ПРОПОВЕДЬ О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ
Особое место среди всех видов странствий занимают «путешествия с религиозными целями». То, что мы в христианстве называем паломничеством. Веками именно паломничество, то есть посещение святых мест с целью поклонения, считалось самым главным походом в жизни человека. В сознании людей столетиями сохранялось твердое представление об иерархии путешествий, где паломничество занимало безусловное первое место.
Это соответствовало общему пониманию устройства мироздания, иерархии ценностей, в которой Горний мир являлся безусловно главенствующим, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного.
Центром своей жизни человек считал Бога. А целью жизни – преображение души, общение с Богом в вечности. Живя здесь, на земле, человек памятовал о своем Творце, каждую минуту «ходя пред лицем Божиим», сообразуя свои мысли, чувства, слова и дела с Его волей и Его заповедями и будучи уверенным в том, что Бог пребывает здесь, с ним, в этом мире, и участвует в жизни каждого.
Нам, христианам, Господь Сам указал истинную цель земной жизни: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), – и добавил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).
Все сферы своей деятельности человек подчинял этой основополагающей цели. Если мы посмотрим на искусство Древней Руси или искусство стран Европы, то увидим, что свое творчество человек посвящал Богу, в своих произведениях он пел хвалу Создателю и Его творениям. Красота и гармония божественного мира находила свое отражение в храмовой архитектуре. В литературе популярным жанром стали жития святых, в живописи – икона, в скульптуре – обращение к образам Священного Писания.
Марк, Митрополит Рязанский и Михайловский (Головков).