В прошлые века самый короткий путь в Иерусалим лежал через море. И Яффо был тем желанным берегом, о котором мечтали богомольцы весь долгий и опасный путь.
Ноев ковчег
Да и сейчас, приземлившись в аэропорту Бен-Гурион, паломники первым делом направляются в этот исторический район Тель-Авива, известный человечеству еще по Библии.
…Мальчишка с удочкой, неподвижно сидящий на пирсе. Два шумных водителя, не желающих уступать друг другу дорогу на узкой улочке. И даже местная изюминка – парящее дерево в кадке, подвешенное тросами к стенам домов, – все это понятно. Это здесь и сейчас. Но осознать, что в ветхозаветные времена именно в этой точке планеты, там, где ты стоишь, Ной строил свой ковчег, практически невозможно.
«И сказал (Господь) Бог Ною… Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Быт. 6:13).
Стройка развернулась на самом высоком месте побережья – Яффском холме – и продолжалась не один год. Сооруженный по слову Господа ковчег стал не просто надежным кораблем, перенесшим все испытания стихии, но и символом спасения человечества.
С вершины холма хорошо просматривается современный Тель-Авив с полукружьем высоток вдоль изогнутой линии берега и белесая от ослепительного солнца гладь моря. Но тогда в бурлящем потоке воды, поглотившем и землю, и небо, Ноев ковчег был один во всей Вселенной. И надо было всецело довериться Богу, чтобы не отчаяться. И надо было найти в себе силы для новой лучшей жизни, ради которой Господь и спас семью единственного праведника.
Древнее древнего
Когда вода, наконец, спала, Ной с сыновьями вышли на сушу, и каждый избрал свой собственный путь. Младший сын Иафет, по одной из версий, вернувшись в родные края, основал город Яффо (в римском варианте – Иоппа).
Археологи, проводившие раскопки на склонах холма, с уверенностью могут сказать лишь одно: Яффо – один из древнейших городов Земли, чья история никогда не прерывалась. Найденные остатки защитных укреплений датируются ХVIII веком до Р.Х. Знаменитые «ворота Рамсеса», которые можно увидеть в археологическом парке Яффо, – чуть моложе. Они были установлены во второй половине ХVII века до Р.Х. в память о величии и мудрости египетского фараона Рамсеса II, захватившего город.
Не менее почтенный возраст и у знаменитого Яффского порта. При царе Соломоне сюда доставлялся ливанский кедр для строительства Иерусалимского храма. Через Яффский порт проходил знаменитый морской путь из Египта в Месопотамию. И уже в первом веке после Р.Х. в эту гавань стали прибывать корабли с паломниками.
Чудо воскрешения
Узкие улочки старого города, вымощенные булыжниками, то резко поднимаются вверх, то неожиданно пропадают за поворотом. Их двенадцать – по числу знаков Зодиака. Туристы, далекие от христианства, прогулку по «тропе гороскопа» воспринимают как небольшое приключение и с любопытством рассматривают яркие таблички на домах с зодиакальными названиями улиц. Паломников же в этой части города привлекает совсем другое – они торопятся увидеть дом кожевника Симона, где апостол Петр провел несколько дней после воскрешения праведной Тавифы.
В Иоппе по молитве к Господу апостол Петр воскресил умершую Тавифу
Тавифа была известна в Иоппии как искусная портниха и добрая христианка, «творившая много милостынь». Когда она занемогла и умерла, люди, хорошо знавшие ее, послали в соседнюю Лидду за апостолом Петром. Войдя в дом Тавифы, «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою» (Деян. 9:40–41).
Весть о чудесном исцелении тут же разлетелась по всей Иоппе, и многие тогда уверовали во Христа.
Дом кожевника
Жизнь, кажется, замерла на этой тихой сонной улочке. Дверь Дома кожевника заперта. Сейчас, как свидетельствует табличка на доме, его занимает обычная армянская семья, которая наверняка устала от внимания частых гостей, не упускающих возможности сфотографироваться на фоне невысокой каменной постройки.
В апостольские времена, когда все вокруг выглядело иначе, этот дом находился за чертой города, «при море», и считался «нечистым». Войдя в него, Петр совершил очень смелый в глазах иудеев поступок. Кожевник, живший в постоянном смраде, среди мокнущих шкур, был едва ли не таким же отверженным, как и прокаженный. Жить рядом с таким человеком никто не хотел. Но апостол выбрал именно это жилище. Почему? Вероятно потому, что Симон уверовал в Спасителя и стал ему братом во Христе.
В фокус объектива попадает плоская крыша с маяком. Трудно сказать, был ли здесь маяк в первом веке по Р.Х., но крыша, по всей видимости, та самая, где было апостолу Петру удивительное видение.
О чистом и нечистом
Однажды апостол поднялся на верх дома помолиться и почувствовал сильный голод. Вдруг небо отверзлось, и Петр увидел большое полотно, связанное по четырем углам, «в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 11-15).
А тем временем к дому кожевника уже подходили доверенные люди римского сотника Корнилия, которому тоже было видение. И в этом видении ангел повелел сотнику призвать в свой дом апостола Петра для проповеди Слова Божия. Петр отправился в Кессарию, хотя никогда раньше не проповедовал среди язычников. Войдя в дом, где ему была уготована самая теплая встреча, апостол увидел множество собравшихся. «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. (Деян. 10, 28–29).
После проникновенных слов Петра о Христе все присутствовавшие в доме Корнилия уверовали во Христа. Однако, когда апостол вернулся в Иерусалим, некоторые упрекали его, что он «ходил к людям необрезанным и ел с ними». Но апостол убедил единоверцев: Бог милостив и дает возможность покаяния всем людям, в том числе и язычникам. Долг христианина не гнушаться «нечистыми», а нести им свет правды о Христе.
«Два переулка Тавифы»
В 1820 году в Яффо появилось Российское вице-консульство – первое русское дипломатическое представительство на Святой Земле. А спустя 27 лет при содействии императора Николая I была создана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, цель которой – оказывать всестороннюю помощь русским паломникам.
Уже в середине ХIХ века между Одессой и Яффо налаживается регулярное пассажирское сообщение. Но вскоре становится ясно, что утомленным морским путешествием людям требуется место, где они могли бы помолиться и восстановить свои силы перед пешим отрезком пути. До Иерусалима еще семьдесят километров, а это несколько трудных переходов под палящим южным солнцем.
В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобретает через своего верного друга Якова Халеби участок земли близ города Яффо, где когда-то было древнее еврейское кладбище. Это место называлось «Дарбатейн Табита», что значит «Два переулка Тавифы». Такое название свидетельствовало о том, что в течение всех этих веков людская память хранила имя праведницы.
Архимандрит Антонин был уверен, что именно здесь следует искать гробницу Тавифы. Вместе с иерусалимским архитектором Конрадом Шиком они определяют наиболее вероятное место захоронения святой и, действительно, во время раскопок находят подземный склеп.
…В хорошо сохранившейся гробнице, куда ведет несколько каменных ступенек, всегда горят свечи. Перед иконой праведницы паломники преклоняют колени и просят у святой помощи в различных житейских нуждах.
В присутствии Их Высочеств
На приобретенном участке земли архимандрит Антонин построил дом для паломников, вырыл бассейн. А в октябре 1888 года в присутствии высочайших особ, прибывших тогда на Святую Землю, – Великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича, а также Великой княгини Елизаветы Федоровны – заложил храм.
Архимандрит Антонин строил храм по своему собственному проекту, не прибегая к услугам архитекторов. Он желал, чтобы церковь цвета синопии стала архитектурной доминантой Яффо, а ее тридцатисемиметровая колокольня была видна еще с моря. Владыка лично позаботился и об устройстве иконостаса, который, по его мнению, должен быть «безыскуственным» – в строгом классическом стиле. Через шесть лет Иерусалимский Патриарх Герасим совершил торжественное освящение храма.
Скоро вся земля вокруг была превращена в цветущий сад и стала одним из самых благоустроенных и красивых владений Русской Духовной Миссии. Архимандрит Антонин очень любил это место и проводил здесь редко выпадавшие дни отдыха.
По воспоминаниям паломников, русское подворье так резко контрастировало с узкими и грязными улицами тогдашнего Яффо, что казалось прибывшим настоящим раем. Здесь стали формироваться большие группы богомольцев, которые в сопровождении охраны и членов Русской Духовной Миссии отправлялись в дальнейший путь.
Где отдыхает душа
Если бы архимандрит Антонин в наши дни посетил русское подворье в Яффо, он, наверное, искренне бы порадовался увиденному. Его труды не только сохранены, но и преумножены. Среди цветников, изящных фонтанов и причудливо подстриженных кустарников гуляют важные павлины. В живописных прудах плавают золотые рыбки. Зеленые крикливые попугаи, неожиданно сорвавшиеся с ветки, кружат прямо над головой.
Этот по-царски роскошный парк окружен фруктовыми деревьями, на которых зреют апельсины, мандарины и лимоны. Если вы окажетесь здесь зимой или поздней осенью, то наверняка сможете отведать душистых сочных плодов из сада святой Тавифы.
…Недалеко от храма гостей подворья встречает большая, в полный рост, мозаичная икона святой, перед которой лежит каменное Евангелие. На нем на шести языках написана краткая молитва: «Святая праведная Тавифа, моли Бога о нас». Эта часовня появилась здесь сравнительно недавно, как и купель из розового вифлеемского камня, как и новая позолота на кресте и маковках церкви.
Архимандрит Антонин очень любил это место и проводил здесь редко выпадавшие выходные
Пять лет назад ключарем храма был назначен протоиерей Игорь Пчелинцев, при котором, как при хорошем хозяине, русское подворье с каждым годом становится все краше и краше.
Отец Игорь приглашает зайти в храм. От первоначального убранства церкви сохранился белый с позолотой иконостас, подаренный храму Императорским Православным Палестинским Обществом, и три образа Богородицы. Это Ахтырская икона Божией Матери, Калужская и «Взыскание погибших». Все три расположены на центральных столбах.
В южной части храма рядом с солеей находится ковчег с пятьюдесятью частицами мощей Киево-Печерских святых. Приложившись к ним, ставим в подсвечник свечи. Ставим прямо в песок, стараясь не порушить на нем хрупкий замысловатый узор. Так уж здесь заведено: к каждой воскресной службе создавать в подсвечниках маленькие песочные шедевры.
Своя чужая беда
От игумена Питирима (Хараима), который прослужил на Яффском участке почти двадцать лет, отцу Игорю достались в наследство не только благоустроенная территория, отреставрированный храм, но и большая православная община, которая была образована здесь в 90-е годы прошлого века из бывших граждан Советского Союза.
До сих пор на воскресные литургии сюда приезжают православные евреи, украинцы, молдаване, грузины и, конечно, русские, проживающие в разных городах Израиля. По сложившейся традиции после службы все остаются на чаепитие, и в саду перед храмом накрываются длиннющие столы, за которыми рассаживаются порядка ста человек. Остальные пятьдесят-шестьдесят, как правило, пьют чай стоя.
В такие минуты становится очевидно, что православная община действительно одна большая семья, которую, впрочем, объединяет не только общая трапеза, но и общее участие в одной отдельно взятой человеческой судьбе.
Отец Игорь и его прихожане уже который год опекают онкобольных, приехавших на лечение в Израиль. Одним требуются слова утешения и поддержки, другим – недостающая сумма на лечение. И вот отец Игорь, призывая к милосердию, которым так славилась святая Тавифа, снова начинает сбор средств, чтобы спасти чью-то жизнь. Будучи активным пользователем Интернета, он использует для этих целей любые площадки – и Facebook, и ЖЖ.
…Добравшись до Святой Земли, мы, как правило, торопимся припасть к великим святыням, чтобы слезно вымолить просимое. Мы думаем: здесь Господь так близко – он услышит нас. Но если мы всецело поглощены собственными страданиями и безразличны к чужим – услышит ли? Святая праведная Тавифа, моли Бога о нас…
Людмила Дианова,
фото автора и протоиерея Игоря Пчелинцева