Еще до своего крестного патриаршеского служения святитель Тихон совершил немало духовных подвигов в несении пастырских трудов. Одним из важных этапов его жития стала миссия на территории Северной Америки. Там он прожил почти восемь лет — с осени 1898 до весны 1907 года, став первым православным архиепископом на американском континенте. Святитель Тихон основывал храмы, монастыри и семинарии, служил и проповедовал, плыл на утлой байдарке по северным речкам Аляски, неся свет Православия в глухие алеутские поселения. За неутомимую миссионерскую деятельность, соединенную с непритворной добротой, русский пастырь заслужил имя «Просветителя Северной Америки» и любовь своей паствы.
Надо сказать, что американской духовной «командировке» предшествовал довольно неприятный эпизод в жизни тогда епископа Люблинского Тихона. Будучи благочинным епархиальных монастырей, он обнаружил нарушения в ведении приходно-расходных книг ставшего тогда знаменитым на всю страну Леснинского монастыря, он чем доложил архиепископу. Обитель была основана и возглавлялась графиней-игуменьей Екатериной (Ефимовской). Та, обидевшись на молодого викария, пожаловалась влиятельным знакомым в Петербурге. Синод решил дело замять и 14 сентября 1898 года отправил Тихона подальше — епископом Алеутским и Аляскинским[1].
Таким образом 33-летний епископ подхватил эстафету духовной преемственности прежних русских миссионеров на континенте — начиная с валаамских иноков, подвизавшихся на Алеутских островах и Аляске, среди которых был первый православный святой Америки — преподобный Герман Аляскинский и продолжая святителем Иннокентием — митрополитом Московским, прозванным «Апостолом Америки».
Русская Православная миссия на Аляске и Алеутских островах стала важной страницей в истории Америки. После того как русские мореплаватели открыли со стороны Тихого океана североамериканский континент, началось активное освоение этих земель. Ключевую роль в этом процессе сыграли Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Н.П. Резанов. Понимая важность духовного просвещения местных жителей, императрица Екатерина II в 1793 году повелела учредить Северо-Американскую Кадьякскую миссию. Уже через два года иеромонах Макарий совершил крещение более двух тысяч человек на Алеутских островах. Для укрепления церковной структуры в 1796 году было учреждено Кадьякское викариатство Иркутской епархии, а в 1799 году архимандрит Иоасаф был возведен в сан епископа. Важное место в истории миссии занимает прп. Герман Аляскинский. Он основал монастырь на острове Еловый, занимался переводом богослужебных книг на язык местных племен и стал любимым духовным наставником алеутов. Особенно значимым стал период деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), первого епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, открывшего новую страницу в истории американского Православия.
Читайте про духовную миссию Русской Церкви в Америке в статье «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их…»
Религиозная ситуация в США тогда сильно разнилась с таковой в Российской Империи. Действовали 300 различных конфессий и сект, среди которых 40 тысяч православных были маленьким островком. Причем большинство из них обитало на Аляске.
При веротерпимости властей существовала жесткая конкуренция за паству — особенно за иммигрантов, прибывающих тогда в Америку по полмиллиона человек в год. Осмотревшись в своем кафедральном городе — Сан-Франциско, владыка Тихон быстро понял, что кафедру надо переносить на восточное побережье — лучше в Нью-Йорк, где было гораздо больше существующей и потенциальной паствы.
Но перед этим он решил посетить старейшую часть духовных чад нашей Церкви в бывшей Русской Америке — на северо-западном краю континента. На тихоходном паровом судне «Почтовый голубь» он плывет из Сан-Франциско вдоль побережья Тихого океана на Аляску. Везде, где пароход пристает к берегу, Святитель встречается с местными христианами, беседует с ними, дарит серебряные крестики и иконки, служит литии.
Добравшись до Аляски, где заканчивалась золотая лихорадка, владыка Тихон пересаживается на плоскодонную байдару, обтянутую тюленьей кожей, и плывет с сопровождающими по великой реке Юкон, воспетой Джеком Лондоном, а затем по маленьким северным рекам полуострова, вдоль которых располагаются поселения эскимосов. Вместе со всеми святитель Тихон несет на руках, продираясь сквозь густые кустарники, тяжелую лодку, чтобы попасть в соседнюю водную артерию. Конечной точкой было православное селение на реке Кускоквим.
Святитель Тихон на Аляске с местным духовенством, 1901 г. Крайний справа – иерей Тихон Шаламов, отец писателя В.Т. Шаламова.
Красочно описывал один из эпизодов этого путешествия его спутник, священник Иаков Корчинский. «В 4 часа раздались трезвон и салюты, и мы отчалили. Через час прибыли в село Нуналеанхагмют — летняя резиденция Икогмютского тоена. Тоен и все живущие с ним радостно вышли навстречу своему архипастырю и, после принятия благословения от него, спешили, как дети любимому отцу, нести ему дары от трудов своих — рыбу, икру и прочие подарки. На берегу реки развели огонь и стали приготовлять закуску и чай. В это время владыка изволил подняться почти по отвесной скале на местное кладбище, находящееся на вершине холма. Помолившись об усопших, владыка любовался открывшимся отсюда на реку и окрестности видом. Не гнушаясь бедной грязной обстановкой и сильным запахом рыбы, владыка посещал затем семейства туземцев в их летниках и палатках (...).
Далее путь лежал вдоль притоков этой реки по речушкам, озерам и болотам, местности «совершенно пустынной и дикой», где можно было встретить только диких зверей (медведей, лисиц и выдр) и птиц, а над всем «мириады немилосердно жалящих комаров» (…) Сопровождавшие нас дикари — эти добрые дети природы — чем только и как только могли, старались услужить Владыке...»[2]
Ни один из участников этого миссионерского похода не заболел и не поранился серьезно. За три месяца владыка Тихон преодолел более 11 тысяч километров, побывав в 20 северных поселениях! Память о его приезде еще долго жила на Аляске. В дальнейшем Святитель совершил еще много путешествий по воде на алеутские и курильские острова, испытывая холод, пронизывающий ветер и лютую качку.
Однако главная миссионерская работа была все-таки на восточном побережье Штатов. В 1902 году святителем Тихоном было заложено основание Свято-Троицкого собора в Чикаго. Интересно, что храм был построен по проекту знаменитого американского архитектора Луиса Салливана — создателя одного из первых американских небоскребов. А через год владыка уже освятил его. В 1904-м епископ Тихон освящает православный кафедральный собор Святителя Николая в пригороде Питтсбурга. Каждый год при его епископстве в разных штатах возникают новые православные общины.
31 января 1904 года святитель Тихон служит в старом Никольском храме Нью-Йорка в частном доме на 2-й Авеню молебен о ниспослании победы русскому воинству в начавшейся войне с Японией. И открывает после этого сбор средств для помощи Отечеству, внеся сам для того, чтобы показать пример, 500 рублей. Центром же сбора стал новый собор в честь святителя Николая Чудотворца на Манхэттене, который уже два года как был построен по инициативе владыки Тихона с первоначальным пожертвованием Государя Николая II и на взносы частных ктиторов. Американская паства активно участвовала в обоих сборах. Величественный Никольский собор в окружении небоскребов не потерялся, став главным американским православным храмом. Туда владыка, получив одобрение Синода, перенес кафедру из Сан-Франциско. В своей речи при освящении храма святитель Тихон сказал, что для православных американцев этот день так же радостен, как был радостен для Израиля день, когда вместо скинии при царе Соломоне был создан храм Господень. «Ныне положен конец таким сетованиям и услышаны Господом сердечные воздыхания наши о том, чтобы в великом граде сем был воздвигнут храм, достойный русского народа и соответствующий величию православной веры!»[3]. К слову, в 1973 году Никольский собор был официально признан историко-культурной достопримечательностью Нью-Йорка.
1904–1905 года стали, можно сказать, «апофеозом» служения святителя Тихона в США. В 1904-м была закончена большая работа по переводу на английский Служебника, Требника и других богослужебных книг. Перевод Изабеллы Гапгут редактировал сам епископ Тихон, за что удостоился звания доктора богословия в университете штата Висконсин.
А в 1905 году, когда Россия содрогалась от революционных беспорядков, в США открывается первый в Америке православный монастырь святого Тихона Задонского в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания). Идея основания обители принадлежала молодому иеромонаху из России Арсению (Чаговцеву), впоследствии архиепископу Виннепегскому. Святитель Тихон выступил горячим сторонником и соорганизатором создания монастыря. На освящении обители владыка, в частности, сказал: «Не напрасная ли мечта и трата сил и средств — устроять монастырь с созерцательным, восточным укладом его жизни в стране, насельники которой всему миру известны как люди практических потребностей, внешней деловитости и земного благополучия? Есть ли здесь благоприятная почва для насаждения монашества? Но есть и здесь души живые, жаждущие Господа и стремящиеся к иному, немирскому житию. Призри же с небесе, Боже, на учреждаемый ныне монастырь, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя»[4]. При монастыре был открыт также первый в США православный приют для сирот.
По инициативе и усилиями свт. Тихона миссионерская школа для образования местного духовенства в г. Миннеаполисе (штат Миннесота) была в том же 1905-м преобразована в первую американскую православную духовную семинарию. Тремя годами ранее владыка основал подготовительное училище в Кливленде. И там, и там преподавание и службы велись на английском. «Как бы ни были хороши священники из России, все же не все считают их родными. С этим приходится считаться для обеспечения успешного хода миссионерского дела»[5], — пояснял епископ Тихон.
Сам он служил на трех языках: церковно-славянском, английском и греческом: важно было привлечь в православие людей разной национальности. Святитель подчеркивал: «Православие кафолично; если в России и не испытывается, так сказать, эта кафоличность православия, так как там все православные — русские, то здесь, вне пределов России, где под кров православного храма одинаково рвется и русский, и грек, и араб, и другие, понятие кафоличности православия для нас вполне осязательно»[6].
За время святительства преосвященного Тихона к Православию присоединилось 32 карпаторусских (русинских) приходов близ города Скрантона (штат Пенсильвания). В православие при нем переходили и приезжие униаты и даже некоторые местные протестанты. Не последнюю роль в этом играла сама личность епископа Тихона, как бы источавшая свет истинной веры.
При этом приходилось испытывать жесткую конкуренцию с инославными миссионерами, на что владыка обращал особое внимание в своих статьях для «Американского Православного вестника», в издании которого он принимал активное участие. Например, в августовском номере за 1905 год святитель, указывая на непросвещенность или «растерянность» в православной вере многих аборигенов Аляски, писал: «В таких случаях на помощь им являются миссионеры, особенно иезуиты и «моравские братья». Раздачею муки, рыбы (юколы), чая, сахара, табаку они заманивают к себе туземцев, в том числе и православных, которые, подобно Исаву, продают за пищу свое первородство». И заключал: «При таком напоре со стороны инославных миссионеров как же не пожелать, чтобы число наших миссионеров (их пока всего три человека) увеличилось, хотя бы, например, удвоилось, или утроилось»[7].
Святитель Рафаил Бруклинский (в миру Рафла Хававини) родился в 1860 г. в Сирии в семье православных христиан. Его детство прошло в тяжелые времена гонений, и семье пришлось бежать в Бейрут. Уже с юных лет в нем проявились глубокое благочестие и стремление служить Церкви. Получив духовное образование в Дамаске, он продолжил обучение Киевской духовной академии. В 1889 г. он был рукоположен в священный сан и назначен главой Антиохийского подворья в Москве. Здесь он проявил себя как талантливый организатор, сократив долг подворья и способствуя обучению сирийских студентов в России. Однако его борьба за независимость Антиохийской Церкви от греческого влияния привела к конфликту с патриархом Спиридоном. После отстранения от служения Рафаил перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и продолжил труды в Казани, преподавая арабский язык. В 1895 г. он откликнулся на призыв арабской православной общины Нью-Йорка и отправился в Америку. Здесь, при поддержке святителя Тихона (Беллавина) он основал первый арабский православный приход, освятив храм во имя святителя Николая. Святитель Тихон высоко ценил труды архимандрита Рафаила и видел в нем верного помощника в деле устроения Православия в Америке. 29 февраля 1904 г. в соборе святителя Николая в Бруклине состоялось историческое событие — первая православная епископская хиротония на американской земле. Святитель Тихон вместе с епископом Иннокентием рукоположил архимандрита Рафаила во епископа Бруклинского, викария Алеутской епархии. Этот момент стал поворотным в истории американского Православия. Епископ Рафаил продолжил ревностно трудиться: объезжал приходы, рукополагал священников, укреплял единство паствы. При его активном участии Сиро-Арабская миссия выросла до 30 приходов. Он также издавал духовную литературу, включая журнал «Слово» (Al-Kalimat), и поддерживал использование английского языка в богослужении, чтобы сохранить молодежь в лоне Церкви. Святитель Рафаил отошел ко Господу 27 февраля 1915 г., оставив после себя крепкую православную общину. Его служение стало мостом между арабским и русским Православием в Америке, а сотрудничество со святителем Тихоном заложило основу для будущего развития Церкви на этом континенте.
Святитель Тихон (в центре), епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) (слева) и святитель Рафаил Бруклинский (справа) среди духовенства г. Нью-Йорка
В 1905 году за миссионерские труды Святейший Синод удостоил епископа Тихона сана архиепископа. При этом владыка, размышляя о будущем Православия в Америке, приходит к выводу о неизбежности и необходимости превращения его из «эмигрантской» конфессии в многонациональную соборную Поместную Церковь. Механизм — преобразование Северо-Американской епархии в экзархат с постепенным переходом к Автокефальной Православной Церкви в Америке. Эти предложения свт. Тихон изложил участникам Предсоборного Присутствия, созванного в 1906 году в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга для подготовки созыва Поместного собора. Собственно, именно так в дальнейшем и произошло.
Примечательно, что владыка Тихон стремился заложить основы соборности в епархиальной жизни, задумав уже в 1905 году провести Собор с участием епископов, священников и мирян — делегатов от приходов. Тогда не хватило средств, и этот исторический Всеамериканский Собор состоялся лишь феврале 1907 года в Майнфилде при активном участии владыки Тихона. После этого Синод отзывает его обратно в Россию — на старинную Ярославскую кафедру.
Проведя последнюю службу в Нью-Йоркском Никольском соборе, святитель произнес прощальную речь, заключив ее пронзительно: «Прости и ты, храм мой кафедральный... Прости и ты, Американская страна... Прости, моя паства!»[8] Паства в ответ плакала в голос, не стыдясь своих слез. Никто из собравшихся тогда в соборе не мог предположить, какой великий Крест уготован в дальнейшем Господом их любимому архиерею....
Андрей Самохин, член Союза писателей России
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ
Свято-Николаевский храм Нью-Йорка — кафедральный собор Патриарших приходов в США. Адрес: 15 East 97 Street, New York (Между 5-й авеню и Мэдисон авеню на Манхэттене).
Главный престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца; правый придел — в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Возвела собор по проекту и под наблюдением российского архитектора И. В. Бергессена лучшая американская строительная фирма начала ХХ века «John Downey and Son».
Пятикупольный собор построен в стиле свободной вариации московского барокко. Окна витражные. Фасад состоит из нескольких материалов: снизу гранит, выше белый камень и цветной кирпич. Стены здания украшены майоликовыми и терракотовыми фресками. Иконы для иконостаса написаны художником А. С. Славцевым.
Первый взнос на его строительство в 5 тысяч золотых рублей поступил от Императора Николая II. Государь начертал на письме o создании храма в Америке следующую резолюцию: «Сие дело есть великой государственной важности».
В соборе особо почитаются следующие святыни: мощевик с частицами мощей разных святых, присланный в 1901 году со Святой горы Афон; запрестольный крест с броненосца «Ретвизан».
Нью-Йоркский Патриарший Собор был и доселе остается главным храмом и местом встречи для духовного единения наших соотечественников.
СПРАВКА
По данным американского исследовательского центра «Пью» (Pew Research Center), православные христиане составляют всего 0,5 % населения Соединённых Штатов Америки (в печати фигурирует и другой показатель — 1,5%). При этом Православная Церковь в США все больше привлекает внимание американцев, ищущих истинную веру и никак не связанных с православием по родственному «наследию». Эта тенденция особенно усилилась после окончания острой фазы пандемии COVID-19, сообщал в 2023 году The Wall Street Journal. Некоторые православные священники в стране свидетельствовали о росте прихожан на 15% и более в год в противовес общему сокращению численности приверженцев других конфессий.
В 2020 году в США насчитывалось 675 000 практикующих православных, по сравнению с 816 000 десятью годами ранее. В большинстве американских храмов посещаемость снизилась именно после вспышки ковида, однако с конца 2020 года православные приходы испытали настоящее возрождение, что выразилось не только в росте числа постоянных прихожан, но и в увеличении церковных пожертвований, активизации занятий в воскресных школах и православного волонтерства.
По свидетельству ряда священников, новообращенных американцев привлекает в Православии то, что в отличие от других конфессий «Orthodox Church» оказалась наиболее стойкой в сохранении «традиционных ценностей» в отличие от других церквей, поддавшихся влиянию либерального апостасийного духа времени.
Больше всего православных церквей в Америке находится в штате Аляска. Одна из самых посещаемых православных святынь США — чудотворные мощи святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, пребывающие в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (РПЦЗ).
Однако многие православным сердцем Америки считают Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), где кроме других святынь находится могила Иосифа Муньоса-Кортеса (в келейном постриге монаха Амвросия) — хранителя чудотворной Монреальской Иверской иконы, мученически погибшего от рук сатанистов в 1997 году.
Первая иллюстрация: Прощание с Америкой Святителя Тихона. Худ. Ф. А. Москвитин, 2021 г. Источник
[1] Архимандрит Тихон (Затёкин). Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России. Нижний Новгород, 2010. С. 74; Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. / Сост. Маркова А. М., 2013. С. 20-21.
[2] Цит. по: Архимандрит Тихон (Затёкин). Указ. соч. С. 123.
[3] Речь преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, при освящении Нью-Йоркской церкви. / Прибавления к Церковным ведомостям. № 50. 1902 г. СПб. С. 1768.
[4] Цит. по: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского: проповеди, статьи / Сост. А. В. Попов. СПб, 2011. С. 147-148.
[5] Цит. по: Святитель Тихон... / Сост. Маркова А. М. С. 28.
[6] Цит. по: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. 1898-1907 гг./ Сост. А. В. Попов. СПб, 2013. С. 14.
[7] Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк / Сост. о. Сергий Широков. М., 2001. С. 205-206.
[8] Цит. по: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского. 1898-1907 гг… С. 420.