Русская игумения болгарской обители

Роль личности

Русская игумения болгарской обители

Схиигумению Марию (в миру Лидию Николаевну Дохторову) современники называли «живой святой». Благодаря высокой духовной жизни и подвигам аскетизма она стала известна как великая подвижница ХХ века.

Схиигумению Марию (в миру Лидию Николаевну Дохторову) современники называли «живой святой». Благодаря высокой духовной жизни и подвигам аскетизма она стала известна как великая подвижница ХХ века. В 1954 году Божий промысл привел матушку Марию в Болгарию. Именно эта христианская страна стала её второй родиной. «Для русских, - говорила матушка, - Болгария после России – самая родная по духу».

А ей было с чем сравнить. Первую половину своей жизни горячая поборница христианской веры провела в странствиях. И где бы она ни находилась, повсюду с ней происходили удивительные вещи, которые явно свидетельствовали о незримом присутствии Господа в ее жизни.

…Лидия родилась в Киеве в 1896 году в благочестивой дворянской семье. Ещё в детстве у неё обнаружились незаурядные способности к учебе, спорту, музыке. Ей пророчили блестящее будущее, но она рано потеряла интерес к миру и начала готовить себя к духовной жизни. Сначала отказалась от мяса, затем от сладкого и, наконец, от вареной пищи. Сидя с родителями за столом, уставленным разнообразными яствами, она ни к чему не притрагивалась, кроме сырой моркови и капусты.

Когда пришло время поступать в институт, Лидия отправилась в Москву и была принята на историко-филологический факультет МГУ. Однако закончить образование помешала революция. Лидия вернулась в Киев. Родители хотели, чтобы она продолжила учебу в Риме и пережила там трудные времена. Девушка была на распутье. Решение пришло в канун Рождества 1918 года, после всенощной службы. Лидия твердо решила покинуть страну, в которой правила безбожная власть. Но не для того, чтобы постигать науки, а для того, чтобы послужить Богу. Вот только где? Как? Лидия всецело положилась на Господа.

В Одессе без билета и без визы она села на пароход «Афон», отбывающий в Салоники. На неё в тот момент никто даже внимания не обратил: на корабле был переполох – среди пассажиров обнаружили большевичку. Всё путешествие Лидия горячо про себя молилась: «Господи, Тебе всё возможно. Помоги!» И удивлялась, как быстро Господь откликался на её молитвы. Каждый раз, когда к ней подходили с проверкой билетов, происходило нечто из ряда вон выходящее, что отвлекало проверяющих. Так и добралась Лидия до Греции.

В Афинах молодой девушке надо было получить визу для выезда в Рим, но в её паспорте, который она сдала в русское консульство, не было нужных отметок. Скорее всего, Лидию ждал отказ. Но вновь случилось невероятное - секретарь консульства украл все документы и сбежал с ними в Америку. Лидии выдали новый, оформленный по всем правилам паспорт, открывающий ей путь в Европу.

В тот период жизни молодая девушка, посещая крупнейшие музеи Италии и Франции, решила себя испытать. А не перевесит ли ее интерес к искусству, которое она профессионально изучала, любви к Церкви Христовой? Но оказалось, что радость от общения с Богом неизмеримо выше. Схиигумения Мария вспоминала: « В церкви я получала просвещение, радость неизреченную. Чистые святые чувства и мысли влекли меня в духовный мир. Господь открывался мне в это время как Дух Истины». Тогда же у молодой странницы появилась привычка оставаться одной и подолгу молиться Господу.

Вставая утром, Лидия не знала, где преклонит главу вечером. Шла по дорогам от одного православного храма к другому, не имея за душой ни копейки, при этом точно зная, что Господь не оставит. Лишь эта горячая вера и спасала её. Однажды в Париже эмигрант из России передал Лидии деньги со словами: «Мне было от Бога внушение, что я должен Вам помочь».

В другой раз в Ницце у дверей роскошной виллы ее встретил незнакомый человек: «Милости просим! Мы давно вас ждём». Оказалось, что на вилле живет русская православная женщина, которая некоторое время назад тяжело заболела. В отчаянии она обратилась к Богу. И, вскоре задремав, услышала голос, который сказал, что ей поможет молодая странница. Было точно указано, как это странница выглядит и во что одета.

В течение сорока дней Лидия молилась о болящей, и той стало легче. А когда женщина исповедовалась и причастилась, болезнь окончательно отступила. Из разговора выяснилось, что муж больной шестнадцать лет запрещал своей жене ходить в церковь и причащаться. Лидия нашла возможность поговорить с несговорчивым мужем, и тот изменил своё решение.

Там же, в Ницце, после исповеди немолодой уже батюшка благословил Лидию на монашество: «Раба Божия! Твоё место в монастыре!» Этого жаждала и душа странницы. С тех пор Лидия стала еще требовательнее относиться к себе: усилила молитву и пост, перейдя буквально на хлеб и воду. В Черногории, став послушницей Острожского монастыря, она поселилась в маленькой пещере на горе, где в уединении, в близком «соседстве» с волками, прожила несколько холодных месяцев, согреваясь лишь сухими листьями.

По мере того, как укреплялся дух молитвенницы, все более аскетичной становилась её жизнь. В монастыре Жабка (Бессарабия) она ходила зимой без теплой одежды, босая, разбивая ноги в кровь. Её послушанием было носить воду. Когда, освободившись, послушница приходила в свою холодную келию на молитву, её мокрый подрясник становился ледяным. «Я стояла на коленях, как на льду», - вспоминала позже матушка. И всё это для того, чтобы умилостивить Бога. Лидия считала себя великой грешницей и неустанно творила Иисусову молитву. Она говорила, что её сердце и во сне молится.

В 1925 году, после шести лет странствий, подвижница оказалась в Сербии, где приняла постриг в малую схиму с именем Диодора. Здесь матушка прожила двадцать пять лет, восстановила семь монастырей. В последние годы пребывания на сербской земле управляла тремя обителями, в которых установила строгий устав по образцу Кирилло-Белозерского монастыря.

В начале 50-х годов, в период разрыва отношений между СССР и Югославией, матушку поставили перед сложным выбором: либо отказаться от советского гражданства (она приняла его в 1946 году), либо покинуть страну. Русская по духу и происхождению, она выбрала последнее и с шестнадцатью сестрами отправилась в Албанию.

Однако жизнь в неправославной стране оказалась для матушки невыносимой, и она решила проситься в Болгарию. В 1954 году по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I болгарское правительство приняло русских монахинь и предоставило им возможность выбрать любой монастырь. Матушке понравился полуразрушенный скит Святой Петки (Параскевы Пятницы) недалеко от Софии. Она сразу же начала восстанавливать монастырь и строить новый храм. Работа продвигалась быстро - предстоятели Болгарской Церкви во всем поддерживали матушку. В это же время она познакомилась с епископом Левкийским Парфением, который стал её духовным отцом.

Возглавив монастырь, игумения собрала вокруг себя большую русскую общину, однако никогда не делала различия между русскими и болгарами. С ней больше сближался тот, кто был ближе к Богу. Матушка несла огромную ответственность за своих духовных чад. Если они совершали тяжкие проступки, она сурово наказывала… саму себя, оставаясь на несколько дней без еды и воды.

Подвижница обладала даром прозорливости и чудотворной молитвы, помогая всем, кто к ней обращался. Спала матушка очень мало – она раньше всех вставала и последней уходила в свою келию. При огромной загруженности игумения старалась лично приготовить еду для рабочих и гостей монастыря. Смиренно подавала к столу. Все, кто знал матушку, говорили, что она любит той возвышенной любовью, которая « …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… никогда не перестает» (1 Кор. 13:4-8).

В последние полтора года жизни у матушки обострились хронические заболевания. Она испытывала сильнейшую боль в суставах, но душа ее радовалась о Господе. Подвижница достигла того духовного возраста, когда состояние тела не влияет на состояние души. В конце жизни матушка приняла великую схиму с именем Мария. Представилась схиигумения вскоре после Пасхи 1978 года.

Митополит Ловичский Гавриил (Динев), который долгие годы являлся духовным сыном матушки Марии и оставался с ней до последней минуты ее жизни, однажды сказал: «Народ, способный рождать таких церковных чад, - это народ великий и необычайно богатый. Такой народ будет храним Богом до скончания века».

…Память о схиигумении Марии хранят ее духовные чада и насельницы Клискурского монастыря Святой Петки, который с такой любовью обустраивала матушка. Сейчас это одна из самых известных и красивых обителей Болгарии, где непременно стоит побывать, чтобы приложиться к святыням и помолиться у могилы матушки. Великая подвижница и после своей кончины помогает тем, кто с сокрушенным сердцем обращается к ней за помощью.

 

Поделиться ссылкой в:


Ещё в разделе

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

«ЛЮБЯЩИЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ»

Три святых Филарета в истории Московской духовной академии

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

СВЯТОЙ КНЯЗЬ-ДИПЛОМАТ

Почему будущие послы и атташе молятся благоверному Александру Невскому

Два Святителя из Ликии

Два Святителя из Ликии

Недалеко от турецкого города Демре (бывшие Миры) находятся развалины некогда очень известного в Малой Азии монастыря Святой Сион, настоятелем которого был великий чудотворец Николай Пинарский.

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская…

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская…

635 лет со дня кончины святого благоверного великого князя Димитрия Донского.