Проезжая по Якиманке, Петр I увидел, что храм стоит в воде, а прихожане подъезжают к нему на лодках.
Немного истории
Случилось это в 1709 году во время московского наводнения. По словам очевидца, вода «под окошки подходила и с берегов дворы сносила и с хоромами, и с людьми, и многих людей потопила». Когда Петр I узнал, что затопило храм Иоанна Воина, он воскликнул: «Это наш патрон!» И пожелал, чтобы возвели новый храм – каменный да на возвышении. «Дам вкладу 300 рублей и пришлю план», – как отрезал царь. И через два месяца приехал на то же место с планом. А тут уже начали завозить стройматериалы, за что Царь от души похвалил настоятеля – отца Алексия Федорова.
Храм Иоанна Воина ведет свою историю с 1625 года. Тогда он располагался на берегу Москвы-реки недалеко от Крымского моста, на территории нынешнего Центрального дома художников. Святой мученик Иоанн Воин, или как ранее говорили Войнственник, был покровителем стрельцов, живших по повелению царя Иоанна Грозного в этом месте с 1550-х годов. Храм находился под горою, и разливы реки часто подтапливали его. Стрельцы начали строить новую церковь и уже построили ее, но случился стрелецкий бунт, и оставшиеся в живых воины-стрельцы с семьями были выселены из Москвы. А церковь пришла в запустение и потом оказалась затопленной.
Гиря в назидание
Автором плана новой церкви и ее зодчим стал Иван Петрович Зарудный – один из любимых архитекторов Петра I. Строительство шло довольно быстро. Уже в июне 1711 года был освящен придел во имя святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и в храме начались богослужения. Большое освящение в 1717 году совершил Патриарший Местоблюститель митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). К этому торжественному дню царь Петр прислал золотые сосуды. А еще картину размером более двух аршин в длину и ширину, написанную своим предшественником Федором Алексеевичем. На картине была надпись: «Аптека, врачующая грехи». Среди царских подарков была и пудовая гиря на массивной цепи. Гирю подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы.
В 1752 году в России произошло знаменательное событие – были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского, во имя которого в храме св. мученика Иоанна Воина освятили еще один престол. Позднее храм был украшен замечательными фресками Гавриила Доможирова, а над иконостасом работал сам Василий Баженов.
Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн проявлял милосердие не только по отношению к христианам, но и ко всем бедствующим и нуждающимся в помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, он заключил его в темницу, где мученик ожидал казни. Но в 363 году император погиб в сражении с персами при Маранге, и Иоанн Воин был освобожден из-под стражи. Выйдя на свободу, святой Иоанн посвятил свою жизнь служению ближним и жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости.
В Русской Православной Церкви святой Иоанн Воин почитается как великий помощник в скорбях и сложных жизненных обстоятельствах. Святому Иоанну молятся также о заключенных.
Французы
1812 год стал роковым для храма – солдаты наполеоновской армии разграбили и осквернили его. Очевидец тех событий писал: «Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы… отломали южные двери, потом отворили северные, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены… проламывали нижний свод среди алтаря…».
Москва пылала от пожара, казалось, спасения нет, но, о, чудо! – по милости Божией огонь остановился у церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот остались невредимы. После ухода французов престолы освятили заново. Прошло совсем немного времени, и благодаря щедрым пожертвованиям храм на Якиманке был полностью восстановлен.
Интересно, что те несколько дней, когда неприятель бесчинствовал в храме, оказались в 300-летней его истории единственными, когда здесь не совершались богослужения.
Лихие дни
После революции Иоанновский храм был одним из немногих, которые не закрыли, но в 1922 году советская власть конфисковала церковную утварь и другие ценности. Однако в те же годы сюда стали стекаться многие великие святыни из других закрываемых московских церквей. Среди них икона праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами, давшая название улице Якиманке, образ св. Василия Блаженного из собора на Красной площади, часть перста с перстнем св. великомученицы Варвары и ее икона из храма на Варварке, а также сохранившийся доныне резной золоченый иконостас из церкви Трех святителей у Красных ворот, которую снесли большевистские власти.
В годы богоборчества храм Иоанна Воина был не только центром собирания великих святынь, но хранителем истинного Православия в Москве. Ему удалось избежать обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Однако заплатить за это пришлось страшную цену.
Надежда отца Христофора
Настоятелем в те годы Господь поставил протоиерея Христофора Надеждина. Приход насчитывал тогда около двух тысяч человек. Свои священнические обязанности отец Христофор выполнял ревностно. В течение двух предреволюционных лет он проводил с народом беседы, на которых присутствовали порой до трехсот человек. Кроме этого он нес послушание законоучителя в двух женских гимназиях. При нем в 1912 году храм отметил свое 200-летие. Божественную литургию по случаю юбилея совершал митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) – будущий священномученик. Участь священномученика была уготована и отцу Христофору. В январе 1921 года его назначили благочинным, а в марте следующего года арестовали.
Обвинение было традиционным для тех лет – священник прочел в храме воззвание Патриарха Тихона, касающееся изъятия церковных ценностей, и распространил его в храмах своего благочиния. А также произнес проповедь, в которой сказал, что разруха в стране является следствием нравственного падения народа.
Даже на допросе у следователя батюшка продолжал проповедовать: «Мы с вами заурядные чада Православной Церкви… К чему приводит практически непослушание Церкви? К разрухе, которую мы и наблюдаем в нашей современной жизни. До такой степени мы упали нравственно теперь, что справедливо грядет на нас суд Божий, этот суд выражается, может быть, и в предполагаемом ВЦИКом изъятии церковных ценностей для оказания помощи голодающим, и в том, что изъятые вещи могут не попасть на помощь голодающим…»
Подвиг
Того факта, что воззвание Патриарха Тихона читалось в храмах благочиния, отец Христофор не отрицал, но никого при этом не выдал. 7 мая батюшка произнес последнее слово: «По моему мнению, человек, который бывает в храме, слышит слово Божие, должен помогать бедным… Я считал своим святым долгом призывать свою паству к этой священной обязанности, и не проходило ни одного большого праздника, чтобы я не призвал помогать голодающим. Я никогда не старался возбуждать мою паству, я старался внести успокоение». На следующий день протоиерей Христофор Надеждин был приговорен к расстрелу и заключен в камеру смертников.
Еще теплилась надежда на спасение. 14 мая 1922 года Троцкому подали список из 16 фамилий и заключение по процессу, в котором предлагалось немедленно расстрелять пятерых обвиняемых. Спустя четыре дня на заседании Политбюро Троцкий выступил с заключением по делу об изъятии церковных ценностей в Москве и заявил, что смягчение приговора невозможно. Далее он начал перечислять фамилии – Надеждин был первым. Следом шли Соколов Василий, Телегин Макарий, Тихомиров Сергей, Заозерский Александр.
В июне 1922 года все они были расстреляны. У отца Христофора остались тогда три дочери. Похоронили батюшку на Калитниковском кладбище столицы.
В 2000 году протоирей Христофор Надеждин был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских. Сегодня прихожане храма молятся ему о даровании твердости в вере.
День его памяти отмечается 26 мая.
Святыни храма:
1. Икона Божией Матери «Владимирская» с клеймами
2. Икона мчч. Гурия, Самона и Авива
3. Икона мч. Иоанна Воина с житием
4. Икона правв. Иоакима и Анны
5. Икона и часть перста с перстнем вмц. Варвары
6. Икона св. Василия Блаженного
7. Образ Спаса Смоленского
8. Образ свт. Николая
9. Икона прп. Анны Кашинской с частицей мощей
10. Икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей
11. Частицы мощей свыше 150 угодников Божих в ковчегах и в иконах
12. Аналойная икона сщмч. Христофора (Надеждина), бывшего настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке
Тропарь св. Иоанну воину
Всеблагаго Бога и Царя благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю, пострадав бо ради веры мужески, блаженно же скончав течение, зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше. От Негоже прием дарование чудес, страждущим человеком во всяких напастех помогаеши, укрепляеши воины в ратех, от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши. Тем же моли Владыку Христа, приснопамятне, да во всяком обстоянии сотворит нам милость и не введет нас во искушения, но спасет души наша, яко Человеколюбец.
В блокнот паломнику:
Храм Иоанна воина на Якиманке
Тел: (499) 238-20-56.
Адрес: Москва, ул. Б. Якиманка, д. 46.
Проезд: до ст. метро «Октябрьская» (радиальная), далее пешком.
Сайт храма: www.hram-ioanna-voina.ru
Галина Черемушкина