память святителя Ионы, митрополита Киевского, Московского чудотворца.
Святитель Иона, митрополит всея Руси. Икона письма М.Н. Соколовой (монахини Иулиании). XX в.
Святитель Иона был последним, кто именовался «Митрополитом Киевским и всея Руси». Несмотря на то, что уже полтора столетия предстоятель Церкви если и бывал в Киеве, то наездами, имя матери городов русских сохранялось в его титуле на первом месте. Но на веку свт. Ионы произошло окончательное разделение единой русской митрополии на великоросскую и малоросскую. И его преемники стали митрополитами (а затем и патриархами) «Московскими».
Будущий митрополит родился близ Солигалича (ныне Костромская область) в селе, принадлежавшем Симонову монастырю. К братии этой столичной обители он и присоединился.
Как и подобает молодому иноку, Иона нес многочисленные послушания. Однажды монастырь посетил митрополит Фотий (память 15 июля по н.ст.). Заглянув вместе с архимандритом после службы в пекарню, он увидел Иону, которого после бессонной ночи свалил сон. Архимандрит было кинулся будить инока, но Фотий остановил его. Митрополит обратил внимание братии на то, что правая рука спящего Ионы сложилась в благословляющем жесте, и предсказал утомленному пекарю великое будущее.
По прошествии немногих лет Иона стал архимандритом Симонова монастыря, а незадолго до своей кончины свт. Фотий хиротонисал его в епископы Рязанские и Муромские.
В 1431 г. митрополит Фотий отошел ко Господу. Через несколько месяцев собор епископов избрал главой Русской Церкви свт. Иону. Нареченному митрополиту по обычаю предстояло путешествие в Царьград для утверждения Патриархом. Но выехать из Москвы он не смог. На Руси начиналась гражданская война...
Поставление епископа Рязанского Ионы митрополитом всея Руси. Миниатюра Лицевого Летописного свода. XVI в.
В том же 1432 г., когда собор русской церкви выбирал митрополита, произошло два важных события: в Орде начался спор за великое княжение между дядей и племянником: Юрием Дмитриевичем Звенигородским, претендовавшим на ярлык в соответствии с завещанием Дмитрия Донского, и Василием Васильевичем, вошедшим на престол автоматически – как старший (и единственный) сын великого князя Василия Дмитриевича; также в октябре состоялось обручение Василия с внучкой Владимира Храброго Марией Ярославной. Спор перед ханским судом Юрий проиграл и на свадьбу к племяннику не приехал. Однако приехали его сыновья: Василий и Дмитрий (вошедшие в историю как Косой и Шемяка соответственно). Во время брачного пира произошла знаменитая сцена со срыванием Софией Витовтовной пояса с Василия Косого, послужившим casus belli. Оскорбленные юрьевичи покинули торжество, и через несколько месяцев их отец силой сгонит юного Василия с московского стола.
На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно. Худ. П.П. Чистяков. 1861 г. Государственный Русский Музей.
В 1433-1434 гг. Юрий Звенигородский в погоне за справедливостью дважды берет Москву и умирает в Кремле, завещав великое княжение не сыну, а племяннику, которого только что победил (это было очень в духе самого принципиального сына Дмитрия Донского). В июле 1434 г. Василий возвращается из изгнания и на целых 11 лет садится на свою «отчину и дедину». Со смертью Юрия междоусобица не прекращается – в борьбу за власть вступает его старший сын Василий Косой. Который уж точно ни по каким правилам прав на престол не имел. Но неподдержанный на тот момент братьями через год он терпит поражение на реке Черехе, после чего на Руси наступает затишье.
Другим препятствием для поездки в Константинополь для Ионы стало то, что его опередил кандидат Литвы. В 1433 г. великий князь Литовский Свидригайло отправляет смоленского епископа Герасима к Патриарху Константинопольскому, который и рукополагает того в митрополиты всея Руси. Однако вскоре после возвращения Герасим был обвинен в участии в заговоре против князя и жестоко казнен.
Таким образом в 1436 г., спустя четыре года после фактического заступления на кафедру, св. Иона наконец отправился на Босфор. Однако, приехав туда, он узнал, что на Русскую митрополию уже назначен ученый грек по имени Исидор. С ним Иона и вернулся в Москву. Из письма великого князя Василия императору Константину от 1452 г. мы узнаем, что Патриарх Иосиф II тогда же благословил Иону занять кафедру после Исидора.
Пробыв всего пять месяцев в первопрестольном граде, Исидор отправляется в итальянскую Феррару, где готовился к открытию церковный собор (по версии католиков – 17-й Вселенский). Этот Собор был очередной попыткой «объединения церквей», но по факту превратился в капитуляцию Православия перед католицизмом. И одним из виднейших локомотивов этой капитуляции стал именно митрополит всея Руси Исидор. Он прибыл в Феррару 18 августа 1438 г. Чуть меньше чем через год, 5 июля 1439 г., во Флоренции, куда были перенесены заседания, делегаты подписали унию (т.е. союз), согласно которой восточные церкви признавали все католические догматы, включая filioque, учение о чистилище, служение на опресноках и первенство папы римского.
Флорентийский собор. Европейская миниатюра. XV в.
Исидор, прибавивший к титулу митрополита звание кардинала и папского легата, приписал «с любовью и одобрением». Православие на Ферраро-Флорентийском соборе было предано всеми восточными иерархами, за исключением свт. Марка Эфесского. Как вскоре выяснилось, и за исключением Русской Церкви, которую Исидор вовсе не представлял.
19 марта 1441 г. Исидор торжественно, с преднесением латинского креста, въехал в Москву. Великий князь Василий Васильевич и свт. Иона уже были проинформированы о «деяниях» еретического Собора, но не спешили действовать и дали вероотступнику возможность самому обличить себя при всем народе. Что тот и не замедлил сделать: на Литургии в Успенском соборе Исидор первым помянул папу Евгения IV, провозгласил исхождение Святого Духа «и от Сына» и проч. Митрополит был схвачен, публично обвинен в «латыньстве» и заточен в Чудов монастырь. Спустя полгода ему удается бежать. Великий князь с облегчением отказывается от преследования, и Исидор вскоре прибывает в Рим.
Св. Иона, избранный, но не утвержденный Патриархом-униатом митрополит, продолжил исполнять обязанности местоблюстителя престола. Своей задачей, как и его великие предшественники, Петр, Алексий, Киприан и другие, святитель видел прежде всего в сохранении единства страны, дальнейшем объединении русских земель вокруг Москвы. И здесь он бескомпромиссно поддерживает великого князя Московского Василия II. Тем более, что тот более, чем когда-либо нуждался в поддержке. Возобновилась борьба с кузенами-юрьевичами и татарами.
Великий князь Василий Темный отвергает Флорентийскую унию. Худ. Б.А. Чориков
В 1445-1447 гг. Дмитрий Юрьевич Шемяка дважды занимал московский престол, в 1445 г. Василий на целый год попал в плен к казанскому хану Махмуду. Чудом освобожденный он отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и там был вероломно схвачен Шемякой и ослеплен. Из-за этого Василий вошел в историю как «Темный». Свт. Иона отлучил Шемяку от церкви, а впоследствии запретил поминать его даже после смерти.
15 декабря 1448 г. решением собора русских епископов Иона окончательно утверждается Митрополитом Киевским и всея Руси. Семь лет русские ждали развития событий после бегства Исидора. Тот вернулся в униатский Константинополь и по доходившей информации собирался сесть в униатском Киеве, что для Москвы представлялось недопустимым. Кроме того 31 октября 1448 г. умер главный инициатор и идеолог унии, император Византии Иоанн VIII Палеолог. На трон базилевсов садится Константин IX. Он, будучи православным, изгоняет патриарха-униата Григория Мамму. Но не проходит и трех лет, как Мехмед II штурмом берет Царьград. Некогда великая Империя Ромеев прекращает свое существование. Отступившись от Царства Небесного ради Царства Земного, они потеряли и то, другое.
Сразу после избрания свт. Иона установил празднование успения и обретения мощей своего великого предшественника, святителя Алексия. В 1451 г. произошло нашествие татарского царевича Мазовши на Москву. Результатом чудесного избавления столицы от ордынцев по молитвам митрополита Ионы стало возведение Ризоположенской церкви с митрополичьими палатами. В 1456 г. св. Иона внял многочисленным просьбам смолян во главе с епископом Мисаилом и по согласию с великим князем благословил вернуть Смоленскую икону Божией Матери в Смоленск. 18 января чудотворный образ, за полвека до этого привезенный в Москву Софией Витовтовной, торжественно проводили в Смоленск, предварительно «снем меру с неа и образ назнаменовав».
Святитель Иона передает Смоленскую икону Божией Матери епископу Мисаилу. Миниатюра Лицевого Летописного свода. XVI в.
Как уже было сказано, при митрополите Ионе произошло разделение Русской митрополии, продлившееся 200 с лишним лет. В 1458 г. польский король Казимир IV под давлением папы отнял русские епархии на территории Великого княжества Литовского, а низложенный и изгнанный из Константинополя бывший патриарх-униат Григорий Мамма в нарушение всех канонов посвятил в митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России» ближайшего сподвижника Исидора Григория. Казимир попытался продавить передачу Григорию и северо-восточных епархий. В ответ на это свт. Иона отправил в Киев посольство, которое пыталось убедить западных епископов не принимать вероотступника, но все увещевания были тщетны. Святитель созвал в Москве собор в декабре 1459 г., на котором епископы подтвердили свою верность Ионе и отвергли притязания Григория. Собор постановил, что «...митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодръжца». Таким образом была окончательно утверждена автокефалия Русской Православной Церкви.
31 марта (13 апреля по н.ст.) 1461 г. митрополит отошел ко Господу, а через год за ним последовал великий князь Василий. Завершилось великое сотрудничество двух правителей на поприще сохранения единства государства и церкви в столь непростые времена.
29 мая 1472 г. при строительстве нового Успенского собора, состоялось обретение нетленных мощей Ионы, от которых исходило благоухание. Вскоре от них произошло два исцеления. Мощи святителя были положены в раку и помещены «близ северных врат церковных». Вдова великого князя Мария Ярославна заказала Пахомию Логофету канон на обретение мощей. На первом макарьевском соборе 1547 г. Иона был официально канонизирован и причислен к числу «великих чудотворцев». Наряду со святителями Петром и Алексием он станет святым покровителем Москвы.
Рака с мощами святителя Ионы в Успенском соборе Московского Кремля
Рака с честными мощами чудотворца Ионы находится в северо-западном углу Успенского собора и доступна для поклонения всем желающим.
Игорь Рыжов, магистр истории,
ст. специалист паломнической службы
Паломнического Центра Московского Патриархата.
Иллюстрации: