решающей победы в Великой Северной войне