Преподобный Парфений (Краснопевцев) – духовник Киево-Печерской Лавры –родился в 1790 году в семье пономаря. Когда Петр (его мирское имя) учился в семинарии, с ним произошел необычный случай. На каникулах задремал он как-то под деревом, а когда очнулся, увидел старца. «Монах есть странник и мертвец для земного», – сказал старец и удалился в лесную чащу. Петр побежал за ним, но не смог найти, однако слова монаха надолго запали в душу.
В 1814 году юноша побывал в Киево-Печерской Лавре и захотел остаться здесь навсегда. Со временем он не только стал монахом, но и духовником Лавры. Не один раз являлись ему святые и Сама Богородица, укрепляя и наставляя великого молитвенника. А он делился духовной мудростью с братией монастыря и приходящими людьми. Вот несколько наставлений преподобного Парфения.
«Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва... Уединение и молитва выше всякого блага».
«Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной».
«Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святого Духа».
«Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон – от излишней пищи».
«Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, – погубляет и то, что имел».
«Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника, и во всем следовать его рассуждению».
«Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуей стороны, т. е. искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуей, борет нас с десной, т. е. в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению».
«Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию: но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание».