Богатырь духа

Роль личности

Богатырь духа

Имя святителя Иоанна Рижского известно далеко не всем. Между тем это был человек редкой духовной силы. Ближайший сподвижник патриарха Тихона служил во многих городах и везде был любим народом. Святителя убили под Ригой в ночь с 11 на 12 октября 1934 года.

 

Ближайший сподвижник патриарха Тихона, святитель Иоанн Рижский, был мученически убит на архиерейской даче под Ригой в ночь с 11 на 12 октября 1934 года. Имя убийц до сих пор неизвестно.

 

Корни

Необычайная сила духа этого человека поражала современников. Как известно, сильная воля может заключаться и в немощном теле, мы знаем, что многие подвижники Церкви были больны и немощны. Но у владыки Иоанна духовная крепость сочеталась с богатырской внешностью и огромной физической силой.

Будущий архиепископ родился 6 января 1876 года в простой крестьянской семье, на хуторе Илзессала Праулиенской волости. Его отец – православный латыш Андрей Поммер – был глубоко верующим человеком. Именно от него владыка унаследовал крепость веры, богатырскую стать и огромное трудолюбие. Даже став архиепископом, отец Иоанн не избегал физической работы, напротив – находил в ней отдых от тяжелых пастырских трудов.

Православие вошло в эту семью еще при прадеде Иоанна. Несмотря на постоянные притеснения со стороны католического окружения, Поммеры воспитывали своих детей в православной вере. Семья часто собиралась вместе, дети пели и читали молитвы.

 

Начало иноческого пути

В 1887 году Иоанн, которому всегда легко давалась учеба, уехал в далекую Ригу и поступил в Рижское духовное училище. А спустя четыре года стал учащимся духовной семинарии.

Все свое свободное время вдумчивый и мечтательный юноша проводил за книгами. Иногда по субботам после вечерних богослужений пел в сводном хоре – Иоанн обладал замечательным музыкальным слухом. Уже тогда он отличался глубоким религиозным чувством и мечтал об уединенных иноческих подвигах.

В 1900 году будущий подвижник поступил в Киевскую духовную академию и через три года принял монашеский постриг. Вступить на иноческий путь его благословил сам праведный Иоанн Кронштадтский.

Закончив с отличием академию, иеромонах Иоанн некоторое время преподавал в Черниговской духовной семинарии, но Господь вел своего избранника все к более высокому служению. В 1907 году отец Иоанн был возведен в сан архимандрита и затем поставлен настоятелем Виленского Троицкого монастыря.

При этом владыка оставался сердечным и доступным человеком, чутким к нуждам простых людей. Одним он помогал с работой, другим – с лечением, третьим – пропитанием. Он не разделял людей по национальному признаку. Русские, литовцы, белорусы – все были для него братьями во Христе. Владыка служил во многих городах и приходах и везде был любим верующим народом.

 

Таганрог и Тверь

В 1912 году в Александро-Невской лавре архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа. В этом же году он был направлен в Одессу, а затем получил назначение в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913–1917 годы).

 

В 2016 году исполнилось 15 лет со дня прославления Иоанна Рижского в лике святых

 

Наступило время тяжких испытаний и трагических потрясений – Первая мировая война, Октябрьская революция… Именно в этот переломный для страны момент с необычайной яркостью раскрылась личность владыки Иоанна, твердо стоявшего в правде Христовой и вдохновлявшего множество людей стоять рядом с ним.

В сентябре 1917 года Патриарх Тихон, который высоко ценил личные качества епископа Иоанна, назначил его на служение в Тверскую епархию, где враги Церкви, воспользовавшись революционной смутой, изгнали его предшественника – архиепископа Серафима.

Восстановив в Твери мирное течение церковной жизни, владыка Иоанн получил еще более трудное назначение – «врачевать» последствия церковного раскола в Пензенской епархии. В это же время Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа.

 

Раскол в Пензе

Пензенское духовенство находилось тогда в сложнейшем положении. Значительная часть священников поддержала раскол. Пензенский кафедральный собор и другие храмы города оказались в руках отступников. Управляющий епархией епископ Федор, не выдержав этих испытаний, умер от сердечного приступа.

Уже первые архиерейские службы привлекли к владыке Иоанну сердца верующих людей. Будучи прекрасным проповедником, он находил самые точные, важные и проникновенные слова для своей паствы. Вокруг него стали сплачиваться и духовенство, и миряне. Но и враги не сдавались – над архиепископом постоянно витала угроза физической расправы. Решимость гонителей была столь велика, что они блокировали Петропавловский храм, где владыка совершал богослужение на Страстной седмице. Владыку спасли его духовные чада – они окружили своего пастыря плотным кольцом, выражая готовность отдать за него жизнь.

 

Террор большевиков

Понятно, что и большевистская власть крайне враждебно отнеслась к архипастырю, пользующемуся огромной поддержкой населения. Начались обыски, преследования, клеветнические обвинения.

В 1918 году на архиепископа Иоанна было совершено покушение прямо в келье Преображенского монастыря, где он тогда жил. Его спасла лишь самоотверженность келейника, который ударил стрелявшего по руке – пуля попала в ногу владыки.

Большевики не оставляли попыток расправиться с подвижником веры. В мае того же года они открыли артиллерийский огонь по монастырю. Снаряды разорвались в соседних кельях, не затронув покои архиепископа. А в сентябре владыку Иоанна увезли на очную ставку – в «дом, откуда не возвращаются».

В камере, где содержались приговоренные к расстрелу, архиепископ пережил все, что испытывает человек перед неминуемой смертью. Заключенных одного за другим уводили из камеры, последним в этой страшной очереди значился владыка. Он молился и ждал. Но свершилось чудо: около часа ночи его освободили.

Выйдя на свободу, архиепископ Иоанн отправился в длительную поездку по епархии. Во всех приходах народ с огромной радостью и душевным подъемом встречал своего архипастыря. Но враги сплели новые козни – на этот раз владыку обвинили в контрреволюционной деятельности. По возвращении в Пензу его вновь заключили под стражу, а затем дело передали в Москву. Казалось, трагический финал неизбежен, но и на этот раз все обвинения оказались бездоказательными – архиепископ был оправдан.

 

Служение в Риге

В 1921 году владыку Иоанна направили в Ригу, где положение Православной Церкви было плачевным – ее воспринимали как обременительное наследие поверженной монархии. После получения независимости в Латвии было уничтожено духовное образование, Рижская кафедра оказалась без архипастыря, все православные храмы были разорены и поруганы.

Чтобы отстоять Православие в этой стране, архиепископ Иоанн стал депутатом Латвийского сейма. В этот сложнейший период на владыку обрушился новый поток клеветы и нападок, но защищая Святую Церковь, он смиренно терпел все поношения и даже побои во время бурных дебатов в парламенте.

Отвечая на угрозы, архиепископ с трибуны сейма говорил: «Господа, я уже в таких летах, когда человек никаких угроз не боится. Всю свою жизнь я проработал с чистой совестью. Если мне придется дать ответ Богу, я готов ответить. Приводите в действия свои угрозы – я спокойно прочту слова Священного Писания: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2,29)».

Благодаря самоотверженным трудам и непреклонной воле владыки Церковь, наконец, получает статус юридического лица, и с этого момента в Латвии начинается возрождение Православия. Всего за девять лет, с 1921 по 1930 год, на латвийской земле было построено и освящено десять храмов, еще четыре церкви находились на стадии строительства. Все храмы вновь обрели свой «голос» – на них были установлены колокола.

Святой патриарх Тихон, хорошо зная, чего стоили владыке эти победы, называл его «мужем борьбы». А простой народ видел в нем «нового Златоуста» – послушать проповеди архиепископа собиралась едва ли не вся православная Рига.

 

Подвал как символ

В первые дни пребывания в Риге владыка поселился в подвале поруганного Рижского кафедрального собора, который планировали стереть с лица земли. Здесь он молился перед иконами, висящими на голых сырых стенах, здесь же принимал посетителей и высоких гостей из зарубежных епархий.

О своем убогом жилище он оставил такие строки: «Мой подвал навсегда останется памятником того положения, в каком находилась Православная Церковь в пережитые нами тяжелые времена. Мой подвал не только мое жилище, но и символ. Он должен стать и памятником во славу, а не в поношение Православной Церкви. Поэтому я готов в нем не только жить, трудиться, но и постепенно таять, и умереть, и быть погребенным в нем же».

В своем служении владыка никогда не искал ни почета, ни материальных благ, ни высоких наград. До последнего дня он честно и ревностно выполнял свой священный долг архипастыря, укрепляя ослабевающее здоровье глубочайшей верой и горячей молитвой.

 

Мученический венец

«Приди скорей ко мне ты, любезный сердцу кресте, и подави своею тяжестью все, что осталось во мне безбожного: сомнение, эгоизм, мирские наклонности, плотские привязанности. Я не буду роптать об утрате их, ибо я знаю: когда внешний наш человек тлеет, внутренний оживает». Эти слова из проповеди священномученика Иоанна оказались пророческими. Он принял свой крест темной ночью 1934 года.

В ту осень владыка, чье здоровье пошатнулось от непрерывной борьбы с врагами Церкви, жил на архиерейской даче у Кишозера в Озолкалнсе. Жил уединенно, без всякой охраны. В свободное время работал в саду, столярничал на верстаке.

В ночь с 11 на 12 октября неизвестные беспрепятственно пробрались в дом владыки, привязали его к снятой с петель двери и подвергли страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги архиепископа жгли огнем. О его мученической смерти возвестил страшный пожар на архиерейской даче.

Известие о кончине любимого пастыря распространилось с быстротой молнии. О нем скорбели не только православные – вся Латвия содрогнулась от жестокости содеянного.

В последний путь владыку Иоанна провожали сто тысяч человек – никогда еще в Риге не было столь многолюдных похорон. Люди разных национальностей и вероисповеданий объединились в своей искренней любви к архипастырю, сознавая величие его духовного подвига.

 

Прославление

Почитание священномученика началось сразу после его кончины. Над местом упокоения владыки на Покровском кладбище в Риге была возведена часовня, которую украсило мозаичное изображение святого Иоанна Предтечи.

К этой часовне верующие люди приходили всегда, даже в те годы, когда она стояла закрытой, а память о владыке старались предать забвению. Однако Господь судил иначе – всем православным верующим, и не только в Латвии, довелось увидеть славу святителя Иоанна Рижского.

В 2001 году Церковь причислила его к лику святых. Нетленные мощи священномученика были перенесены в Рижский кафедральный собор, который владыка так любил. А спустя пять лет один из приделов храма был освящен в его честь.

Сегодня имя священномученика Иоанна знает весь православный мир. К его святой раке несут люди свои печали и радости. Умножаются случаи благодатной помощи по молитвам святителя. Ширится его почитание. Возрастает слава истинного богатыря духа.

Оксана Дементьева, Людмила Дианова

Рисунки Анастасии Башковой

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Два Святителя из Ликии

Два Святителя из Ликии

Недалеко от турецкого города Демре (бывшие Миры) находятся развалины некогда очень известного в Малой Азии монастыря Святой Сион, настоятелем которого был великий чудотворец Николай Пинарский.

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская…

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская…

635 лет со дня кончины святого благоверного великого князя Димитрия Донского.