26 октября 2023 г. исполняется 375 лет со дня славного события в истории нашей страны и Церкви — принесения в Москву Иверской иконы Божией Матери.
Древний чудотворный афонский образ давно привлекал русских людей. К нему на Святую Гору тянулись немногочисленные в ту пору паломники (например, иеродиакон Зосима в начале XV в.[1]), о нем расспрашивали греков, которые всё чаще появлялись на Руси, о нем писали сочинения (с XVI в. распространяются рукописные списки переводного Сказания об иконе Богоматери Иверской[2]).
И вот, наконец, Господь предоставил нашим благочестивым предкам шанс получить прямо из Иверского монастыря точный список святой иконы. В 1647 г. в Россию прибыла делегация насельников Иверона во главе с самим архимандритом Пахомием. Как и большинство афонитов до них, иверские монахи прибыли в Москву за милостыней[3]. Православные греки, сербы, болгары находились в то время под османским гнетом и в крайней материальной нужде. Единственным земным упованием для них было великое Русское царство. Цари же русские, особенно, Алексей Михайлович, всей душой стремились к византийскому наследию и никогда не отказывали угнетаемым братьям в помощи[4].
Иверский монастырь, Святая гора Афон
Братия была радушно принята государем и его “собинным другом”, архимандритом Новоспасского монастыря Никоном, будущим Патриархом Московским и всея Руси. Никон испросил для Пахомия и его братии особую привилегию — грамоту о праве приезда в Россию за милостыней каждые три года (а не пять-шесть, как для других афонских монастырей). В благодарность настоятель пообещал написать для первопрестольной точный список с Иверской иконы.
Уже на следующий год, 13 (26) октября 1648 г., список Портаитиссы был доставлен в Москву. Его привезли в белокаменную иеромонах Корнилий, иеродиакон Дамаскин и келарь Игнатий.
Они рассказали, что уже по пути в Россию Царица Небесная явила им чудо. В дороге монахи издержались, и у них не оказалось денег для переправы через Дунай, которую контролировали мусульмане. Отчаявшись уговорить паромщиков, братья уже было решили возвращаться назад. Но во сне им явилась Богоматерь и велела не трогаться с места. Утром же их нашел греческий купец Мануил Константиев и полностью оплатил переправу. Мануил сказал, что ему также приснилась Пресвятая Дева и приказала помочь несчастным монахам. Впоследствии купец отказался от патриаршей награды, но торговые дела его с тех пор были всегда успешны[5].
В сопроводительной грамоте архимандрит Пахомий подробно описал процесс создания образа:
«Вернувшись в свою обитель, я собрал 365 братьев, и сотворили великий молебен от вечера и до утра, а утром святили воду со святыми мощами, и той святой водой омывали святую и чудотворную древнюю икону Богородицы, и собрали ту святую воду в большой сосуд и ею омывали новую икону, которую я изготовил из кипарисового дерева, и вновь собрали ту святую воду. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху, сыну Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона»[6].
«И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом», — добавляет архимандрит. Однако это не совсем так. Иконописец Иамвлих дополнил московский список изображениями ангелов в углах и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, воспроизведя оформление оклада аутентичного образа.
Надпись на иконе гласит «Писал со тщанием живущий в келлиях Иверских Ямвлих, сын Романа, лета 7156. Старанием и иждивением Пахомия архимандрита Иверского, лета 1648»
Иверская икона Божией Матери. Список, созданный на Святой Горе Ямвлихом Романовым и принесенный в Москву в 1648 г.
Обратная сторона иконной доски повторяла древний оригинал: там был размещен небольшой ящик-ковчежец для монет (трех динар), аналогичный тому, что, согласно преданию, был устроен никейской вдовой перед тем, как она спустила икону на воду. На обороте помещены также изображения креста с надписью: «IС ХС NIКА» и криптограммы: четырежды повторенные буквы Χ вверху и Ε внизу, которые расшифровываются в переводе с греческого как «Христос дарует благодать христианам» и «Елена нашла сокровище на Голгофе»[7].
На встречу Святой Вратарнице из Кремля торжественно вышла царская чета со всей свитой, патриарх с сонмом духовенства, множество москвичей.
Сначала икона пребывала в царском дворце, а именно в домовой церкви царицы Марии Ильиничны. Затем она сопровождала царя в победоносном походе на Смоленск. После славной победы, принесшей Смоленску освобождение от поляков, икона была передана Алексеем Михайловичем в Новодевичий монастырь. Тишайший царь как бы повторил деяние основателя этой обители, великого князя Василия III, даровавшего ей после предыдущего освобождения Смоленска в 1514 г. список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери.
На месте же сретения иконы, у Воскресенских ворот Китай-города, был помещен еще один список Вратарницы, благодаря чему ворота с той поры стали называть Иверскими. Там икону поместили сначала в нише, потом в деревянной, а с XVIII в. – в каменной, часовне. Помещенный туда образ был значительно больше, чем принесенный с Афона, и сразу же стал весьма почитаться верующим народом.
Иверская часовня у Воскресенских ворот Китай-города. Дореволюционная открытка
Патриарх Никон, заказывая афонитам список, попросил их также привезти план и описание самого Иверского монастыря «чтобы по расположению онаго, во всем подобный соорудить и в России»[8]. Став Новгородским митрополитом, на Валдайском озере он основал свой Иверон — задуманный, также как и Новый Иерусалим на Истре, в качестве пространственной иконы, образа Святой Горы на Руси.
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь
Благодаря Иверской иконе укрепился обычай вступать на Красную площадь и, затем, в Кремль именно через эти ворота. Здесь традиционно совершались торжественные въезды иностранных послов. Приезжая в Москву на коронацию, все без исключения императоры, сначала прикладывались к чудотворной иконе, а перед возвращением в Петербург обязательно прощались с ней. Вспоминают, что Петр I, вернувшись из Великого посольства, не сразу поехал к Иверской, а первым делом поскакал в Лефортово. Это вызвало нарекание москвичей. А вот его торжественный въезд после победы в Северной войне, был совершен как полагается, — через Иверские ворота с коленопреклонением перед Божией Матерью.
Император Николай II и Императрица Александра Федоровна у Иверской часовни
В 1791 г. часовню отстроили заново под руководством прославленного Матвея Казакова, а ровно через 10 лет она была «благолепно украшена» по проекту итальянца Гонзаго. Во время Отечественной войны часовня пострадала от огня, но вскоре была восстановлена. Тогда Иверская единственный раз покинула Москву — преосвященный Августин эвакуировал святыню во Владимир. Через два месяца, в ноябре, образ невредимым вернулся на свое место. В память об изгнании Наполеона ежегодно стал совершаться крестный ход из Кремля к Иверской часовне и оттуда с иконой вокруг кремлевских стен.
Иверскую часовню называли «отрадным перепутьем для всех верующих»[9]: к ней приходили, как уезжая из Москвы, так и приезжая в нее. Спешащие по своим делам горожане неизменно снимали перед ней шапки и не начинали никаких важных дел, не помолившись Небесной Заступнице.
Чудотворный образ из никогда не запиравшейся часовни часто выносили в дома москвичей, замещая его списком (ныне пребывающим в храме свт. Николая Чудотворца в Кузнецах). Для перевозки использовали особую карету, запряженную четверкой лошадей. Процессия, сопровождаемая форейтором с факелом, стала достопримечательностью Москвы.
Иверской часовне и хранящейся в ней святыне посвящали свои строки почти все русские прозаики и поэты: Тургенев, Толстой, Островский, Чехов, Шмелев, Бунин, Цветаева, Ходасевич.
Е.Л. Милькеев в 1843 году написал:
Источник отрады священной и чистой,
О жаркие слезы! Без звука, без слов,
Я лил их пред образом Девы Пречистой,
Пред образом древним, что столько веков
Чудесно стоит у заветной твердыни,
И в светлых лампадах не гаснет елей,
И с верой, с молитвами, дивной святыни
Устами касаются роды людей[10].
В 1920 г. Герберт Уэллс в книге «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены»[11]. Тем не менее, после революции часовню дважды ограбили: в 1918 г. неизвестные, а в 1922 г. – официальные власти под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья. Через год на святом для москвичей месте разыгралось главное действие кощунственного «комсомольского рождества». А еще через шесть лет часовню снесли, и на ее месте была установлена скульптура рабочего, исчезнувшая в небытие после разрушения Воскресенских ворот в 1931 г.[12]
В 1996 г. ворота и часовня были восстановлены. За несколько месяцев до этого, 25 октября 1995 г., в канун праздника, новый список Портаитиссы прибыл с Афона в Москву. В настоящее время в Иверской часовне ежедневно совершаются молебны, которые поочередно служат священники московских храмов.
Что же случилось с первоначальной иконой, привезенной с Афона в 1648 году?
В Советское время после закрытия Новодевичьего монастыря она оказалась в фондах Государственного Исторического музея. 25 апреля 2012 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий направил министру культуры А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в музее исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери. Просьба была удовлетворена, и 6 мая того же года, в день памяти святого вмч. Георгия Победоносца, в монастыре состоялась торжественная церемония передачи древнего образа.
У святых врат обители икону встречали председатель Правительства и избранный Президент России В.В. Путин, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита с насельницами обители.
Избранный Президент России В.В. Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречают Иверскую икону в Новодевичьем монастыре 6 мая 2012 года
Перед началом церемонии, обращаясь к её участникам, Святейший Патриарх Кирилл сказал: “Сегодня особое историческое событие. Оно имеет большое значение для жизни нашей Церкви, для жизни каждого верующего человека, для жизни страны. В Церковь возвращается чудотворный образ, особой силой Божией прославленный в нашей истории”.
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,
от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,
но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на
и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая
и в Правосла́вней Росси́йстей стране́
чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.
Иллюстрации:
[1] Путешествие иеродиакона Зосимы // Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Т.2. СПб, 1849. С. 511.
[2] Бобров А.Г. “Повести древних лет” // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб, 2003. Т.54. С. 145-146.
[3] Ченцова В.Г. Икона Иверской Богоматери. (Очерки истории отношений Греческой церкви с Россией в середине XVII в. по документам РГАДА). М., 2010. С. 227.
[4] См. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914.
[5] Ченцова. Указ. соч. С. 244.
[6] Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 году. М., 1879. С. 1-7
[7] Сергий (Спасский), архим. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879. С. 43.
[8] Православная энциклопедия. Т.6. С. 515.
[9] Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 204.
[10] Молитвы русских поэтов. XI-XIX. Антология. М., 2010. С. 545.
[11] Герберт Уэллс. Россия во Мгле // Собрание сочинений в 15-ти томах. Т.15. М., 1964. С. 21.
[12] Паламарчук П.Г., Демченко А. Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. М., 1992. С. 75.