По этому адресу и сейчас можно найти Обыденный храм святого пророка Илии. Не самый большой и не самый красивый в столице, он всегда был любим москвичами. Именно ему в годы воинствующего атеизма суждено было стать настоящей сокровищницей православной Москвы.
Моление о дожде
…В июне 1689 года в Москве и ее окрестностях стояла страшная сушь. И простые москвичи, и духовенство, и сама царица Софья молили о дожде. Из документов ХVII столетия известно, что Софья Алексеевна «7195 (1689) года, июня 20 день… изволила для моления о дожде, итить к церкви святого пророка Илии, по прозванию Обыденнаго, что за Пречистинскими вороты, близ Москвы реки, и в той церкви слушать всенощного пения». А на следующий день, 21 июня, царь Иоанн Алексеевич с царевной Софьей Алексеевной «изволили в той же церкви слушать Божественныя литургии», которую совершал Патриарх.
В августе 1612 года войско Дмитрия Пожарского стояло на левом берегу Москвы-реки, рядом с Ильинским храмом. В день решающего сражения князь молился перед иконой святой Троицы, (возможно, той самой, что до сих пор хранится в храме)
И раньше в 1652, 1665 и в 1670 годах при царе Алексее Михайловиче к Обыденному храму с большой торжественностью совершались крестные ходы. Царь облачался в праздничную одежду и особым указом назначал тех, кто должен был его сопровождать. Молитвенные просьбы о дожде могли длиться часами.
Сам храм, вмещавший в себя лишь малую часть крестного хода, был зримым воплощением молитвы. Построенный по обету в самом конце ХVI века «об один день» (потому и обыденный), он на долгие годы стал местом веры и надежды для тысяч и тысяч москвичей.
Царской милостью
Исторические хроники не сохранили сведений об июньском дожде 1689 года, но доподлинно известно, что в ХVII веке Ильинский храм пользовался особой милостью царского двора. Церковный причт получал казенное жалованье, а кроме того – рожь, овес и сукно.
Ильинский приход состоял в основном из служивых людей. Чиновники при дворе и царская обслуга имели неплохой достаток и могли щедро жертвовать храму. С того времени, например, сохранилась атласная с золотом напрестольная плащаница – замечательный образец художественного шитья ХVII века.
А в 1700–1702 годах прихожане храма – думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин и брат его комиссар Василий Федорович на месте обветшавшей церкви возводят новое здание из камня с приделом во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Тогда же появляется и резной семиярусный иконостас, частично сохранившийся до наших дней.
Счастливая судьба
В наступившем ХVIII веке Бог по-прежнему хранит эту церковь. Страшный пожар 1737 года, от которого сгорело пол-Москвы и пострадал знаменитый Царь-колокол, не коснулся Ильинского храма. Даже в 1770-е годы, когда в Москву пришла моровая язва, когда вымирали целые приходы и многие храмы стояли опечатанными, Ильинская церковь ни на день не закрыла своих дверей. Это случилось лишь в 1812 году, и то на короткий срок. Французы, занявшие Москву, не оставили камня на камне от многих православных святынь: жгли, грабили, оскверняли… Но и в это скорбное время Ильинская церковь пострадала гораздо меньше других московских храмов. Когда французы покинули Первопрестольную, в новоосвященном приделе праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы почти сразу же возобновились богослужения.
Семья Третьяковых
Все последующие годы Москва активно строилась. За Пречистенскими воротами стали селиться отставные военные, купцы, представители московской интеллигенции. В 1865 году в дом напротив Ильинской церкви въехала Александра Даниловна Третьякова – мать Павла Михайловича Третьякова. И она, и ее взрослые дети, жившие поблизости, стали усердными прихожанами храма.
Зять Александры Даниловны, купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин, пожалуй, самый известный староста Ильинской церкви. Жалея беспризорных детей, которые «чинили неописуемые безобразия» на улице рядом с храмом, он предложил настоятелю Ильинской церкви, протоиерею И.М. Лебедеву, заняться их воспитанием и обучением. Так в 1875 году появилась первая в Москве церковно-приходская школа.
Коншин был и старостой, и ктитором храма. Вместе с другими членами семьи Третьяковых в 1860-х годах он жертвует значительную сумму на реконструкцию церкви, которую предстояло значительно расширить и пристроить к ней колокольню. Воплощать замысел в жизнь взялся второй зять Александры Даниловны – архитектор А. С. Каминский, который участвовал в создании Храма Христа Спасителя и построил знаменитую Третьяковскую галерею.
Когда реконструкция закончилась, Ильинскую церковь было не узнать – теплый храм с двумя приделами и высокой шатровой колокольней стал украшением всей округи. Но главное – церковь обрела свой «голос». Теперь обыденцев созывал на службу один из лучших в Москве колокольных звонов.
Прибежище для гонимых
После революции вокруг Ильинской церкви один за другим стали закрывать храмы и монастыри. В 1927 году лишились своей обители сестры Зачатьевского монастыря. Не побоявшись опалы, настоятель Обыденного храма отец Виталий взял их под свое покровительство, и монахини вместе со своей игуменьей стали обычными прихожанами церкви. Сестры во Христе привнесли в жизнь прихода дух смирения и высокий молитвенный настрой.
Даже во время моровой язвы, когда вымирали целые приходы, Ильинский храм ни на день не закрыл своих дверей
В Ильинскую церковь пришли и духовные чада отца Алексия Мечева, когда закрыли известнейший в Москве храм в Кленниках на Маросейке. Эта участь в любой момент могла постигнуть и обыденцев. В их адрес время от времени звучали вполне конкретные угрозы. Но отец Виталий предпочитал не ждать, а действовать.
Он принимается за реставрацию старинных икон и фресок, чтобы доказать чиновникам от культуры высокую художественно-историческую ценность храма. А весной 1930 года, когда уже было принято постановление о передаче Ильинской церкви станции юных техников, отец Виталий пишет ответное письмо с настоятельной просьбой оставить храм верующим. Из четырех тысяч прихожан под прошением подписались более тысячи.
И происходит невероятное – власти соглашаются, посчитав, что небольшой Обыденный храм, затерявшийся в городских кварталах, не помешает «передовым слоям населения» строить коммунизм. Однако колокола с колокольни сбросить все же заставили…
Спасенные святыни
Ильинская церковь открыла свои двери не только для новых прихожан, но и для новых святынь, которые стали переносить сюда из закрывающихся храмов. Так, икона Успения Божией Матери над правым клиросом была принесена из Успенской церкви на Остоженке. Большой образ Нерукотворного Спаса в левом приделе – из Спасской церкви в Чертольском переулке. А распятие в правом приделе – предположительно, из Храма Христа Спасителя.
Сестрам Зачатьевского монастыря также удалось спасти несколько намоленных икон. Среди них – образ «Неувядаемый цвет» у левого клироса. Эта икона неканонического письма, написанная на холсте, вызвала много споров. Черты Богомладенца и Богородицы настолько непривычны, что заставляют разглядывать икону вновь и вновь. И еще одна деталь – цветы на этом образе должны быть белого цвета, а они здесь красные. Почему?
В конце концов один из настоятелей храма решил убрать икону подальше от людских глаз. Но прихожане, успевшие полюбить новую святыню и не найдя ее на привычном месте, стали просить вернуть образ. Когда это все же случилось, икона чудесным образом обновилась – краски на ней стали ярче, сочнее.
Другая икона из Зачатьевского монастыря – Божия Матерь «Милостивая» – тоже очень полюбилась обыденцам (как называют себя сами прихожане). Они молились перед ней и просили милости Царицы Небесной не только для себя, но и для всей нашей страны. Долгое время справа от образа сиротливо стоял посох игуменьи обители как напоминание о поруганной святыне и как зримая скорбь о затянувшихся годах безбожия.
Когда Зачатьевский монастырь стал восстанавливаться, прихожанка Ильинской церкви сделала список с иконы Божией Матери «Милостивая» и передала его сестрам обители. В родных стенах образ замироточил…
У «Нечаянной радости»
И все же главная святыня Ильинской церкви – чудотворный образ «Нечаянная радость», который по благословению Патриарха Сергия в 1944 году был торжественно перенесен из Воскресенского храма в Сокольниках. Когда-то эта икона находилась в царских покоях, затем – в Благовещенском храме на Житном дворе и уж потом попала к обновленцам в Сокольники.
Этот образ был особо любим Патриархом Пименом, который каждую пятницу старался бывать в Обыденном храме, чтобы читать акафист перед чудотворной иконой. Святейший считал себя прихожанином этой церкви и всегда запросто держался с духовенством и паствой.
В народе говорили, что во сне ему было видение иконы Божией Матери «Нечаянная радость». И когда Патриарх впервые вошел в храм Илии пророка, то сразу узнал «свою» икону.
История русской иконописи
Отец Виталий был абсолютно прав, когда убеждал советских чиновников в исключительности Обыденного храма. Мало где еще можно увидеть столько редких образцов русской иконописи. Самая древняя икона – поясной образ священномученика Антипы Пергамского, который хранится в киоте перед правым клиросом, относится к периоду правления Ивана Грозного. Этот святой очень почитался на Руси как целитель от зубной боли.
От первой церкви-часовни сохранилось еще несколько древних святынь. Это храмовая икона Илии Пророка начала ХVII века, Ветхозаветная Троица (середина ХVII века), Спас Нерукотворный с двенадцатью клеймами известного иконописца Симона Ушакова. Ему же приписывают авторство и Казанской иконы Божией Матери, которую можно увидеть в иконостасе слева от Царских врат.
Очень дорожат прихожане и Владимирской иконой Божией Матери московского иконописца Афанасия Рязанцева, которая считается наиболее точным списком с оригинала. Интересна и более поздняя роспись в боковых приделах, относящаяся к середине ХХ века.
Речь идет о фресках, выполненных замечательной художницей – монахиней Иулианией и ее ученицами. Но, пожалуй, самое сильное впечатление производит большая икона Спасителя в белом хитоне, которая встречает всех входящих в храм. Этот образ был написан священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым) и находился в кабинете владыки вплоть до его ареста в 1937 году.
Московское Дивеево
Поставить свечку перед образом Серафима Саровского можно во многих храмах. Но когда это делаешь в Ильинской церкви, то чувствуешь почти зримое присутствие великого молитвенника. Вот гвоздь и кусочек доски от келии святого, частичка мантии и фрагмент вериг, которые носил преподобный. Все эти святыни перед твоими глазами – в нижней части большой иконы с частицей мощей батюшки Серафима.
Целый ряд удивительных образов в правой части храма воссоздают особый дух Дивеева. Среди них один из первых списков с келейной иконы Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный. Его передали храму дивеевские матушки.
Известную икону «Моление Серафима на камне» митрополит Серафим написал еще до прославления святого
И очень трудно, почти невозможно отвести взгляд от внушительной по своим размерам иконы «Моление Серафима на камне», которая была написана митрополитом Серафимом (Чичаговым) в 1890-е годы. Образ, конечно, хорошо знаком многим, но именно владыка первым так изобразил преподобного. И первым создал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которая послужила прославлению великого молитвенника. Он же написал и акафист святому.
Трудно сказать, бывал ли при своей жизни митрополит Серафим в Ильинском храме, но его внучка Варвара Чичагова-Черная (крупный советский ученый, лауреат Ленинской премии за создание искусственного каучука) считала себя прихожанкой храма, а позже стала первой настоятельницей возрожденной Новодевичьей обители. При постриге ей дали имя Серафима…
Прихожане
Среди обыденцев всегда было много интересных, неординарных людей: ученых, художников, артистов, писателей. Именно этот храм в 70-е годы прошлого века выбрал для венчания Александр Солженицын.
Разборчивая московская интеллигенция бывает здесь не только ради редких святынь, но и ради самой атмосферы Обыденного храма – ощущения его удивительной намоленности. И, возможно, ради замечательного церковного хора, которым Ильинский храм славился и при отце Виталии, и при нынешнем настоятеле – протоиерее Максиме Шевцове.
Надо слышать, как удивительно гармоничные мужские голоса, взмывая вверх, славят Господа. Надо видеть, какие чувства у людей пробуждает это пение…
Интересный факт
В августе 1612 года войско Дмитрия Пожарского стояло на левом берегу Москвы-реки, рядом с Ильинским храмом. В день решающего сражения князь молился перед иконой Святой Троицы возможно, той самой, которая до сих пор хранится в обыденном храме, пречистой Богородицы и великих чудотворцев — Сергия и Никона. И с Божьей помощью была одержана победа
В мощевике главного придела хранится множество бесценных святынь. Среди них — частица пояса Пресвятой Богородицы, часть древа Креста Господня, частицы мощей апостолов Петра и Павла, великомученика Пантелеимона, Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, преподобного Александра Свирского, святителя Василия Великого.
Людмила Дианова,
фото Олега Серебрянского
Посетить Храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке