Вы когда-нибудь задумывались сколько всего на Земле православных храмов и часовен, освященных в честь святителя Николая Чудотворца?
Обратимся к каталогу православной архитектуры sobory.ru. Около девяти тысяч мест поклонения в мире посвящено святому Николаю. Число довольно внушительное. Если рассмотреть детально, то легко убедиться, что на Кипре девятнадцать Никольских храмов, в Греции восемьдесят пять, в Польше пятьдесят четыре, а в Турции всего шесть. Примерно такой же статистический расклад и по другим странам и поместным церквям.
Храм свт. Николая в Сосенках (Пефкакия). Афины, Греция.
https://commons.wikimedia.org/
Обратив взор на Россию, мы увидим совсем иную картину. На территории одной только Московской области насчитывается более пятисот Никольских храмов, а в Русской Православной Церкви в целом, примерно восемь тысяч приходов в честь святого Николая.
Никольский Морской собор в Кронштадте, Россия
https://mydream.travel/excursions/russia/saint-petersburg/kronshtadt-morskoy-sobor-fort-konstantin
Как же так получилось? Святитель Николай был ликийцем, жил в Римской империи семнадцать веков назад, а прижился в России! Николая еще называют самым русским святым, и это вполне заслужено.
Ликия — древняя историческая область в Южной Анатолии (ныне Турция). Название происходит от малоазийского племени ликийцев хетто-лувийского происхождения. Представляет собой большой гористый полуостров. Береговая линия Ликии изрезана множеством бухт с островками. Основой экономики региона был рыбный промысел. В византийскую эпоху в Ликии было до 45 епископских кафедр, одну из которых – в городе Миры – занимал святитель Николай.
Спросите у любого русского и вам ответят: «наш он, русский!» А все, что русское, мы сохраняем, бережем и гордимся.
Для нас личность святого — это не все более отходящая в фольклор фигура с мешком на плечах, на санях с оленями и комически раскачивающаяся из стороны в сторону, как на Западе. Для нас он — святой угодник. На Западе нет ни одного современного католического храма, который был бы посвящен святителю Николаю. Это, к сожалению, становится общей тенденцией западного мира — люди забывают древних святых, перестают их почитать и обращаться к ним в молитве. Для них это не более чем очередное развлечение. Святой Николай должен вовремя доставить подарок, тихонечко спуститься в дымоходную трубу, а самое главное, поспешить, чтобы никто не был расстроен или разозлен. Нештатная ситуация, когда сани сломались, олени заболели, или случились иные проблемы логистики, никто сейчас не принимает в оправдание.
К сожалению, в греческом мире тоже происходит обезличивание образа святого Николая. Особенно это ощущается в греческих диаспорах, проживающих в Западной Европе, Америке и Австралии. Общество все больше живет по принципу «ни горячо, ни холодно», а не по понятиям святости. Святость для многих — это тяжело и неудобно. Поэтому святой превращается в исполнителя, разносчика или почтальона.
Николай Чудотворец навещает трех дев непорочных, избавляя их от падения. Роспись Никольского придела храма Троицы Живоначальной на Шаболовке, Москва, Россия. Фот. Чеботарь Александр Мирчевич.
http://temples.ru/card.php?ID=6014
Хотя святость — это про то, как нужно жить, а не про то, чего нужно ожидать. Поэтому святой это тот, кто всецело живет ради Христа, во Христе и со Христом; тот, чья жизнь ежедневно посвящена выполнению воли Божьей, ведь воля Божья это начало, основание и завершение святости. Святым может быть только тот человек, который стремится к источнику святости — Богу. И Господь, зная и видя, что есть люди, желающие жить по Его заповедям и быть единым целым с Ним, снисходит к ним и делает их приобщенными к Себе.
Именно таким видит русский человек святого Николая, когда взирает на его образ на иконах. Иконы Николая Угодника у нас есть разные. Чудотворный образ Николы Зарайского, с которым связан один из древнейших российских городов Зарайск. История иконы и чудеса, исходящие от неё, изложены в цикле летописей под названием «Повести о Николе Зарайском». Изначально этот образ находился в греческой Корсуни, но впоследствии святой Николай явился некоему Евстафию и велел принести икону на Святую Русь. Перед Зарайским образом молились преподобный Сергий Радонежский, великие Московские князья Иван III и Василий III, цари Иван Грозный и Василий Шуйский, император Александр II и другие. К иконе приходили ремесленники и торговцы. В Смутное время горожане Зарайска во главе с воеводой князем Д.М. Пожарским перед этим образом поклялись в верности законным властям и не присягнули самозванцу.
Никола Зарайский. Икона в Иоанно-Предтеченском соборе. Зарайск, Россия.
https://volh.in/travel/zaraysk/
Еще у нас есть Великорецкая икона Николая Чудотворца, образ Николы Мокрого, Николы Можайского, иконы Николо-Дворищенская, Гостунская, Томская и другие. С ними связаны чудесные явления святителя Николая, помощь во время неприятельских осад, чудесные избавления от напастей. Много бед было, и святой Николай во всех помогает.
Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца была обретена в 1383 году крестьянином Семёном Агалаковым на берегу реки Великой, притока Вятки рядом с деревней Крутицы. После исцеления одного из жителей деревни к иконе началось паломничество. На месте обретения была построена деревянная часовня. В 1392 году икону перенесли в столицу Вятского края — город Хлынов. С тех пор Великорецкий крестный ход проходил ежегодно — по возвращению иконы к месту её обретения. В 1555 году икона была доставлена крестным ходом в Москву, ей было освящено начало строительства собора Покрова на Рву, с чем связано чудесное обретение девятого придела этого храма, освящённого в честь образа. С 2011 года икона находится в Никольской надвратной церкви Успенского Трифонова монастыря г. Кирова.
В старинных русских легендах рассказывается о том, как Николай Угодник пришел на помощь крестьянину, у которого в дороге застряла телега, помог вдове покрыть соломой крышу, защитил женщину от разбойников и т.п.
Когда куда-то шли, говорили: «Бог на дорогу, Никола в путь», «Никола на море спасает, Никола мужику воз поднимает», «проси Николу, а он Спасу скажет». В каждом красном углу у образов Спасителя и Богородицы всегда стояла икона Николая Чудотворца. В устных рассказах о Великой Отечественной войне есть сюжет, как незадолго до вторжения фашистов на небе появилась фигура похожая на Николая Угодника.
Святой Николай не раз спасал людей от гибели. Однажды внезапно приплывшим на лодке старичком был спасен упавший в Баренцево море летчик. Позже он узнал своего спасителя на иконах святителя Николая, которому мать всю войну молилась о помощи сыну. Святой говорит бойцу, что его не заденет ни одна пуля благодаря молитвам матери, но сам солдат будет служить старцу. Святитель Николай велит во сне солдату перейти в окоп, перед тем как в него попадет бомба. Позже солдат выполняет данный обет — после победы становится священником.
Святитель Феофан Затворник так говорил о святителе Николае: «правило веры: познание ея, восприятие ея сердцем и введение в жизнь». Святой Феофан предлагал учиться православной вере «в честь сего преславного Святителя». Святитель Николай жил в IV веке, а исправлением ошибок и неточностей в отношении него занялся русский архимандрит в XIX веке. Именно архимандрит Антонин (Капустин), впоследствии начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, озадачился редактированием жития святителя Николая, так как в нем содержались исторические ошибки, и порой Николая Чудотворца путали с другим ликийским святителем — Николаем Пинарским, жившим позже.
https://commons.wikimedia.org/
«Смешение житий двух святителей Николаев и привело к указанной исторической несообразности… Дополнение жития святителя Николая Мирликийского эпизодами из жизни Николая Пинарского было предпринято в первой половине X века некоторыми анонимными авторами. Версия блаженного Симеона Метафраста основывается на каноническом житии святителя Николая, составленного в VIII–IX вв. архимандритом Михаилом, в которое добавлены фрагменты из жития Николая Пинарского. Высокие литературные достоинства метафрастова жития святого Николая сделали его версию самой популярной и авторитетной, тем самым на тысячелетие невольно «узаконив» ошибочное смешение житий двух Николаев»[i].
Святитель Николай Пинарский жил в VI веке в Ликии. Он был настоятелем Сионского монастыря и архиепископом города Пинары.
Его житие из-за совпадения многих фактов переплелось с житием Николая Мирликийского. Остатки античной Пинары находятся недалеко от поселения Минаре на дороге Каш—Фетхие в часе езды от последнего.
Нет в России места, где не почитался бы Угодник Николай. Нет города без храма Никольского, а храма — без иконы святителя. В крайнем восточном городе нашей страны расположен самый высокий в мире памятник святителю Николаю. Установлен он в 2004 году на живописной скале над Анадырским лиманом. Общая высота памятника более 25 м, из которых на поверхности находятся только 10 м, поскольку большая часть постамента уходит в вечную мерзлоту.
Памятник св. Николаю. Анадырь, Россия
https://vslantsah.ru/volgograd/chukotka/
На Вятской земле ежегодно проходит Великорецкий крестный ход с иконой Чудотворца. На него собирается до 22 тысяч человек. Да и в церковном календаре нашем установлено целых три дня памяти святителя. Это, так называемые, Никола зимний — 19 декабря, Никола летний — 22 мая, и Рождество святителя — 11 августа.
Вот и получается, что Николушка непрестанно ходит по земле Русской, помогает богомольцам. Потому и повторяют они без сомнения: «наш он, наш — русский».
Великорецкий крестный ход. Кировская область, Россия.
https://gorthodox.com/en/news-item/russian-pilgrims-complete-a-10-mile
[i] Бугаевский А.В., архим. Владимир (Зорин). Святитель Николай архиепископ Мирликийский Великий Чудотворец. Его жизнь, подвиги и чудотворения по древним греческим, латинским и славянским рукописям. М., 2001, С. 8-15.