В 30 километрах к юго-востоку от Москвы находится Серафимо-Знаменский скит, основанный в начале XX века. В истории Русской Православной Церкви он был знаменит высотой монашеской жизни его устроителей, впоследствии новомучеников и исповедников Российских.
Основательница скита схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанишвили, происходила из богатой грузинской княжеской семьи и получила хорошее светское воспитание и образование. Лишившись родителей, она в 1889 году поступила в Бодбийский монастырь св. равноапостольной Нины. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни, острый и проницательный ум в 1902 году она была назначена игуменией этого крупнейшего монастыря Грузии, где подвизались около 300 сестер. Значительное влияние на матушку в те годы оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он же более чем за два десятка лет предсказал ей пострижение в великую схиму и игуменство в трех монастырях. Игумению Фамарь лично знали такие высокие духовные лица, как митрополит Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие.
В руках преподобного Серафима
Главным покровителем и помощником матушки был преподобный Серафим Саровский. Она говорила: «Вся жизнь моя в руках преподобного Серафима». Его жизнеописание было первой книгой духовного содержания, прочитанной юной послушницей, и с тех пор она всем сердцем полюбила его. В 1903 году, во время торжественного открытия мощей преподобного Серафима, одна из монахинь Бодбийского монастыря была в Сарове и привезла оттуда маленький образок Чудотворца, освященный на раке. Это была совсем простая деревянная иконка с поясным изображением прп. Серафима, похожая на тысячи других, но матушка говорила: «Я бы ее из тысячи икон узнала!» Многие чудеса были явлены от нее. Матушка Фамарь никогда не расставалась с этой иконой. Как-то раз на карету, в которой она ехала с двумя сестрами в Тифлис, напала вооруженная толпа горцев. Как только поднялась стрельба, матушка Фамарь достала икону преподобного и с дерзновением стала взывать: «Преподобие отче Серафиме, спаси нас!» Карета была изрешечена пулями, но ни матушка, державшая икону в руках, ни сестры не были ранены.
Глас Царицы Небесной
В 1908 году матушка Фамарь отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с твердым намерением поселиться в его Введенском скиту, находившемся в 12 верстах от Сарова. Во время молитвы перед монастырской чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» она услышала глас Царицы Небесной: «Нет, ты здесь не останешься, а устраивай сама скит не только себе, но и другим». Вначале матушка подумала, что это искушение. Только после благословения великих старцев – Алексия Зосимовского, Анатолия Оптинского, Гавриила Седмиезерского, единодушно убедивших ее исполнить поручение Самой Богородицы, матушка Фамарь приступила к строительству скита.
Старец Алексий напутствовал ее: «Царица Небесная Сама и место изберет, и средства даст, и духовно устроит. Ты будешь только служкой, орудием…» Действительно, вскоре с явной помощью Божией было выбрано место в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Появились и средства для строительства.
По образу Небесного Иерусалима
Первый камень в основание скита был заложен в августе 1910 года. Активное участие в обсуждении планов по внутреннему и внешнему устройству обители принимали великая княгиня Елизавета Феодоровна и будущий духовник обители владыка Арсений (Жадановский). Строительство продолжалось два года, новосозданную обитель лично освятил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).
Простота и изящество отличали архитектуру монастырского комплекса, выполненного в древнерусском стиле. Замыслом устроителей было воссоздание в миниатюре образа Иерусалима Небесного. Скит был обнесен квадратной оградой, каждая сторона которой имела длину в 33 сажени по числу лет земной жизни Спасителя.
В ограду были встроены 12 маленьких келейных домиков, по числу апостолов. В центре скита возвышался великолепный шатровый храм в традициях XVII века. В верхнем храме – престолы во имя прп. Серафима Саровского и иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской. Нижний храм – подземная усыпальница с престолом во имя св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Ищите прежде Царства Божия
По своему внутреннему устройству скит был не менее примечательным. Сестры подвизались в молитве и монашеских подвигах, а всем необходимым для жизни их обеспечивал специально устроенный «нижний хутор». И внешняя символика, и устав скита были рассчитаны удерживать внимание на «едином на потребу», по сказанному: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33).
За год до революции состоялся постриг матушки Фамари в великую схиму. Духовным окормлением сестер занимался епископ Серпуховской Арсений, бывший наместник Чудова Кремлевского монастыря, человек высокой духовности, мудрости и чистоты. Когда начались гонения на веру и Церковь, владыка Арсений и его духовный друг архимандрит Серафим (Звездинский) безвыездно жили в скиту в полузатворе. Для них была построена киновия с домовой церковью, в которой затворники ежедневно в течение полутора лет совершали Божественную Литургию, занимались науками и церковным творчеством. Владыка Арсений составил службу с Акафистом Пресвятой Богородице в честь местночтимой иконы «Покрывающая» – келейной иконы схиигумении Фамари.
Вся жизнь – чудо
Просуществовав 12 лет, в 1924 году скит был закрыт. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер и священник – 12 человек по числу апостолов Христовых – поселились недалеко от Москвы, в Перхушкове, где продолжили свой монашеский подвиг. В 1931 году подвижниц вместе с матушкой арестовали, последовали тюремное заключение и ссылка в Сибирь.
Вынести тюрьму и годы ссылки матушке помогали вера и упование на милосердие Божие: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, – разве это не чудо?!» – писала она из Сибири. Оттуда матушка Фамарь вернулась в 1934 году тяжело больной. За несколько дней до ее кончины художник П. Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь», хорошо известный нашим современникам. Покоится матушка на Введенском Немецком кладбище в Москве.
После закрытия в обители разместилась больница, затем пионерлагерь и база отдыха военного завода. Постепенно здания приходили в ветхость, а территория в запустение. В 1999 году Русской Православной Церкви храм Серафимо-Знаменского скита был передан как приходская церковь, а через год здесь был открыт монастырь, появились первые насельницы. Сейчас в обители богослужения совершаются практически каждый день. По воскресеньям служится водосвятный молебен с поочередным чтением Акафиста иконам Божией Матери «Покрывающая» и «Знамение», прп. Серафиму Саровскому и св. равноапостольной Нине.
Престольные праздники обители:
Иконы Божией Матери «Знамение» – 10 декабря
Преподобного Серафима Саровского – 15 января и 1 августа
Святой равноапостольной Нины – 27 января и 1 июня
Местночтимой иконы Божией Матери «Покрывающая» – 19 марта
В блокнот паломнику:
Серафимо-Знаменский скит
АДРЕС: 142072, Московская область, Домодедовский район, село Битягово. Проезд из Москвы: от Павелецкого вокзала до станции Домодедово, далее автобусом №23 до остановки «Село Битягово» или автобусами № 31, 32, 58 до деревни «Заборье», далее пешком 2,5 км в сторону базы отдыха «Нефтяник».
Светлана Мирнова