В 2010 году в ходе археологических раскопок на острове Святого Иоанна под руинами древнего храма был обнаружен заложенный в основание алтаря мощевик. В нем оказались часть руки, кости черепа и зуб Иоанна Крестителя. Принадлежность мощей именно этому человеку подтверждала надпись на саркофаге: «Бог помогает тому, кто принес мощи Святого Иоанна Крестителя…».
В Христианстве после Божией Матери Иоанн Креститель самый чтимый святой. Чтобы понять, сколь он велик, обратимся к Евангелию от Луки. В самом начале своего повествования евангелист говорит о явлении Ангела праведному Захарии, который был уже в преклонных летах, но детей не имел. Ангел сказал: «…услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом» (Лк.1, 13-15).
Чтобы избежать участи умерщвленных по приказу Ирода младенцев, Елисавета скрывала своего сына в пустыне. Там он и рос, готовя себя к будущему служению строгой аскетичной жизнью — постом и молитвой. Святой Иоанн носил грубую одежду, питался акридами и оставался пустынножителем до тех пор, пока Бог не призвал его предуготовить Спасителю путь.
Пророк Иоанн явился на берега Иордана, где иудеи совершали религиозное омовение перед праздником очищения, и обратился к ним с проповедью о покаянии. Он говорит о внутреннем делании, которое значительно важнее внешнего, об очищении души от греховной грязи. Чтобы заслужить прощение, мало сокрушаться о грехах – необходимо сотворить достойный плод покаяния. «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мтф.3.6). Иоанн Креститель, происходящий из рода священников, стал первым исповедником в истории Церкви. Он пользовался огромным авторитетом у иудеев и воспитал учеников, которые впоследствии стали учениками Иисуса Христа.
Истинное покаяние вело к исканию новой жизни. Люди из разных слоев общества спрашивали пророка, как жить дальше? Как стать лучше? И получали простые, ясные ответы. Сама безгрешная жизнь пророка являлась лучшим образцом для подражания. Иоанн Креститель, говоря о скором приходе Мессии, дает пример величайшего смирения и почитания Господа. «Идущий за мной сильнее меня; я не достоин понести обувь его. Он будет крестить Вас духом своим и огнем» (Мтф.3,11)
Их встреча произошла в Вифаваре, на берегу Иордана. Среди желающих креститься пророк сразу же узнает Христа. Он не скрывает своего удивления: Тот, Кто сильнее, смиренно хочет принять от него крещение! «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15). И вот во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3, 21-22).
Божественная природа Христа была засвидетельствована всенародно. Но люди еще не знали, что именно Ему суждено стать Спасителем рода человеческого. Иоанн Креститель, получив откровение, первый говорит об этом своим ученикам. «…се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин, 1,29).
После крещения Христа пророк Иоанн понимает, что его миссия выполнена. Он сравнивает свое отношение ко Христу с отношением друга к жениху после его обручения с невестой. Обязанность друга заключалась в том, чтобы приготовить невесту – израильский народ - и привести ее к Жениху. Что он в точности и исполнил. Теперь друг Жениха радуется самой возможности стоять рядом со Христом, слышать Его голос, внимать Ему. «Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.» (Ин. 3, 29-30).
Умаляя себя, не ища ни славы, ни даже признания, Иоанн Предтеча делается по-настоящему великим. Это единственный человек, о котором Господь сказал, что он выше пророка (Мтф.3,11) и его свидетельство о Нем истинно (Ин.5, 32-33). Христос сравнивает Иоанна Крестителя со светильником, горящим и светящим (Ин. 5,35). Но этому светильнику суждено было гореть недолго – лишь до первого пришествия Христа.
За беспощадное осуждение греха и обличение погрязшего в распутстве царя Ирода Иоанн Креститель был заточен в темницу, а вскоре по наущению танцовщицы Саломии был обезгавлен.
Честную главу и мощи святого несколько раз спасали от поругания, перевозя с одного места на другое. Часть мощей оказалась в Константинополе и, вероятнее всего, именно оттуда попала в глубокой древности на остров Святого Иоанна. Здесь находился один из первых монастырей в честь Иоанна Предтечи, основанный, по преданию, Андреем Первозванным. Монашеская обитель являлась крупнейшим центром Православия на всем Черноморском побережье. В ее стенах были созданы сотни рукописных книг, разошедшихся по всему миру.
В 1623 году у острова Святого Иоанна произошло ожесточенное морское сражение, в результате которого монастырь был полностью сожжен. С тех пор он больше не восстанавливался – остров стал необитаем, но время от времени археологи находят здесь интереснейшие артефакты, самыми значимыми из которых стали мощи Иоанна Крестителя.
В настоящее время бесценная святыня пребывает в храме Кирилла и Мефодия старинного города Созополя.
СПРАВКА:
Для детального исследования мощи были переданы в лабораторию радиуглеродного анализа при Оксфордском университете. Изотопный анализ показал, что кости принадлежат человеку, жившему в начале I века. Кроме того, ученые сумели восстановить митохондриальный геном ДНК костей, что подтвердило: все найденные фрагменты скелета принадлежат одному человеку и этот человек относится к восточной группе народов, проживавших на территории Палестины.