По общему мнению участников событий 1611-1612 гг. ключевую роль в победе сыграло принесение в Москву новоявленной святыни – Казанской иконы Божией Матери.
“Слышавше православнии воини откровенную Преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат”
Почему была так важна духовная поддержка? Дело в том, что к тому моменту народ остался без духовных лидеров (патриарх Ермоген и архиепископ Арсений находились в заточении, митрополит Филарет в польском плену). Крупнейшей Казанской епархией, к тому же оказавшейся в глубоком тылу, управлял архиепископ Ефрем, сотрудник святителя Ермогена, не запятнавший себя признанием самозванцев, рассылавший грамоты по многим городам Поволжья, в которых призывал стойко стоять за единение с Москвой. Именно Ефрему впоследствии выпадет честь стать местоблюстителем патриаршего престола и венчать на царство царя Михаила. Владыка Ефрем и был тем человеком, кто послал в столицу список с Казанской иконы Богоматери, указывая этим, что в сиротствующей Церкви и мятущемся государстве есть еще “Заступница усердная – Мати Бога вышняго”. Кроме того, русский палладиум – древняя Владимирская икона – был в это время в плену у поляков в Кремле, что не могло не добавлять уныния защитникам Отечества. И нежданный приход Божией Матери посредством другого чудотворного образа, безусловно, возвеселил сердца народные.
Казанскую икону приносили в Москву дважды: Первому ополчению и Второму. И оба раза Пречистая Дева способствовала успеху русских на поле боя.
“Принесен был образ Богородицы Казанской под Москву к князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому да к Ивану Заруцкому. И был тот образ под Москвою до зимы. Тот же образ с протопопом казанским отпустили назад”
С принесенной из Казани иконой в тяжелом бою казаки Заруцкого взяли занятый поляками и немецкими наемниками Новодевичий монастырь. Однако вскоре ополченцы были вынуждены оставить обитель. И это вполне объяснимо – вожди оказались недостойны благодатных даров. Помимо бесконечных распрей и дрязг, постоянного насилия над подмосковными жителями, готовностью признать новых самозванцев, казаки запятнали себя коварным убийством фактического инициатора Первого ополчения, благородного рязанского воеводы Прокопия Ляпунова.
Кроме того Заруцкий проявил демонстративное неуважение к святыне. “Принесли из Казани образ Пречистой Богородицы, список с казанской иконы. Все служилые люди пошли пешие, тот же Заруцкий с казаками встретили [икону] на конях. Казаки же служилых людей ругали и поносили. Они же в великом ужасе были, ожидая от них себе такого же убийства, как [убили] Прокофия”.
К этому времени стало известно о формировании в Ярославле нового ополчения, Совета всея земли, во главе с Мининым и Пожарским. Казанцы отправились с иконой на север, и встретили там совсем другой прием.
“Протопоп же пришел в Ярославль. В то же время пришли из Нижнего князь Дмитрий и Кузьма со всей ратью, и, увидев ту икону Пречистой Богородицы Казанской, с помощью которой под Москвою взяли Новый Девичий монастырь у литовских людей, тот образ поставили в Ярославле, а с того образа список списали, и, украсив, отпустили в Казань с протопопом. Ратные же люди начали великую веру держать к образу Пречистой Богородицы, и многие чудеса от того образа были”.
Казанская стала полковой иконой Второго ополчения. От Ярославля чудотворный образ сопровождал народное войско до Москвы. Пресвятая Богородица приняла его под Свой покров.
Продолжение следует.