Наш собеседник — человек интересной судьбы. Клирик Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, директор Паломнического центра апостола Фомы в Европе, руководитель отделения Императорского Православного Палестинского Общества в немецком городе Трир, еще четыре года назад был верующим светским экскурсоводом. А по начальной профессии — он музыкант, родом из Челябинска. Как и его супруга — матушка Эльвира Китнис. После армии работал в оркестре Челябинского оперного театра, где и познакомился с будущей женой. Воцерковляясь, оба учились на отделении богословия исторического факультета Омского государственного университета, — первом в постсоветской России. И несколько лет организовывали паломничество в возрождавшийся Ачаирский Крестовый монастырь и другие святые места. А в начале века переехали в Германию.
Отец Тимофей закончил знаменитый Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, создал в Трире собственный Паломнический центр и, наконец, был рукоположен в священника. Выступив перед этим автором и ведущим 10-серийного документального фильма «Неизвестная Европа» об истории великих христианских святынь Западной Европы, показанного в 2013 году по каналу «Культура».
Начинаем серию бесед с батюшкой Тимофеем о святых реликвиях Европы с одной из главных святынь — Туринской плащаницы.
— Отец Тимофей, вы многие годы занимаетесь проблематикой Туринской плащаницы. Установлены ли к сегодняшнему дню доподлинно время и место происхождения этой ткани?
— Я в свое время брал интервью и даже снимал фильм с участием крупной специалистки по ткани Туринской плащаницы — Матильды Флюри-Ламберт. Она была непосредственно в той группе, которая исследовала фрагменты Плащаницы в одной из лабораторий. Тогда ей были академически оформлены документы, содержавшие научный вывод о том, что это ткань датируется I веком по методу ее изготовления. Этот вид ткани — так называемое «дамасское полотно» — последний раз встречалось в находках не позже III века нашей эры, что само по себе, сильнейший аргумент. Если кто-то в средние века задался целью сделать подделку, то что бы найти или тем более соткать инструментами многовековой давности такую льняную ткань — он должен был быть просто фантастическим специалистом. С другой стороны, как мы знаем, существуют также академически оформленные документы трех лабораторий, которые по методу радиоуглеродного анализа датировали ткань Туринской плащаницы XIII-XIV веком.
Туринская плащаница — христианская святыня, льняное полотно, чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину. Представляет собой саван, в который св. Иосиф Аримафейский завернул тело Господа Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти.
Об этом сообщают все четыре евангелиста:
«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». (Мф. 27:57-60)
«…пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер… отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». (Мк. 15:43-46)
«Тогда некто, именем Иосиф, член совета… пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном [в скале], где ещё никто не был положен». (Лк. 23:50-53)
«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса… просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. <…> Пришёл также и Никодим… Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи». (Ин. 19:38-40)
— К сегодняшнему дню написано немало серьезных вполне научных работ, доказывающих неправомерность считать критерием истины результаты того анализа: полотно плащаницы побывало в пожаре, его неоднократно латали, отстирывали маслом…
— Да, та же Матильда Флюри-Ламберт с сожалением указывает: те, кто занимался отсылкой фрагментов ткани в лаборатории в 1988 году никак не контактировали с учеными, которые до этого исследовали Плащаницу. Джованни Новелли — итальянский синдолог, автор самой популярной книги о святыни «Туринская плащаница: вопрос остается открытым»[1], согласен с ней, что это было ошибкой: можно было бы получить квалифицированные рекомендации, какие фрагменты погребального полотна лучше было брать для исследования. Матильда Ламберт в разговоре со мной отмечала, что в их группе, исследовавшей Плащаницу в Швейцарии, были очень разные люди — и верующие христиане, как она — и неверующие. И они пришли к одному и тому же выводу. Не только по поводу возраста ткани, но и изображения на ней. В нем нет — ни красок, ни каких-то пигментов, граффити — это некий «ожог». Современными техническими средствами его получить, наверное, как-то можно, если постараться, но в средние века это было нереально. Поэтому второго такого изображения в мире просто нет.
— Там же нашли еще споры растений, пыльцу из палестинского региона…
— Да, это еще одна группа, работавшая параллельно. В ней были ботаники, геологи. Последние с научной достоверностью подтвердили, что на Туринской плащанице содержатся микрочастицы почвы, характерные именно для района Иерусалима. Потому, что в Израиле много типов почв: на севере страны одна, у моря — другая. «Загрязнить» ткань иерусалимской почвой и пыльцой — наверное, для предполагаемого средневекового создателя подделки — это было бы слишком умно! Даже технически это сделать в то время было бы сложновато…
То есть у версии средневековой подделки получается слишком много вопросов без каких-либо внятных ответов. А главный «козырь» сторонников этой версии — результаты хронологического анализа по C14 повисает в воздухе, причем под шквалом аргументированной критики. Отец Глеб Каледа[2] — профессиональный геолог, написавший в начале 1990-х первую у нас брошюру на тему Туринской плащаницы, популярно рассказывает в ней, в частности, об ограничениях в использовании радиоуглеродного метода, особенно когда речь идет о такой сложной структуре как ткань, прошедшая через множество перипетий. Еще подробнее сомнительность этого метода в данном случае рассматривает в своей книге уже упомянутый Джованни Новелли.
По Воскресении Спасителя святыня, как и другие свидетельства Крестных Страданий, хранились у ближайших учеников Христа в Иерусалиме. По прошествии веков Туринская плащаница была перенесена в Константинополь – столицу православной Византии. По свидетельству средневековых паломников она хранилась во Влахернском храме Константинополя, а в дни праздников ее торжественно переносили в храм Святой Софии. После 1204 года, когда Константинополь был разорен крестоносцами, святыня находилась в собственности французских рыцарей, а в 1452 году была выкуплена герцогом Савойским и с этого времени находилась в городе Шамбери на юге современной Франции. В 1578 году столица герцогства была перенесена в Турин, и с того времени святыня находится в этом городе.
Несмотря на споры о подлинности савана, он привлекает десятки тысяч паломников со всего мира. Интересно, что подлинную плащаницу выставляют крайне редко – раз в 25 лет, а в остальное время верующие могут видеть точную копию реликвии.
— Есть ведь еще исторический метод в исследовании артефактов. Скептики обычно ссылаются на явную странность того, что такая христианская святыня столько веков была «неизвестна» и всенародно «обнаружилась» лишь в XIV веке.…
— Как раз в историческом плане с Туринской плащаницей логических противоречий или лакун нет. Ну или почти нет. Роберт де Клари — рыцарь из Пикардии, участник и хронист Четвертого Крестового похода в своих мемуарах о взятии крестоносцами Константинополя оставил свидетельство о существовании ранее в ризнице в часовне Божьей Матери Фаросской при дворце императора ткани с отпечатком Лика Христа. О нем же свидетельствовал ризничный Византийского Базилевса Николай Месарит, перечисляя в 1200 году святыни императорской ризницы. Есть описания паломников того, как на страстную пятницу из ризницы выносили полотно с этим Ликом. Кстати, на Туринской плащанице сохранились следы от подставки, на которой лежало свернутое до размера Лика Христова полотно.
Егда́ от дре́ва тя́ ме́ртва, Аримафе́й сня́т все́х живота́, смѵ́рною и плащани́цею тя́ Христе́ обви́в, и любо́вию подвиза́шеся, се́рдцем и устна́ми те́ло нетле́нное твое́ облобыза́ти. оба́че одержи́мь стра́хом, ра́дуяся вопия́ше ти́: сла́ва снизхожде́нию твоему́, человеколю́бче.
Стихиры на стиховне Великой Вечерни Великой Субботы
Второй важный момент: предок Жофруа де Шарни, в чьем поместье обнаружилась Туринская плащаница в XIV веке, участвовал в захвате Константинополя и занимал высокое положение среди тамплиеров. Крестоносцы Царьград тотально грабили, оскверняли храмы, убивали и насиловали, ведя себя как дикие варвары. При этом едва ли не единственным «тихим уголком» в этот момент оставался в городе императорский дворец с его храмом и реликварием. Он был сразу взят под охрану тамплиерами. И одним из тех, кто охранял ризницу был Готфрид де Шарни — предок Жофруа. Сохранились все реликвии оттуда по описанию Николай Месарита — около сорока святынь, за исключением Плащаницы («Погребальных пелен Христа», как ее тогда называли). Никто из франков их в Константинополе тогда не видел. Единственный человек, который мог дерзнуть взять святыню, имея на это власть — это как раз, Готфрид де Шарни. Разумеется, не для себя лично, а для Ордена, который был тогда в католическом мире самым могущественным. Сохранились предания, что новых членов Ордена посвящали как раз у некоего «Лика Христа». Подтвердить или опровергнуть эти рассказы сегодня сложно.
Большинство остальных святынь из императорской ризницы были позже выкуплены Людовиком IX Святым у венецианцев за гигантскую по тем временам сумму — 130 тысяч ливров. Перед этим его кузен — латинский император Константинополя Балдуин в течение несколько лет отдавал под залог ризничные святыни венецианским купцам, чтобы как-то содержать свою «империю». Предупреждая возможную ситуацию, если Балдуин вдруг начнет требовать вернуть выкупленное обратно в Константинополь, Людовик заставил кузена подписать отказную грамоту от святынь. И в ней опять как в инвентарной описи перечисляются все реликвии, но Плащаница отсутствует. Во всю эту историю непротиворечиво вписывается исчезновение на два века «Погребальных пелен Христа» и появление их в имении Жофруа де Шарни. Позже Плащаница находилась в часовне герцогов Савойских в Шамбери, где пережила сильный пожар, а в середине XVI века оказалась в Турине, в главном храме герцогов Савойских. Где и пребывает до сих пор.
— Большое количество фактов, полученных исследователями разных стран, говорят о подлинности этой реликвии. В нашей Церкви изображения Туринской Плащаницы почитается во многих храмах как икона. Но официального церковного признания ее в качестве величайшей христианской Святыни нет, как и в Католической церкви. С чем это на Ваш взгляд связано?
— Мы живем в то время, когда существенную роль играет, скажем так, «научная составляющая» любой спорной темы, любого предмета. В случае с Туринской плащаницей наука не в силах дать однозначное заключение. Поэтому и Церковь не может взять на себя ответственность официального признания Лика Спасителя. Это слишком дерзновенно. Потому что мы можем сколько угодно говорить и о древности ткани, следах тернового венца и об отпечатках крови, которые явно соотносятся с другой святыней — так называемым Судариумом (платом, покрывавшем Лик Христа), хранящемся в испанском городе Овьедо... Но все это вместе не дает безусловного основания для всенародного объявления Церковью истинности Туринской плащаницы. Но дает при этом пространство для личной веры. Важно понять эту разницу. Чтобы вынести церковный вердикт, нужно не просто верить, а иметь стопроцентную уверенность, подкрепленную научными доказательствами. Повторюсь, это совершенно не противоречит нашей личной вере и почитанию Туринской плащаницы, как истинной величайшей христианской Святыни. Скажем, покойный Патриарх Алексий II благословил сделать фотоизображение Плащаницы и выставлять их копии в русских храмах, как иконы Спасителя. Всегда были и католики, включая пап, которые с глубокой сердечной верой почитали Плащаницу.
Митрополит Иларион (Алфеев) перед Плащаницей Спасителя в кафедральном соборе Турина 17 мая 2010 года
— Ряд христианских святынь проходил «проверку чудесами». Таким стала, конечно, идентификация Истинного Животворящего Креста Иисусова царицей Еленой и епископом Макарием исцелением (или воскресением) иерусалимской женщины....
Читайте о Животворящем Кресте Господнем статью «Крест — царей держава»
— Да, таким было, например, признание чудотворной иконы Богородицы Курская Коренная: когда ее пронесли над тяжко болевшим мальчиком Прохором — будущим святым Серафимом Саровским — он выздоровел. Множество святынь и мощей угодников Божиих «подтверждали» свою чудотворность. Но это неправильно было бы, наверное, назвать «проверкой». Ведь сказано «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Поэтому никто не дерзал ранее и не дерзает сегодня проводить целенаправленную «проверку» такой Святыни как Плащаница на чудеса. Хотя чудеса, за прошедшие столетия, безусловно были. Одно случилось прямо при мне. Господь сподобил меня раз двенадцать бывать у Туринской плащаницы. Однажды, когда мы стояли у святыни с паломнической группой из России, которую привез отец Игорь Фомин, одна пожилая женщина исцелилась от застарелого мениска колена. Она сильно хромала, ходила с палочкой, а помолившись у Плащаницы, почувствовала, что боль прошла. И уезжая домой, просто оставила палку, поскольку она ей уже была не нужна. Отец Игорь об этом тоже потом рассказывал на православном радио.
Тебе́ оде́ющагося све́том я́ко ри́зою сне́м Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом, и ви́дев ме́ртва на́га непогребе́на, благосе́рдный пла́чь восприи́м, рыда́я глаго́лаше: увы́ мне́ сладча́йший Иису́се, его́же вма́ле со́лнце на Кресте́ ви́сима узре́вшее мра́ком облага́шеся, и земля́ стра́хом колеба́шеся, и раздира́шеся церко́вная заве́са: но се́ ны́не ви́жу тя́, мене́ ра́ди во́лею подъе́мша сме́рть. ка́ко погребу́ тя́ Бо́же мо́й, или́ како́ю плащани́цею обвию́? ко́има ли рука́ма прикосну́ся нетле́нному твоему́ те́лу? или́ ки́я пе́сни воспою́ твоему́ исхо́ду ще́дре, велича́ю стра́сти твоя́, песносло́влю и погребе́ние твое́ со воскресе́нием, зовы́й: Го́споди сла́ва тебе́.
Стихиры на стиховне Великой Вечерни Великой Субботы
Я лично считаю, что никакого безусловного научного подтверждения истинности Туринской плащаницы никогда не будет. Господь специально оставляет пространство для веры, «зазор» в научных доказательствах, чтобы дать людям прежде всего поверить в Чудо Христова Воскресения. А не принять как непреложно доказанный наукой факт. Вера на первом месте, наука следует за ней. Вера — это ведь некий внутренний акт, когда человек готовит себя к принятию Христа, его Воскресения, что нужно сделать, чтобы самому измениться в соответствии с тем, что Христос нам заповедовал. Если бы Господь хотел, чтобы все, о чем говорит Евангелие, было научно доказано, то для веры просто не осталось бы места …
— Когда паломники смогут в следующий раз поклониться Туринской плащанице в Туринском соборе?
— Это никогда точно заранее неизвестно. Ее выносят чаще всего по какому-то поводу. Например, выносили в юбилей объединения Италии в 2010 году, когда огромное число паломников собралось в Турине. После этого приоткрывали ее для поклонения в 2015 году. В этом году мы также надеялись на вынос, поскольку папа Франциск объявил этот год юбилейным под девизом «Паломники надежды», наш паломнический центр надеялся, что Плащаница будет открыта, но они почему-то решили этого не делать. Без объяснений. Нам еще сообщили, что в мае после католической Пасхи, совпадающей в этом году с православной, намечено провести какую -то закрытую службу в соборе у Плащаницы, которую будут транслировать чуть ли не на весь мир. Поэтому приехать в Турин можно всегда, помолиться у точной копии Плащаницы в капелле собора Святого Иоанна Крестителя, посетить Музей Туринской Плащаницы, где рассказывается о ее истории. А вот увидеть саму святыню — это уж как Бог даст.
Туринский Кафедральный собор святого Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista или Duomo di Torino) представляет собой величественное сооружение эпохи Возрождения, построенное в 1498 году по проекту архитектора Амедео ди Франческо. Особую ценность представляет капелла Плащаницы (Cappella della Sindone) или капелла Гуарини (Cappella del Guarini), пристроенная к Собору в 1694 году специально для хранения Туринской плащаницы. Архитектор Гварино Гуарини мастерски вписал новое сооружение в существующий ансамбль. В 1997 году капелла сильно пострадала от пожара, но к 2018 году была восстановлена в прежнем великолепии. Музей Туринской Плащаницы (Museo della Sindone) расположен в здании, примыкающем к собору Иоанна Крестителя. Музей был открыт в 2000 году и представляет собой современный культурный центр, посвященный изучению и презентации одной из самых загадочных реликвий христианства. Экспозиция музея размещена на двух этажах и включает в себя копии Туринской плащаницы, документы, связанные с историей святыни. Музей оборудован мультимедийными установками, которые позволяют посетителям в интерактивном формате познакомиться с историей плащаницы и научными аспектами её изучения.
— Какие святыни, связанные непосредственно с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа в Западной Европе наиболее «востребованы» паломниками из России, а какие менее или почти совсем неизвестны?
— Из наиболее известных, это, конечно Судариум в Овьедо — плат, о котором я уже упоминал. До пандемии Ковида туда приезжало довольно много паломнических групп из России. По паломническому маршруту в Сантьяго-де-Компостела, где находятся мощи святого апостола Иакова, чтобы заехать в Овьедо, надо отклониться на 300 километров. У Судариума своя судьба — он попал в Овьедо из Иерусалима через Александрию и известен с IX века.
Благообра́зный Ио́сиф / с дре́ва сне́м пречи́стое те́ло твое́, / плащани́цею чи́стою обви́в и воня́ми, / во гро́бе но́ве закры́в положи́.
Тропарь Великой Субботы
Другая святыня из тех, что выкупил у венецианцев Людовик IX, — это фрагмент погребальных пелен Христа — подвязка, которой во время похорон подвязывают челюсть у человека, умершего насильственной смертью. Подвязка хранится в городе Каоре на юге Франции. Эта святыня из списка Балдуина, как раз менее известна нашим паломникам. В отличие от тернового венца Спасителя, хранящегося в Соборе Парижской Богоматери. И двух святынь, которые его сопровождают — части Животворящего Древа Креста Господня и гвоздя распятия. Их, слава Богу, удалось спасти во время последнего грандиозного пожара в Нотр-Дам де Пари. Это был настоящий подвиг пожарных — они рисковали жизнями, поскольку горящая крыша собора уже рушилась. Теперь их решено выносить для поклонения верующих каждую пятницу.
Читайте о Терновом венце Спасителя в статье «Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами…»
Еще одна святыня, связанная со Страстями Христовыми — набедренная повязка, бывшая на чреслах Христа во время распятия, находится в немецком городе Аахене — столице Карла Великого, в древнейшем соборе IX века. Карл получил эти святыни в дар от царицы Ромейской империи Ирины во время обручения ее сына Константина — будущего императора и дочери Карла — Ротруды в конце VIII века. Там же в Аахенском кафедральном соборе хранятся пеленки Богомладенца Иисуса Христа. Это часть рубашки с вытянутым рукавом, которую кто-то из добрых людей распорол, чтобы было во что обернуть родившегося Царя царей. Среди аахенских святынь — одеяние Приснодевы Марии, бывшее на Божией Матери в ночь Рождества в Вифлееме, и плат, в который была завернута глава святого Иоанна Крестителя после отсечения. Их называют «четырьмя великими аахенскими святынями». Хранятся там также поясок Богородицы и кусок веревки, которой Христос был привязан к столбу бичевания. Каждые семь лет эти святыни открывают, и паломники получают возможность им поклониться.
Набедренная повязка Господа Иисуса Христа в Аахенском соборе, Германия
Photo by Geolina163 / CC BY-SA 3.0
— Меняется ли «паломническая география» со стороны наших соотечественников? Возникают ли в связи с этим какие-то новые паломнические проекты?
— Говорить о каких-то совсем новых проектах не приходится. Мы ожидали чего-то нового в связи с папским объявлением 2025-го юбилейным «паломническим». Но ничего такого со стороны Католической церкви не произошло — все традиционно.
Бе́здну заключи́вый, ме́ртв зри́тся, и смѵ́рною и плащани́цею обви́вся, во гро́бе полага́ется я́ко сме́ртный безсме́ртный: жены́ же приидо́ша пома́зати его́ мѵ́ром, пла́чущыя го́рько и вопию́щыя: сия́ суббо́та е́сть преблагослове́нная, в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Кондак Великой Субботы
Ну а в нашем центре много оригинальных программ, которые просто надо восстановить. После наступления ковида и в связи с трагическими событиями последних лет паломничество в Святую Землю, да и по Западной Европе, было затруднено — по «логистическим», так скажем, обстоятельствам. Мы хотим восстановить (и уже восстанавливаем) паломнический тур в Марокко, где множество христианских объектов, в том числе связанных с русским присутствием времени послереволюционной эмиграции. Например, замечательная действующая русская церковь в Рабате, а также в Касабланке. Мы там исследуем эпоху установления христианства в Африке — это великолепные развалины города Римской империи Волюбилис, где на дочери Клеопатры закончилась египетская династия Птолемеев. Это часть нашей большой программы «Христианство на территории ислама». Мы молимся там в наших православных храмах, а кроме этого, узнаем много про ислам. Это важно, ведь наше представление об этой мировой религии часто носит поверхностный характер. А для нормального мирного сосуществования с мусульманами их вероучение следует знать лучше.
Будем возрождать также тур «К святыням Сицилии». Там почивают мощи многих замечательных святых, имена которых присутствуют в нашем православном календаре. Например, святой мученицы Агаты Катанской в городе Катания. К ней восходит старое русское имя Агафья. А также сицилийский город Сиракузы, где прославилась и была убита святая мученица Лючия (Луция), мощи которой, впрочем, оттуда были вывезены. Стала всемирно известной неополитанская песня «Санта Лючия», а в России имя этой святой преобразовалось в Лукерью. В Сицилии мы сталкиваемся с древним христианским искусством, с сильным византийским влиянием — и это очень интересно.
— Благодарим за интересную беседу, отец Тимофей и надеемся на ее продолжение — осталось еще много и познавательных и острых вопросов о нынешнем состоянии паломничества за рубежом.
— Помоги, Господи, вам и вашему прекрасному журналу — обязательно продолжим.
Беседовал Андрей Самохин, член Союза писателей России.
[1] Впервые в русском переводе книга вышла в 1998 г. Второе издание состоялось в 2000 г. См. Новелли Дж. Туринская Плащаница: вопрос остается открытым. Москва, Издательство Францисканцев, 2000, издание второе, исправленное и дополненное.
[2] Глеб Александрович Каледа (1921 — 1994), протоиерей, церковный писатель, доктор геолого-минералогических наук. Особое место в сфере интересов прот. Глеба занимала Туринская плащаница, о которой он написал научную статью. Отношение отца Глеба к святыне выразилось в его признании, сделанном в пасхальной проповеди 1994 года: «Проведя много лет в сборах материалов о Туринской плащанице, сделав небольшой вклад в познание ее, я почувствовал, что ко мне уже не относятся слова, сказанные Христом апостолу Фоме: “Блаженны невидевшие и уверовавшие”. Я вложил персты мои в раны гвоздинные и руку в ребра Его».