Паломничество на Руси всегда воспринималось как акт особой любви ко святыне, ради которой человек предпринимает свой, зачастую трудный, подвиг. В средние века в нашей стране был особенно популярен специфический литературный жанр – «хождения», представляющий собой ничто иное как путевые заметки русских паломников.
Наиболее известны на сегодняшний день воспоминания игумена Даниила о посещении им Иерусалимом, а также архимандритов Варсонофия и Агрефения. Духовный писатель начала двадцатого века Иван Шмелев, в своих воспоминаниях пишет о некоей Полугарихе, которая когда-то ходила пешком в Иерусалим, и после этого ее приглашали на все праздничные застолья, чтобы услышать рассказ о путешествии.
Русский паломник всегда рассматривал свой труд как нечто общеполезное, а не просто реализацию собственных желаний. Так, уже упоминавшийся игумен Даниил пожертвовал в Храм Воскресения Христова две лампады, на одной из которых в качестве дарителя была указана «земля русская». В своих воспоминаниях паломники пытались зафиксировать для своих соотечественников то, что большинство не имело возможности иным образом узнать и увидеть – особенности богослужения в святых местах, отношения верующих между собой, описание храмов, святынь, а также быта и традиций других народов.
В крестьянской России, живущей преимущественно за счет сельского хозяйства, свободно паломничать могли только люди, освобожденные от житейских забот. Это были старики или дети, а также особый род людей – странники, жившие на подаяние и не имевшие своего дома. Чаще всего паломничали небольшой группой, от одного селения выбирая одного человека, наименее способного своим трудом в данный момент принести пользу общине. Проходившим богомольцам жители встречных поселений предоставляли кров и пищу, за это «у святыни» паломники поминали своих питателей, ставя свечи и подавая заказные записки.
Писатель Сергей Нилус приводит рассказ одной странницы, которая свидетельствовала об обычае, существовавшем у паломников в Киеве – в последний день пребывания в складчину заказывать раннюю Литургию в Лавре за всех своих благодетелей.
Известный Шацкий блаженный двадцатого века Андрей Ковалев часто советовал просящим его молитв поминать и его самого, и его родителей «у почаевских святынь».
Как видно, для души русского воцерковленного человека было естественно посещать святые места, поклоняясь Богу у особенно чтимых святынь. Паломник совершал труд не столько ради собственного удовольствия, сколько ради общей молитвы за всех.